Программа внеурочной деятельности Музыка и движение 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

««Музыка и движение»

для 1 класса на 2014-2015 учебный год



Срок реализации данной программы-1 год.

Руководитель: Япрынцева Мария Михайловна















Пояснительная записка

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Музыка и движение» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы - ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача - добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

Цель - Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.

3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Общая характеристика курса.

Программа «Музыка и движение» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития

1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо -игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Программа предполагает реализацию следующих принципов:

1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога - научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение - это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 час в неделю. Продолжительность занятий 35 минут.

Результаты освоения программы вокального кружка

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Способы отслеживания результатов освоения

образовательной программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).

Отслеживание уровня сформированности вокально - слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально - хоровой студии г.Тюмени И.А.Леоновой.

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Оснащение образовательного процесса:

  • записи фонограмм в режиме + и -;

  • ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

  • мультимедиа;

  • записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.

Содержание кружка.

Вводное занятие.

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.

Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.

Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

Развитие навыков уверенного пения.

Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

  • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

  • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

  • пауза (долгая, короткая);

  • акцент (лёгкий, сильный);

  • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

  • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

  • лад (мажорный, минорный, переменный);

  • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

  • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

  • регистр (высокий, средний, низкий);

  • тембр (различная окраска звука - светлая, тёмная, звонкая и др.).

Работа над репертуаром.

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение.

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт - это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции- работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

· пение в унисон;

· певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

· передача простого ритмического рисунка;

· четкая дикция;

· свободное владение дыханием;

· способность передать характер произведения;

· репертуар 6 - 8 песен смогут определять на слух:

· музыку разного эмоционального содержания;

· музыкальные жанры (песня, танец, марш);

· одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

· средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;

· музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

· знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

Календарно-тематическое планирование

№ занятий

Дата

Тематика

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Исполнение знакомые песен.

Работа над звукообразованием

Распевание: на одном звуке.

-Разучивание слов и мелодии песни; -

-Муз. Грамота: «Музыкальный урок».

2-3

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о школе.

Работа над фразировкой, вступлением, окончанием

Распевание: «Мы поём»

- одновременно начинать и заканчивать пение;

«Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана;

4-5

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени.

Работа над дыханием.

Распевание: «Андрей - воробей».

-Ансамбль и строй;

- индивидуальная работа с «гудошниками»;

«Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.

6

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях.

Связное пение (легато).

- Распевание: «Вот иду я вверх (вниз).спокойно стоять и сидеть во время пения;«Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой».

7-8

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России.

Связное пение (легато).

- Распевание: «Не летай , соловей…»формирование художественного вкуса «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова.

9

Песни о маме, доме, семье.

Напевное пение.

Распевание: «Жили у бабуси…» индивидуальная работа с «гудошниками»; «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной;«Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,

10

Мягкая атака звука.

Сочиняем песню.

11

Работа над дикцией.

Знакомство с ударными муз. Инструментами.

Песни о зиме.

- Распевание: Упр. На дикцию. слушать друг друга во время пения; «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева

12

Репетиции, участие в Новогоднем утреннике.

13

Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры.

Активная подача звука.

- Распевание: «Падают листья». «Дудочка». одновременно начинать и заканчивать пение;-Муз.-ритмические движения: «Как у наших у ворот» с движениями.

14-15

Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни.

Ансамбль и темп.

Распевание: «Охотник».-Ансамбль и строй; «Посиделки» муз. А.Варламова; «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова

16-17

Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.

Связное пение (легато).

Распевание: «Скок, поскок».коллективное пение;Муз. Грамота: «Неустойчивые звуки». «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной; «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского; «33 коровы». Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,

18

Сценический образ, сценическое движение. Масленица.

Работа над мелодией.

Выработка высокого, головного звучания.

- Распевание: «Скок- поскок».Песня про блины

19-20

Сценический образ, сценическое упражнение Песни 8 марта

Распевание: «В сыром бору тропина». «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.

21

Сценический образ, сценическое упражнение. Играем в оперу

- Распевание: «Разные ребята».

22

Сценический образ, сценическое упражнение. Театр, пантонимы,пародии

Распевание: упр. На дикцию.

- спокойно стоять и сидеть во время пения; - -Муз.-ритмические движения: «Мы знаем своё дело» (подражательная песня-игра).

23

Литературно - музыкальная композиция Песни о Победе

Ансамбль и динамика.

24-25

Песни о Победе

Ансамбль и темп.

26-27

Песни лета

28

Подготовка к параду.

Работа над увеличением диапазона голоса.

Распевание: «Про Родину». «Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.

29-32

Песни лета.

Знакомство с медными духовыми инструментам

- Распевание: Пение 5-ти нот, на дикцию.

- слушать друг друга во время пения;

и. «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

33

Отчётный концерт.

Список использованной литературы

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной

школе. - М.: Просвещение, 1983.

2.Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей.

Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.

3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:

Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. -

М.: Музыка, 1971. - С.274-287.

4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи //

Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.

6.Песенник «Дружат дети на планете». Составитель - В. Букин.

7.И. В. Евтушенко «Музыкальное воспитание ».

8.Песни из сб. В. Шаинского «С чего начинается дружба».

9.Песни и пьесы в сопровождении фортепиано. Составители: Н. Ветлугина,

И. Дзержинская,

Т. Ломова.

10.Г. Абромян «Солнечный круг», музыкальная азбука, издат-во «Малыш», М.,

11.А. С Соболев «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе».

(Распевания и муз. - ритмич. движения).

12.Детские песни и музыкальные произведения с диска под караоке.

13.Музыкалные пьесы на синтезаторе.

14.Сборник «Песня стройся и звучи!», изд. «Молодая гвардия».

15.В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения», выпуск 1, М. «Музыка»



© 2010-2022