- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Музыка и движение 1 класс
Программа внеурочной деятельности Музыка и движение 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клычкова М.М. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
««Музыка и движение»
для 1 класса на 2014-2015 учебный год
Срок реализации данной программы-1 год.
Руководитель: Япрынцева Мария Михайловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Музыка и движение» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы - ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача - добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Цель - Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Общая характеристика курса.
Программа «Музыка и движение» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическому направлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития
1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2.Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо -игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога - научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение - это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 час в неделю. Продолжительность занятий 35 минут.
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами
занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально - слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально - хоровой студии г.Тюмени И.А.Леоновой.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Оснащение образовательного процесса:
-
записи фонограмм в режиме + и -;
-
ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
-
мультимедиа;
-
записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
Содержание кружка.
Вводное занятие.
Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.
Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.
Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
Развитие навыков уверенного пения.
Знакомство с музыкально-выразительными средствами:
-
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
-
ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
-
пауза (долгая, короткая);
-
акцент (лёгкий, сильный);
-
гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
-
интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
-
лад (мажорный, минорный, переменный);
-
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
-
динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
-
регистр (высокий, средний, низкий);
-
тембр (различная окраска звука - светлая, тёмная, звонкая и др.).
Работа над репертуаром.
Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение.
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.
Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт - это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции- работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
· пение в унисон;
· певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
· передача простого ритмического рисунка;
· четкая дикция;
· свободное владение дыханием;
· способность передать характер произведения;
· репертуар 6 - 8 песен смогут определять на слух:
· музыку разного эмоционального содержания;
· музыкальные жанры (песня, танец, марш);
· одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
· средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
· музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
· знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Календарно-тематическое планирование
№ занятий
Дата
Тематика
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Исполнение знакомые песен.
Работа над звукообразованием
Распевание: на одном звуке.
-Разучивание слов и мелодии песни; -
-Муз. Грамота: «Музыкальный урок».
2-3
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о школе.
Работа над фразировкой, вступлением, окончанием
Распевание: «Мы поём»
- одновременно начинать и заканчивать пение;
«Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана;
4-5
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни осени.
Работа над дыханием.
Распевание: «Андрей - воробей».
-Ансамбль и строй;
- индивидуальная работа с «гудошниками»;
«Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.
6
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях.
Связное пение (легато).
- Распевание: «Вот иду я вверх (вниз).спокойно стоять и сидеть во время пения;«Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой».
7-8
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России.
Связное пение (легато).
- Распевание: «Не летай , соловей…»формирование художественного вкуса «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова.
9
Песни о маме, доме, семье.
Напевное пение.
Распевание: «Жили у бабуси…» индивидуальная работа с «гудошниками»; «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной;«Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,
10
Мягкая атака звука.
Сочиняем песню.
11
Работа над дикцией.
Знакомство с ударными муз. Инструментами.
Песни о зиме.
- Распевание: Упр. На дикцию. слушать друг друга во время пения; «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева
12
Репетиции, участие в Новогоднем утреннике.
13
Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры.
Активная подача звука.
- Распевание: «Падают листья». «Дудочка». одновременно начинать и заканчивать пение;-Муз.-ритмические движения: «Как у наших у ворот» с движениями.
14-15
Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни.
Ансамбль и темп.
Распевание: «Охотник».-Ансамбль и строй; «Посиделки» муз. А.Варламова; «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова
16-17
Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.
Связное пение (легато).
Распевание: «Скок, поскок».коллективное пение;Муз. Грамота: «Неустойчивые звуки». «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной; «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского; «33 коровы». Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,
18
Сценический образ, сценическое движение. Масленица.
Работа над мелодией.
Выработка высокого, головного звучания.
- Распевание: «Скок- поскок».Песня про блины
19-20
Сценический образ, сценическое упражнение Песни 8 марта
Распевание: «В сыром бору тропина». «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.
21
Сценический образ, сценическое упражнение. Играем в оперу
- Распевание: «Разные ребята».
22
Сценический образ, сценическое упражнение. Театр, пантонимы,пародии
Распевание: упр. На дикцию.
- спокойно стоять и сидеть во время пения; - -Муз.-ритмические движения: «Мы знаем своё дело» (подражательная песня-игра).
23
Литературно - музыкальная композиция Песни о Победе
Ансамбль и динамика.
24-25
Песни о Победе
Ансамбль и темп.
26-27
Песни лета
28
Подготовка к параду.
Работа над увеличением диапазона голоса.
Распевание: «Про Родину». «Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.
29-32
Песни лета.
Знакомство с медными духовыми инструментам
- Распевание: Пение 5-ти нот, на дикцию.
- слушать друг друга во время пения;
и. «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.
33
Отчётный концерт.
Список использованной литературы
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. - М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей.
Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. -
М.: Музыка, 1971. - С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи //
Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.
6.Песенник «Дружат дети на планете». Составитель - В. Букин.
7.И. В. Евтушенко «Музыкальное воспитание ».
8.Песни из сб. В. Шаинского «С чего начинается дружба».
9.Песни и пьесы в сопровождении фортепиано. Составители: Н. Ветлугина,
И. Дзержинская,
Т. Ломова.
10.Г. Абромян «Солнечный круг», музыкальная азбука, издат-во «Малыш», М.,
11.А. С Соболев «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе».
(Распевания и муз. - ритмич. движения).
12.Детские песни и музыкальные произведения с диска под караоке.
13.Музыкалные пьесы на синтезаторе.
14.Сборник «Песня стройся и звучи!», изд. «Молодая гвардия».
15.В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения», выпуск 1, М. «Музыка»