- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бояринова Т.И. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического Заместитель директора Директор МОУ школы №33
объединения учителей УВР_____________ ___________________
Протокол № Н.А. Шустикова Г.Н.Гусева
от ________________2012 г от _______________2012 г от ______________2012 г
Руководитель М/О
_________________
Т.И.Бояринова
Программа по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся - учащиеся 1-4 классов
Срок реализации- 4 года
Составитель:
Татьяна Ивановна Бояринова,
учитель начальных классов высшей категории
Тольятти, 2011-2012
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки » рассчитана на детей с 6 до10 лет. Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Учащиеся знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Школьникам постоянно раскрываю возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Для передачи контура наиболее трудных фигур предлагаю использовать трафареты, вырезанные из плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру на кальку, ребенок самостоятельно расчленяет ее на части, решая как дальше осуществить работу. Таким образом, дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения. Цель программы: -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства. -Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: -Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства. -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством. -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки; -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий. - Приобщать школьников к народному искусству; -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; -Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю). Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Ожидаемые результаты Освоение детьми программы «Умелые ручки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества. -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства; Младшие школьники получат возможность научиться: -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть:
-
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
-
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
-
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
-
итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Учебно-тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Умелые ручки»
Номер раздела Название разделов Количество часов всего
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
теор прак теор прак теор прак теор прак I. Введение: правила техники безопасности 4 1
1
1
1
II. Пластилино-графия 37 2 13 5 16 3 18 2 19 III. Бумагопластика 26 1 8 2 10 3 9 2 10 IV. Бисероплетение 36 1,5 4 1 18 3 16 3 16 V. Изготовление кукол 32 1 7 3 12 3 12 1 14
итого 135 33 34 34 34
Тематический план занятий по программе «Умелые ручки»
1 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела, темы Название разделов и тем Количество часов всего теор. практ I Введение: правила техники безопасности. 1 1
II Пластилинография 13
1 Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». 1 1
2 Плоскостное изображение. «Подарки осени». 1
1 3
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке». 1
1 4 «Кактус в горшке» 1
1 5 Плоскостное изображение. «Рыбка» 1
2 6 «Натюрморт из чайной посуды» 1
1 7 Рельефное изображение. «Ферма» 1
2 8 Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» 1
1 9 Божьи коровки на ромашке 1
1 10 Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы» 1 1 1 11 «Ромашки» 1
1 12 «Совушка - сова» 1
1 13 «Снегурочка в зимнем лесу» 1
2 III Бумагопластика 8
1 Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». 2 1 1 2 Фрукты 1
1 3 «Чудо - дерево» 1
1 4 Птенчики 1
1 5 «Снегирь» 1
1 6 Новогодняя игрушка. Символ года 1
1 7 Открытка к Новому году 1
1 8 Праздничный салют 1
1 IV Бисероплетение 4
1 Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. 1 1
2 Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку 1 0,5 0,5 3 Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка) 2
2 V Изготовление кукол 7
1 Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности 1 1
2 Кукла на картонной основе. 2
2 3 Композиция «В лесу» 2
2 4 Кукла - актер. Аппликация. Пальчиковые куклы. 2
2
Итого: 33 часа
2 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела, темы Название разделов и тем Количество часов всего теор. практ I Введение: правила техники безопасности 1
1 Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.
1
II Пластилинография 14
1 Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои» 2 1 1 2 Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт» 3 1 2 3 Жанр изобразительного искусства - портрет. «Веселый клоун» 3 1 2 4 Жанр изобразительного искусства - пейзаж. «Цветение лотоса» 3 1 2 5 Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка» 3 1 2 III Бумагопластика 9
1 История бумаги. Технологии работы с бумагой 1 1
2 Цветы из бумаги. 4
4 3 Снежинки 2
2 4 Новогодняя открытка 2 1 1 IV Бисероплетение 4
1 Техника параллельного низания. «Мышка» 2
2 2 Бисерная цепочка с петельками. 2 1 1 V Изготовление кукол 6
1 Народная кукла. Русские обряды и традиции 1 1
2 Бесшовные куклы 3 1 2 3 Техника - продевания. «Кукла - ремесленник», 2 1 1
Итого: 34 часа
3 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела, темы Название разделов и тем Количество часов всего теор. практ I Введение: правила техники безопасности 1
1 Вводное занятие 1 1
II Пластилинография - как способ декорирования 14
1 Вводное занятие. Декоративно - прикладное искусство в интерьере. 1 1
2 Фоторамка 4
4 3 Подсвечник 2
2 4 Ваза 3
3 5 Объемно - пространственная композиция «Сказочный город» 4 1 3 III Бумагопластика 9
1 Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги 1 1
2 Конструирование из бумажных полос 5 1 4 3 Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы 3 1 3 IV Бисероплетение 4
1 Техника «французского» плетения 2 1 1 2 Бисерные «растения» в горшочках 2
2 V Изготовление кукол 6
1 Сувенирная кукла. 1 1
2 Оберег. Символика оберегов. Домовенок 5 1 4
Итого: 34 часов
4 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела, темы Название разделов и тем Количество часов всего теор. практ I Введение: правила техники безопасности 1
1 Чему будем учиться на занятиях 1 1
II Пластилинография 14
1 Панно из пластилина. Знакомство принципами работы 1 1
2 Перенесение рисунка на прозрачную основу. 1
1 3 Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу. 2
2 4 Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. 10 1 9 III Бумагопластика 9
1 Смешанные базовые формы в бумажном конструировании 6 1 5 2 Завивка, закругления 3 1 3 IV Бисероплетение 4
1 Бисероплетение - как способ оформления интерьера 1 1
2 Цветочные композиции - букеты 3 1 2 V Изготовление кукол 6
1 Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» 1 1
2 Работа над образом. Эскиз 1
1 3 Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. 1
1 4 Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность 3
3
Итого: 34 часа
Содержание программы «Умелые ручки»
Первый год обучения (33 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно - прикладного искусства, изготовление простейших декоративно - художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. II. Пластилинография. 1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию». Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. 2. Плоскостное изображение. «Подарки осени». Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой». 3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке». Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание. Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. 4. Плоскостное изображение. «Рыбка». Особенности построения композиции подводного мира. Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя. 5.«Натюрморт из чайной посуды» Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. 6.Рельефное изображение. «Ферма». Создание сюжета в полуобъеме. Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином - раскатывание, сплющивание, сглаживание. 7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа. 8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы». Формирование композиционных навыков. Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки. 9.«Ромашки» Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии 10.«Совушка - сова» Формирование композиционных навыков. Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки. 12.«Снегурочка в зимнем лесу» Формирование композиционных навыков. Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа
-
Бумагопластика
-
Бисероплетение
-
Изготовление кукол
2 год обучения (34ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. I. Введение: правила техники безопасности 1.Чему будем учиться на занятиях. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно - прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ. II. Пластилинография 1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка». Создание композиции в полуобъеме из пластилина. Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей. 2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт» Знакомство с жанром ИЗО - натюрморт. Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. 3.Жанр изобразительного искусства - портрет. «Веселый клоун» Знакомство с жанром ИЗО - портрет. Цветовое решение. Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. 4.Жанр изобразительного искусства - пейзаж. «Цветение лотоса» Знакомство с жанром ИЗО -пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере. Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. 4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка». Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
-
Бумагопластика
-
Бисероплетение
-
Изготовление кукол
1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
2.Бесшовные куклы.
ёТехнология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
3.Техника - продевания: «Кукла - ремесленник», «Хозяйка - рукодельница» Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол. Традиционные приемы изготовления куклы. Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.
3 год обучения (34ч.)
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
-
Введение: правила техники безопасности
-
Пластилинография
-
Бумагопластика
-
Бисероплетение
-
Изготовление кукол
1.Сувенирная кукла. Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты. Практическая часть. Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ
3.Кукла - шкатулка Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты. Практическая часть. Кукла - шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.
4 год обучения (34ч.) Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
-
Введение: правила техники безопасности
-
Пластилинография
Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями. 3.Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов. Практическая часть. Выполнение практической работы 4.Тематические композиции. Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций. Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
-
Бумагопластика
Практическая часть. Эльф, фея, ангел.
-
Бисероплетение
1.Бисероплетение - как способ оформления интерьера Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Праздничные сувениры Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая часть. Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки - «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.
3.Цветочные композиции - букеты Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
-
Изготовление кукол
-
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
-
Подготовка материалов и инструментов.
-
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
Планирование этапов работы Практическая часть. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.
Список литературы Основная литература:
-
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
-
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
-
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с. - (Методика).
Дополнительная литература:
-
-
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно - методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов р/Д: Феникс, 2006. - 347 с.: ил. - (Высшее образование).
-
-
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
-
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
-
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. - 2006. - № 5. - С. 11-15.
-
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).]
-
Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
-
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985. - 112с.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 232 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С. 36-49.
-
Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 312с.
-
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 240с.
-
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159с.
-
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С.9-14
Список литературы для детей Основная литература:
-
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 160с., ил.
-
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова -СПб.: «Паритет», 2006. - 240с.+вкл.
-
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 143, [1] с.6 ил. - (Домашняя творческая мастерская).
-
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 48с. - (Город мастеров).
-
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2006. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»).
-
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 157 с.: ил., [8] л. Ил. - (Город Мастеров).
-
Ляукина, М. В. Бисер. - М.: АСТ -ПРЕСС, 1999. - 176 с.: ил. - («Основы художественного ремесла»).