Конспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дуб

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема: «С кем дружит дуб».

Цели: ознакомить с понятиями «невидимая пищевая сеть» и «экологическая пирамида»;

раскрыть прямые и косвенные связи, складывающиеся в дубраве;

развивать наблюдательность, любознательность, речь учащихся;

формировать навыки правильного поведения в природной и социальной сфере.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «С кем дружит дуб»;

маски: дубок - теремок, белка, кукушка, волк, гусеница, кабан;

стаканчики с почвой, желуди, клеенки, салфетки, лопаточки.

Ход урока

Видеоряд

1. Организационное начало.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира. Я уверена, что наблюдательным и любознательным он принесет немало новых знаний.

Слайд 1.

Заставка.

2. Сообщение темы урока.

Учитель:- А посвятим мы этот урок чудесному дереву, воспетому писателями и поэтами.

Александр Сергеевич Пушкин не мыслил без него своего сказочного Лукоморья, Николай Сладков считал его суровым памятливым привязчивым великаном, а Эдуард Шим и Юрий Дмитриев называли его могучим красавцем. Ну, что догадались, о каком дереве пойдет речь на нашем уроке? (О дубе)

Учитель:- Верно. А что вы знаете об этом величественном дереве? (Ответы детей).

Учитель:- Ну, что же вы знаете немало, но далеко не всё. Более подробно с особенностями жизни дуба нас познакомят …( ребята выходят к доске).

Слайд 2.

На слайде изображение дуба, строки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

После ответа детей появляются слова «ДУБ» и «ДУБЕ».

3. Сообщения детей о дубе.

Ученик 1: - Дуб очень сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго - 500, а то и 2000 лет. Но есть у него слабая сторона - боится холода. Молодые стебли и листья погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев. А зимой от заморозков часто погибают и желуди.

Ученик 2: - Да желуди от чего только не погибают: от засухи сохнут, от лишней влаги загнивают, и потом прорасти уже не могут. Так что трудно дубу расселяться без посторонней помощи. Однако в желудях не только слабость, но и сила дуба. Они содержат большой запас питательных веществ и проростки дуба хорошо, быстро растут. А ещё у желудей есть шапочки - плюски. Они нужны для того, чтобы защищать нежное основание растущего желудя.

Ученик 3: - Хотя у дуба есть слабости, он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. В Древнем Риме дуб был посвящен Богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его Богу Перуну.

Ученик 4: - Говорят, что самый старый дуб в Европе тот, который растет в Литве - «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет.

В Пензе вековыми трехсотлетними дубами славится парк имени Белинского. Они являются достоянием нашего города. И, конечно, всем известна история знаменитого дуба в Тарханах, который по преданию был посажен Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

Слайд 3.

С изображением могучего дуба.

Слайд 4.

С изображением желудей и листьев дуба.

Слайд 5.

Изображение Богов, которым народы посвящали дубы.

Слайд 6.

Изображение известных дубов.

3. Постановка проблемы.

Учитель:- Итак, теперь мы хорошо проинформированы о нашем сегодняшнем госте. Осталось выяснить, что привело его к нам на урок.

Дубок: - Здравствуйте, ребята! Я - молодой дубок из Арбековского леса. Вырос на лесной полянке этим летом, мало знаю, многого ещё боюсь и даже не догадываюсь, с кем мне положено дружить. Помогите мне, пожалуйста, найти друзей среди лесных обитателей и объясните, как наладить с ними связи.

Слайд 7.

Изображение анимированного дубка.

4. Прямые и косвенные связи в дубовом лесу.

Учитель:- Ну, что, ребята, давайте поможем дубку разобраться в этом вопросе. А для этого отправимся в дубраву.

Чтец: - Раз, два, три, четыре, пять.

Отправляемся гулять.

Ждет нас летняя дубрава.

Ждут нас шелковые травы.

Ждут нас птицы и цветы,

Мир добра и красоты.

На природу поглядим.

Никому не повредим.

2. Беседа.

Учитель:- Глядя на экран, представьте, что мы очутились в лесу рядом с огромным дубом. Рассмотрите обитающих здесь животных. Кто из них напрямую зависит от дуба? (Мышь, жуки, кабан, олень, гусеницы, белка, сойка).

Учитель: - Что им дает дуб? (Пищу, жилье)

Учитель: - Что привело к дубу волка, лису, сову, кукушку, коршуна, змею? ( Они охотятся на растительноядных животных, которые кормятся у дуба).

Учитель: - Придут ли хищники сюда, если дуба на этом месте не будет? (Нет)

Учитель: - Почему? ( Не будет дуба, уйдут растительноядные животные, и хищникам некого будет ловить).

Учитель: - Получается, что и хищники связаны с дубом, только в отличие от растительноядных не напрямую, а косвенно.

Слайд 8.

С изображением леса, дуба и обитателей дубравы.

3. Игра «Невидимые нити».

Учитель: - У вас на партах лежат листочки, в которых записаны животные, обитающие у дуба. Соедините их с изображением дуба зелеными линиями, если они связаны с ним напрямую, и красными, если они связаны с дубом косвенно. (Дети выполняют задание)

Учитель: - Назовите животных связанных с дубом напрямую. Перечислите животных связанных с дубом косвенно.

(Дети проверяют свои работы, сравнивая их с изображением на экране).

Слайд 9. Игра.

5. Пищевая сеть.

Учитель: - На экране изображены пищевые цепочки, складывающихся у дуба. Попробуйте восстановить эти цепочки, вставив нужные звенья на место:

Желуди -----мышь------лиса

Желуди -----мышь------сова

Желуди -----мышь------змея

Желуди------ белка-----коршун

Желуди ----сойка----коршун

Желуди ----кабан----волк

Кора -----короед-----дятел

Кора-----олень-------волк

Листья -----гусеница------кукушка

Учитель: - Попробуем объединить эти цепочки, чтобы не повторять одни и те же звенья. Как видите, все ниточки у нас переплелись, и получилась пищевая сеть. Почему так получается? (Потому что многие животные питаются одним и тем же)

Учитель: - Теперь, я думаю, нашему гостю понятно, с кем ему надо дружить.

Слайд 10.

Пищевые цепочки.


Слайд 11. Пищевая сеть

5. Инсценировка сказки «Дубок - теремок»

Дубок: - Из того, что я от вас услышал, я понял, кому нужен я. Но дружба предполагает взаимопомощь. Интересно, а чем эти животные помогают нам - дубам?

Учитель: - Я думаю, что на этот вопрос дубку, да и нам всем, лучше всего ответит сказка «Дубок - теремок».

1. Сценка.

Дубок - теремок

Сказка Автор: - Вырос на полянке дубок и строен и высок. В шапке много листвы, в корнях ковёр из травы. И все бы хорошо, да крона деревьев так разрослась, что совсем перестала пропускать солнечные лучи к нижним веточкам. Ползла мимо Гусеница мохнатая, заглянула на дубок.
Гусеница: - Что, Дубок, не весел, что листики опустил, голову повесил?
Дубок: - Как же мне не грустить? Моим нижним веточкам в полумраке плохо живется, желудям солнышка не достается.
Гусеница: - Похоже, надо тебе помочь. Пусти меня к себе жить, буду я тебе служить: листики грызть, прореживать крону, чтобы не было от тени урону.
Автор: - Поселилась Гусеница на дубу, много деток наплодила, весь дуб ими заселила. Стали они листочки лишние объедать, солнечный лучик к корням пропускать. Только обрадовался Дубок, как прилетела Кукушка и говорит.
Кукушка: - Рано радуешься, Дубок. Смотри, Гусеницы тебя совсем без листвы могут оставить.
Дубок: - Не может такого быть! Мы же с ними друзья!
Кукушка: - Друзья, пока их мало, а слишком много нагрянет, и друг вредителем станет. Пусти меня к себе жить. Буду тебя защищать, от лишних насекомых избавлять.
Дубок: - Что ж, коли так, милости прошу.
Автор: - Принял Дуб Кукушку. Ещё краше стал. Лучи желуди согревают, те созревают, на землю падают, да вот только не прорастают. Загрустил Дубок. Бежал мимо Кабан.
Кабан:- Как, Дубок, поживаешь, о чем вздыхаешь?
Дубок: - Землица больно тверда, желудям ни туда, ни сюда.
Кабан:- Я буду рад тебе помочь, только пригласи меня на обед. Я копать люблю, я землицу под тобой взрыхлю.
Автор: - Остался Кабан у дуба. Землю взрыхлил, желуди посадил. А по Кабаньему следу Волк уже спешит к обеду.
Волк: - Здравствуй, Дубок. Пусти меня к себе жить, лесным санитаром служить. Кабаны быстро плодятся. Будет их много ни желудей, ни корней у тебя не останется.
Дубок: - Ну что ж, оставайся. Будешь лишних кабанчиков выслеживать, да их ряды прореживать.
Автор: - Растет Дубок, молодой поросли вокруг себя радуется, дубраву взрастить мечтает. Вот только, как желуди по поляне разнести, не знает. Услышала об этом белочка и решила ему помочь.
Белка: - Здравствуй Дубок, дай мне желудей, я их на зиму в разных укромных местах закопаю, много молодых дубков насажаю.
Дубок: - Спасибо, Белочка! Для такого дела мне желудей не жалко.
Автор: - Многие животные ещё приходили, прилетали, приползали к Дубу, и все здесь себе место находили. Дубок - теремок всех приютил, и на работу определил. Не прошло и трех лет, как благодаря их помощи вокруг дуба зазеленела молодая дубравушка. Любуются ей Дубок и весело напевает песенку.
Дубок: - «Лишних у природы нет, каждый дубу в чем-то друг. Дуб для всех, а все для дуба, и замкнулся дружбы круг».

2. Беседа.

Учитель: - Какую пользу дубу приносят гусеницы?

(они прореживают листву)

Учитель: - Какую пользу дубу приносит белка?

(Она помогает дубу размножаться, закапывая желуди далеко от него)

Учитель: - Какую пользу дубу приносит кабан?

(Он рыхлит почву)

Учитель: - Зачем дубок - теремок подружился с кукушкой и волком?

(Они санитары леса)

Учитель: - О чем пел дубок, любуясь своей дубравушкой?

(О том, что у природы лишних нет)

Учитель: - В каком случае друзья дуба могут стать его вредителями?

(Если численность какого-либо вида животных становится слишком большой. Нарушается природное равновесие)

Учитель: - Итак, из сказки мы выяснили, что все, кто обитают в дубраве, нужны друг другу. Да, впрочем, на свете все нужны. Об этом как раз поется в песне, под которую я предлагаю вам провести физкультминутку.

3. Физкультминутка.

Комплекс упражнений:

1. Наклоны головой.

Вперед, назад, направо, налево.

Вперед, назад, налево, направо.

2. Потягивание.

Руки вперед, в вверх, в стороны, вниз.

3. Вращение плечами 4 раза вперед, 4 раза назад.

4. Наклоны.

5. Приседания.

6. Ходьба.

7. Восстановление дыхания.

Слайд 12.

Дубок.

Слайд 13.

Заставка сказки.

Слайд 14.

Схемы взаимосвязей.






Слайды 15 - 16.

Песня «все на свете нужны»

6. Экологическая пирамида.

Дубок: - Теперь я понял, с кем дружить и для чего. Но вот последний вопрос по поводу вредителей меня несколько напугал. Похоже, мне необходимо выяснить, сколько должно быть у меня друзей?

Учитель: - А об этом нам расскажет учебник. Откройте его на странице 103. Прочитайте статью, которая называется «Невидимая пирамида».

1. Чтение статьи учебника учащимися.

2. Беседа по прочитанному.

Учитель: - В чем заключается закон экологической пирамиды? ( Растений должно быть больше растительноядных животных, а их больше чем хищников).

Учитель: - Что произойдет, если растительноядных животных станет больше, чем растений? (Им всем не хватит пищи)

Учитель: - Почему хищников должно быть меньше, чем растительноядных животных? (Чтобы всем хищникам хватило пищи, и ещё осталось для размножения растительноядных животных)

3. Игра «Экологическая пирамида».

Учитель: - Расположите правильно в экологической пирамиде следующие составляющие цепочки питания: желуди, совы, мыши.

Слайд 17.

Дубок.

Слайд 18.

Экологическая пирамида.

7. Экологическая тропа.

Учитель: - Вы прекрасно поработали на уроке, и наш гость с вашей помощью получил ответы на все свои вопросы. Предлагаю всем отдохнуть и побывать на нашей экологической тропе.

Дети читают стихи об экологической тропе.

Слайд 19.

Экологическая тропа.

1. Стражи ворот.

К школе подхожу, и вот

Вижу стражей у ворот.

Сил ребячьих не жалея,

Мы взрастили здесь аллею.

2. Птичья столовая.

Остановка новая -

Птичья столовая!

Здесь красавицы рябинки

Поразвесили корзинки

Спелых ярко красных ягод!

Птицы их отведать рады.

3. Сторожил школы.

Если дальше мы пройдем

Великана встретим.

Ветви тополя большого

Часто треплет ветер.

Этот школьный сторожил

Четверть века пережил.

4. Дендрарий.

А теперь пройдем в дендрарий.

Здесь кусты и деревца.

26 различных видов

Радуют нас без конца.

5. Раненая береза.

Ну, а это место с грустью

Мы проходим как всегда.

Ранена людьми береза,

Нам близка её беда.

6. Цветник.

Здесь цветник, а в нем цветы

Просто загляденье.

Глаз не сможешь оторвать

В пору их цветенья.

7. Огород.

По тропе прошли и вот

Заглянули в огород.

Здесь мы сосенки растим,

Лен, гречиху и овес.

Приходите, полюбуйтесь,

Как у нас горох пророс.

8. Практическая работа.

Учитель: - Ребята, а вы хотите, чтобы наша экологическая тропа увеличилась еще на одну остановку «Молодую дубравушку». (Да!)

Учитель: - Тогда нам придется потрудиться и посадить молодые дубки. Пока это будет рассада в стаканчиках, но со временем, когда саженцы окрепнут, мы сможем пересадить их в открытый грунт на пришкольном участке.

Практическая работа по высадке желудей.

Учитель: - Кажется, наш гость что-то хочет сказать вам.

Дубок: - Дорогие ребята! Глядя на то, с какой заботой вы сажаете молодые дубки, я понял, что друзья у меня есть не только в лесу, но и в городе - и это вы! Я очень рад, что познакомился с вами и буду с нетерпением ждать вас у себя в лесу.

Слайд 20.

План работы.

Слайд 21.

Дубок.

9. Домашнее задание.

Учитель: - Дубок вернулся в лес, он надолго запомнит нашу встречу и, я думаю, будет скучать. Предлагаю вам дома написать письмо нашему зеленому другу.

В своих письмах расскажите ему о своем отношении к природе.

Слайд 22. Домашнее задание.

10. Итог урока.

Учитель: - Итак, наш урок подходит к концу. В заключении хотелось бы узнать, что вам из него особенно запомнилось.

Дети высказываются.

Учитель: - Сегодня вы не на словах, а на деле стали настоящими друзьями природы. А что бы вы посоветовали никогда не делать другим ребятам, желающими подружиться с природой? (Дети рассказывают правила друзей природы).

Учитель: - Надеюсь, вы всегда будете помнить:

Всё, что имеет человек, дает ему природа.
За это мы её беречь от всяких бед должны!
Ведь это нам с тобой, дружок,
Нужны её богатства,
И сень дубрав, и небеса, и реки нам нужны.

Урок окончен.

Слайд 23.

Правила друзей природы.

Слайд 24.

Картинка с изображением природы и с песней.


Мышь Сойка Волк Лиса

СКонспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дубова Коршун

Гусеница Белка

Жук - короед Кабан

Гадюка Олень Кукушка Дятел

Мышь Сойка Волк Кукушка

СКонспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дубова Коршун

Гусеница Белка

Олень Кабан

Гадюка Жук - короед Лиса Дятел

Мышь Сойка Волк Лиса

СКонспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дубКонспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дубова Коршун

Гусеница Белка

Жук - короед Кабан

Гадюка Олень Кукушка Дятел

Мышь Сойка Волк Кукушка

СКонспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дубКонспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дубова Коршун

Гусеница Белка

Олень Кабан

Гадюка Жук - короед Лиса Дятел

Мышь Сойка Волк Лиса

Сова Коршун

Конспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дуб

Гусеница Белка

Жук - короед Кабан

Гадюка Олень Кукушка Дятел

Мышь Сойка Волк Кукушка

Сова Коршун

ГКонспект урока окружающий мир 3 класс на тему: С кем дружит дубусеница Белка

Олень Кабан

Гадюка Жук - короед Лиса Дятел

Мышь Сойка Волк Лиса

Сова Коршун

ДУБ

Гусеница Белка

Жук - короед Кабан

Гадюка Олень Кукушка Дятел

Мышь Сойка Волк Кукушка

Сова Коршун

ДУБ

Гусеница Белка

Олень Кабан

Гадюка Жук - короед Лиса Дятел

Мышь Сойка Волк Лиса

Сова Коршун

ДУБ

Гусеница Белка

Жук - короед Кабан

Гадюка Олень Кукушка Дятел

Мышь Сойка Волк Кукушка

Сова Коршун

ДУБ

Гусеница Белка

Олень Кабан

Гадюка Жук - короед Лиса Дятел


8

© 2010-2022