Азбука нравственности. Интегрированный урок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности по курсу «Азбука нравственности» на основе произведения, изучаемого на литературном чтении, интегрированного с технологией.

Учитель начальных классов Ващенко Светлана Валерьевна

Тема занятия: Добро и зло.

Цели: - формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом;

- развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся, развитие представлений обучающихся о добре и зле; - воспитание коммуникативных навыков, доброжелательного отношения к окружающим, стремления совершать добрые дела, умения работать в группах. Задачи: -образовательные: дать понятия «бескорыстие, сочувствие, милосердие», учить детей быть бескорыстными, актуализировать знания учащихся о нормах поведения, формировать умение подбирать образные выражения, продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения при работе с текстом;

-развивающие: развивать аналитическое и логическое мышление, осмысленность, целостность восприятия, творческое воображение, монологическую и диалогическую речь, образную и произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений.

-воспитательные: воспитывать гуманные чувства, приучать к гуманным поступкам, воспитывать у детей потребность к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, сочувствию.

Планируемые результаты:

-личностные результаты - пополнять жизненный опыт, примут во внимание необходимость уважать мнение одноклассника.

- предметные результаты - проанализируют конкретные ситуации, научатся подбирать слова, характеризующие личности.

- метапредметные результаты - работать в группах, участвовать в обсуждениях.

Межпредметные связи - литературное чтение, технология

Ресурсы -учебник литературного чтения Л.Ф.Климанова- 2 часть , ватман, гофрированная бумага, клей

Дополнительные ресурсы - интерактивная доска, презентационный материал.

Организация пространства - фронтальная, групповая работа.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Мотивация учебной деятельности).

  2. Тема занятия. Слайд 1.

- Сегодня на занятии мы продолжаем говорить по теме: «Добро и зло» и рассмотрим еще несколько понятий, а вот какие вы узнаете сложив слова из букв.

(Дети рассажены по группам. Каждая группа получает свой набор букв. Если возникают затруднения, буквы с обратной стороны пронумерованы.)

- Давайте вспомним правила работы в группах: - работаем сообща, - не перебиваем друг друга, уважаем чужое мнение, - если не согласны доказываем свое мнение спокойно, если не понял - переспроси.

3. Проблемное объяснение нового.

- Дети составили слова: бескорыстие, сочувствие, милосердие. Слайд 2.

- А можно ли все эти слова объединить каким то одним словом? (Добро)

- Давайте поговорим о бескорыстии, но сначала попробуйте объяснить смысл этого слова, его лексическое значение. (Обсуждение в группах)

- Поднимите руку, кто уверен, что его ответ правильный. (Поднимают не все)

- Значит вы в чем-то сомневаетесь, не уверены. Попробуйте определить корень этого слова. (Корысть)

- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. (Ученик зачитывает)

Тогда как вы определите - бескорыстие? (Отсутствие заботы о собственной выгоде.) Слайд 3.

- Как вы думаете это положительное качество или отрицательное? (Положительное, этим качеством должен обладать каждый человек.)

- А как вы понимаете фразу «Настоящее добро бескорыстно»? (Ответы детей)

- Приведите примеры бескорыстных поступков людей.

4. Анализ произведения, изучаемого на уроках литературного чтения.

- Какое произведение мы изучаем на уроках литературного чтения? (Сказка о жабе и розе. Всеволода Михайловича Гаршина) Слайд 4.

- Давайте вспомним сколько сюжетных линий в сказке? (2, жаба и роза, мальчик и его сестра) Слайд 5.

- Пересекаются ли они? (Да, когда розу срезают для мальчика.)

В этой сказке идет борьба двух противоположностей, добра и зла, счастья и сострадания. Герои сказки являются символами. Что олицетворяют жаба и роза? (Роза- мир добра, жаба- мир зла и равнодушия)

- В каком месте сюжета мы можем говорить о бескорыстии? (Когда розу срезали для мальчика она не жалеет, что срезана раньше, чем начала вянуть)

5. Тест по произведению. (Тест проводится с помощью пультов, после каждого ответа детей проводится краткий анализ с выборочным чтением из текста) Слайд 6.

1. О чем думает роза в период цветения?
А. быстрей бы распуститься.
Б. умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.

- Зачитайте отрывок из текста, где об этом говорится.
2. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.

- Найдите отрывки и зачитайте где описывается жаба.
3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.

- Прочитайте слова, которые доказывают это.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба

- Как вы думаете что хотел донести до нас Всеволод Михайлович Гаршин этим произведением? (Дающий добро - бессмертен, а безнравственный эгоизм - обречен.)

6. Новое понятие.

- Давайте вспомним какое слово получилось у другой группы. -Сочувствие. Слайд 7.

-А как вы понимаете это слово?

- Скажите к какому герою вам хотелось проявить сочувствие? (К розе, к мальчику.)

- А в жизни вы когда-нибудь проявляли сочувствие? Как вы это делали?

- Чтобы проявить сочувствие, нужно:

1 шаг. - Выслушать человека. (Иногда даже это может помочь человеку)

2 шаг. - Задавайте вопросы. «Что случилось? Я могу тебе чем-то помочь? Как ты себя чувствуешь?» (Так человек поймет, что небезразличен вам)

3 шаг. - Постарайтесь поставить себя на место этого человека. (Самый сложный этап)

- В настоящее время все больше появляется людей равнодушных к чужому горю, которые готовы пройти мимо, но рано или поздно бесчувственность вернется к человеку. Пословица гласит «Как аукнется, так и откликнется».

7. Новое понятие.

-А какое слово у 3 группы получилось? -Милосердие.

- Как вы понимаете? Что значит быть милосердным?

- Так давайте будем делать добро прямо сейчас, не откладывая на завтра. Никто не знает что ждет нас, завтра и мы можем быть уже в роли нуждающихся. А вокруг нас так много людей, которым нужна помощь. Мы с вами не должны оставаться в стороне. Мы постоянно участвуем в различных акциях «Помощь другу», «Праздник должен быть у каждого ребенка» и т.д.

- У нас в стране много людей, которые создают благотворительные фонды нуждающимся и больным людям. Самые яркие из них- это благотворительный фонд «Добро» на 1 телеканале, фонд Чулпан Хаматовой. Слайд 8.

8. Технология.

- Мы тоже можем сделать небольшой подарок детям-инвалидам из детского дома-интерната. (На уроках технологии выполнялась коллективная работа по изготовлению панно «Розовый куст»)

- Символом света, добра, красоты в сказке является роза. Давайте сделаем так, чтобы наш розовый куст зацвел. (На партах лежат заготовки- сердечки из гофрированной бумаги)

- Учитель показывает как сделать цветок. Слайд 9. Затем дети выполняют работу и каждый приклеивает свой цветок на общее панно.

9. Рефлексия.

- О чем мы говорили сегодня на занятии?

- Какой этап вам больше всего запомнился?

- Были ли у вас затруднения?

10. Итог занятия.

- От каждого из нас зависит, чего будет в нашем мире больше- добра или зла. Каждый должен понимать, что добро порождает добро, а зло порождает зло.

- Ученик читает стихотворение Георгия Низами Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу. От доброго - добро. От злого - зло родится. Добро, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло.





© 2010-2022