• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Применение стратегий технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках и внеклассных мероприятиях

Применение стратегий технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках и внеклассных мероприятиях

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение стратегий технологии:

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

на уроках и внеклассных мероприятиях.


Детский возраст-период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отличительных способностей проявляется, главным образом, с положительной стороны, и особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. В данном возрасте 9-10 лет учащиеся сами предлагают наиболее понравившуюся форму проведения урока.
Критическое мышление - восприятие информации критически, то есть, анализируя и взвешивая, отбирая и применяя по ситуации с учетом контекста. Это критическое отношение и к своим предложениям, постоянный анализ собственных действий, взвешивая «за» и «против». Но это не критика какого-либо другого, отличного от принятого, понимания - право голоса имеет каждый. Критические мыслители умеют слушать другие мнения, чтобы взвесить, при необходимости логично и тактично аргументировать, а возможно, и взглянуть по-новому на свою точку зрения. (Джинни Стилл, Куртис Мередит, Чарльз Темпл) На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. Например, готовность и способность запоминать текст. В 1 и 2 классе я очень часто применяла прием «Пересказ по кругу». После прочтения текста, учащиеся вставали в круг, ведущий, стоявший в центре, указывает на любого ученика, с которого начинается воспроизведение текста. Ребята очень любят прорабатывать текст по плану Дональда Дансеро. Работают в паре, а после прочтения текста 1-й ученик пересказывает текст, 2-й слушает его и поправляет неточности и ошибки. Затем оба обсуждают текст (обсуждают образы, поведение героев и т.д.) Затем 2-й ученик пересказывает текст 1-му ученику. Прием «Опорные сигналы» можно применять при работе над любым текстом и изложением. Прочитав текст, дети составляют конспект. В них не должно быть слов и предложений, а только рисунки, либо схемы, либо какие-то символы. Изобразить текст можно по частям-абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Итак, прочитаем еще раз текст. Теперь, пожалуйста, изобразите опорные сигналы этого текста на ваших листочках. По очереди дети объясняют свои схемы, а остальные слушают и готовятся задавать вопросы. Во время написания изложения конспекты остаются на парте. Для качественного контроля усвоения текста я уже давно использую прием «Найди предложение». После прочтения текста, учитель начинает читать предложение с любого места текста. Если в 1-вом и 2-ром классе я начинала с начала текста, абзаца, то в 3 классе с любого места и даже не с начала предложения, а иной раз, ловко переворачивая страницы, читала предложения из пройденного материала, например: описание природы или действия не указывающее на героев произведения. Благодаря такому приему увеличивается скорость нахождения предложения, потому что изначально читают текст внимательно, запоминают действия в каждом абзаце. Главными задачами второй фазы урока (реализация смысла). Является активное получение информации. Соотнесение нового суждения с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Составление проектов, занимает основную часть урока. К примеру, приведу открытый урок по познанию мира. Тема урока «Явления природы». В своих проектах ученики проанализировали явления природы, нарисовали и сравнили с различными предметами. Очень часто на уроках использую стратегию «Древо мудрости». Ученики читают текст, затем каждый ребенок задает один вопрос по тексту, затем обратной стороной закрепят лист к дереву. Прикрепив все листы, по очереди снимают любой лист (кроме своего) и отвечают на вопрос, остальные оценивают вопрос и ответ. Далее идет обсуждение выполненной работы. -Что трудней сделать: задать вопрос или дать ответ? Чьи вопросы совпали с вашими вопросами. Очень часто я применяю стратегию «Почта», слегка изменив детали, но принцип остался тот же. Прочитав текст, выбираем почтальона. Каждый ученик пишет письмо, в котором задает вопрос по тексту а, получив письмо, в нем же дает ответ. Почтальон за своим рабочим местом разбирает и затем разносит письма. По команде ведущего, игра останавливается и подводится итог. Сколько вопросов вы получили? На какие вопросы ответили? На какие вопросы ответить не смогли? Прекрасная стратегия «Миниатюра», помогает изучить текст, а также развивает сценические и драматические способности. После прочтения текста ребята делятся на группы. С помощью сценки или пантомимы, ребята воспроизводят свой текст. Например, рассказ В.Чаплина «Хитрые вороны». На подготовку сценок дается 15-20 минут. В сценке использовались все подручные средства. Вместо дерева - пальма, у воронов- шапки и кепки, вместо орехов - пенопластовые шарики, на самое главное, как дети вошли в образ и без репетиций и дополнительного заучивания, воспроизвели ход событий! Еще один пример, урок литературы «Чистый родник» Ы.Алтынсарин. Урок завершился инсценированием рассказа, где ученикам было предложено сделать свой выбор и подержать того героя, с чьим мнением и действием они согласны. Стратегия «Пантомима». Прочитав текст, делим его на части, образуем две команды. Участники команд обыгрывают различные моменты из любого абзаца текста, а соперники должны узнать этот материал. Ребятам, очень нравится выступать. Эта стратегия помогает развивать пластику, мимику, стремление выразить правильные движения для передачи текста. Стратегия ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал) применяется очень часто на уроках познания и литературного чтения. У учащихся умение чертить и работать с таблицей. Во время прочтения текста, таблица постепенно заполняется, но работа над ней продолжается, так же как и таблица инсерта, которая включает в себя заголовки: уже знал, новое, думаю иначе, не понял. Работа над такими таблицами побуждает учеников пополнять свои знания. Уметь ответить на свои же вопросы. После того, как проработан материал текста, или поиск дополнительной литературы. (внеклассное чтение). У ребят возникло очень много вопросов во время прочтения. На следующий урок ученики готовы ответить на все вопросы, которые возникли на предыдущем уроке. Ученики обращались к учителям географии, физики, медработнику, проштудировали научную литературу: словари, энциклопедии. С каким интересом и желанием ученики приходят на урок! На все вопросы получены ответы, найдено очень много дополнительного материала, конечно, есть ребята, которые не проявляют поисковую деятельность, но с удовольствием слушают новый материал. На таких уроках многие ученики получают по две оценки: литературе и познанию мира, что мотивирует детей к знаниям. Библиотекари, учителя-предметники, родители с большим удовольствием оказывают помощь в подборе материала. Такая форма работы стимулирует ребят, как читателей, развивается умение работать не только с литературой, но и расширят круг общения, использование Интернет ресурсов. Применение таких стратегий, как: «чтение с остановками», «направленное чтение», «чтение с пометками» дисциплинирует учащихся, развивается речь, мышление, фантазию. Например, урок литературы, учитель останавливается на самых интересных местах и предлагается ответить на вопрос: - Как вы думаете, что будет дальше? Что произойдет? и т.д. В заключение урока стратегия «стул автора» (используется стул или пепитор). Ученикам нравится эта работа. Написание письма герою или эссе помогает выразить свои мысли письменно (многие дети стесняются их озвучивать). У кого-то эта работа занимает страницу, а у некоторых несколько предложений, в любом случае, это результат работы над текстом. Стратегия «Синквейн». Эта стратегия применяется чаще всего в рефлексии урока. Ученики быстро освоили составление пятистиший. В группах, после написания синквейна выбирается лучшее пятистишье. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов, да и родители с удовольствием сочиняют синквейны. Стратегии «Кластер», можно применять во всех фазах урока в зависимости от возраста учащихся Путешествие по галерее - эта стратегия помогает выразить свою оценку различным творческим работам. Будь то эссе, рисунки, аппликации и т.д. Очень часто ученики рисуют иллюстрации к художественным произведениям, в классе имеется стенд для таких работ. Если посмотреть со стороны, получается как бы музейная галерея. Ученики по очереди выходят к доске, читают вслух понравившееся эссе. В течение года на внеклассных мероприятиях, выставках: «Мир без насилия», выставка к 8 Марта, к Наурызу, ученики могли дать оценку работам учеников Последние два года большое внимание уделяется развитию исследовательских навыков и умений учащихся. Самостоятельные исследования дают возможность учащимся более ответственно относиться к получению знаний, развивают аналитические способности, активизируют мыслительные процессы, рефлексивные навыки. Ученики целенаправленно занимаются исследовательской работой : изучение родословной, почему умываются кошки, выгодно ли моей семье гуси? и т.д Среди важных умений, необходимых ученику, является умение выработать собственное мнение, выразить свою позицию ясно и уверенно, признавать и учитывать права и обязанности других, толерантно относится к образу жизни окружающих людей. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Благодаря этому, мы достигли неплохих результатов: 1. 100% успеваемость, качество знаний 57 % (3 отличника, 5 хорошиста из 14 учеников) 2. На протяжении всего обучения идет рост техники чтения. 71% учащихся выполняют норму, шестеро из них читают от 100 до 138 слов в минуту. Все открытые уроки и внеклассные мероприятия строятся на стратегиях критического мышления, проводятся мастер классы с родителями. Очень часто я приглашаю на уроки директора школы, завуча, психолога, учителей начальных классов, библиотекарей. По окончании урока проводится подробный анализ урока, отмечается результативность и рост учащихся, даются рекомендации молодым специалистам. Главная цель данной технологии: поиск новых приемов и форм работы, учитывающих потребности, мотивы, способности, интеллект учащихся и включающих процедуры выявления их субъективного опыта: - работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы, брать на себя ответственность;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе. Главная моя цель, как учителя направлена на достижение образовательных и воспитательных результатов учащихся, дальнейший профессиональный рост, не только применение отдельных стратегий на уроках познания мира, литературы, а полный переход по всем предметам, создание творческой группы, хочется, чтобы навыки обучения в начальных классах небыли утеряны в дальнейшем обучении.

© 2010-2022