РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Мир глазами детей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю: Согласовано:

Директор школы: Зам.директора по ВР

______________ /Бембеева Д.Д./ ________/Таскирова Л.П./

Приказ №____от______2015

МКОУ "Уланэргинская СОШ"

2015-2016 учебный год







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Мир глазами детей

3 КЛАСС

НА 2015-2016 УЧ. Г.


Учитель: Ткачёва Н.М.



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Мир глазами детей» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую и социальную культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса"Мир глазами детей".

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа «мир глазами детей» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать - к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Количество часов

Характеристика деятельности

Как мы понимаем друг друга.

3

1.

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

Познакомиться с учителем и общение с одноклассниками .

2.

Школьные правила вежливости.

1

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.

3.

Режим дня школьника.

1

Познакомить с режимом третьеклассника.

Времена года.

8

4-5

Осенние посиделки. Зарисовки осенних деревьев. (Пленэр)

2

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

6-7

Зимушка-зима. Экскурсия в природу "Зимняя сказка." Рисуем зимний пейзаж.

2

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

8-9

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Масленица. Цаган Сар.

2

Познакомиться с традициями русского и калмыцкого народа, встреча весны.

10-11

Весёлое лето. Рисуем летний отдых.

2

Планируем летний отдых.

Как ты узнаёшь мир.

3

12

Глаза - главные помощники человека.

1

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются .

13

Память и ум - помощники человека.

1

Береги здоровье смолоду.

14

Жить - с книгою дружить. КТД

1


Твоя семья и друзья.

3

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

1

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья.

1

Рассказ о лучшем друге.

Что нас окружает.

7

18

Наше село. Достопримечательности села.

1

Экскурсия по селу.

19

Мы - пешеходы.

1

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1

Рассказы о профессиях. презентации.

21

Из чего что сделано?

1

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

1

Познакомить с огромной ролью воды в жизни человека.

23

Транспорт. Мы - пассажиры.

1

Выполнять правила поведения в общественном транспорте.

24

Мой путь от дома до школы. КТД

1

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .

Живые обитатели планеты.

10

25

Живое и неживое.

1

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

26

Какие бывают растения? Зарисовки.

1

Выполнить эскизы различных растений. Выяснить роль растений в природе и жизни людей

27

Какие бывают животные? Зарисовки.

1

Выполнить рисунки животных по выбору. Охарактеризовать роль животных в природе и жизни людей .

28

Домашние любимцы.

1

Уход за домашними животными.

29

Комнатные растения.

1

Знать для чего нужны. уметь ухаживать.

30

Человек.

1

Объяснять влияние человека на природу.

31

Красная книга.

1

Бережное отношение ко всему живому на планете.

32

Правила поведения в природе.

1

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

33

Земля - наш общий дом.

1

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

34

Итоговое занятие. Игра «Поле чудес». Проект. "Сохраним красоту природы.

1





III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Как мы понимаем друг друга.( 3ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости. Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
  1. Времена года (8 ч.)

Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения - признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
  1. Как ты узнаёшь мир (3ч.)

Органы чувств человека. Память - хранилище опыта. Ум.

  1. Твоя семья и друзья (3 ч.)

Твоя семья и её состав.

Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека.

  1. Что нас окружает( 7 ч.)

Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий.

Зависимость человека от природы. Три состояния воды.

  1. Живые обитатели планеты (10 ч.)

Растения, грибы, животные, человек - живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные - наши друзья. Забота человека

о них.

Собаки - помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

  1. Итоговое занятие. (1 ч.)


IY. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения программы«мир глазами детей» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы "Мир глазами детей"в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.



На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.:

  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,

  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях

  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам



ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники - это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап - участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап - учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.


Содержание курса «мир глазами детей» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания осуществлялся на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея экологической целостности мира; идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира - важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Литература.

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

4

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

5

Л.Экономов. Мир наших чувств

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

11

Тайны живой природы. Рик Моррис



© 2010-2022