• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Номинация: внеклассное мероприятие

ФИО автора: Мироновская Надежда Борисовна

Название работы:

Конспект внеклассного занятия по технологии во 2 классе по теме «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях»









Внеклассное занятие по технологии, 2 класс.

Учитель: Мироновская Надежда Борисовна, учитель начальных классов МКОУ Разгонской СОШ.

Тема: Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях.

Цели для учителя: познакомить учащихся с историей появления бумаги, с технологией изготовления бумаги на производстве; в ходе исследовательской работы познакомить с процессом изготовления бумаги из макулатуры; формировать навыки наблюдения в ходе поисково-познавательной деятельности;

Планируемые образовательные результаты:

1.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Предметные: научатся приемам получения бумаги из макулатуры в домашних условиях; узнают в ходе практической работы о некоторых свойствах бумаги; узнают историю появления бумаги.

Метапредметные:

*Регулятивные - овладеют способностью применять навыки организации рабочего места, контролировать свою работу по намеченному плану;

*Познавательные -научатся под руководством учителя и родителей осуществлять поиск нужной информации на подготовительном этапе к уроку.

*Коммуникативные - научатся слушать и понимать высказывания собеседников, самостоятельно делать выводы.

Тип урока: урок-исследование

Форма проведения: деловая игра

Оборудование: старые газеты, проволочная сетка; ткань, впитывающая влагу; 2 большие чашки; миксер; краситель для подкрашивания бумаги; полиэтиленовый пакет; груз (книги), клей;

ЭОР, презентации «Откуда пришла бумага».

Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 2. «Космос» luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-75

Подготовительная работа к уроку.

На уроке технологии ребята выполняли аппликацию из бумаги, у детей возникли проблемные вопросы: а как люди научились делать бумагу, и можно ли самим сделать бумагу? Был дан отрицательный ответ. Так возникла тема исследовательской работы. Подготовка к уроку шла больше недели: сформировали группы по интересам, наметили цели и задачи для каждой группы Дети работали в сотрудничестве с родителями.

1 группа. Демидик А. и Семенова А. представители «Химического отдела». В ходе проведения опытов ответить на вопросы:

-почему намоченная бумага рвется гораздо легче, чем сухая?

-почему со временем газетная бумага из белой превращается в желтую?

2 группа.Таскаев Артем. Представитель «Технологического отдела». Цель: ознакомить с технологическим процессом изготовления бумаги на современном производстве.

3 группа. Учитель Мироновская Н.Б. «Исторический отдел». Цель: изучить проблему происхождения и появления бумаги.

Ход урока

1.Вводно-мотивационный этап.

На столе учителя разные предметы, сделанные из бумаги: книги, тетради, газеты.

Вопрос: подумайте из какого материала сделаны все данные предметы и скажите, о чем мы сегодня на уроке будем говорить. (все предметы сделаны из бумаги, значит на уроке пойдет разговор только о бумаге). Скажите, а есть ли у нас опыт в изготовлении бумаги? (нет)

Это наша основная цель: научится изготавливать бумагу из макулатуры, в данном случае из газет.

2.Определение темы и целей урока.

Настала пора раскрыть все наши секреты. Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. При подготовке к сегодняшнему заседанию я нашла вот такие слова Алишера Навои о бумаге: «Бумага - крылья, на которых разносятся по миру мысли мудрецов». Интересно услышать ваше мнение по данному высказыванию.

Итак, каждый из вас - ученый одного из отделов: исторического, химического, технологического. Давайте познакомимся с вашими обязанностями.

Учитель. Я руководитель исторического отдела. Я занималась изучением происхождения и появления бумаги.

1 ученик. Я руководитель химического отдела. Мы занимаемся изучением свойств, которыми обладает бумага, проводим опыты.

2 ученик. Я руководитель технологического отдела. Мы готовили рассказ о технологическом процессе изготовления бумаги на предприятии.

Все на своих местах. Заседание ученого совета объявляю открытым.

3. Объяснение нового материала.

Слово представляется сотруднику исторического отдела. Рассказ учителя с показом слайдов.

Сегодня я вас ознакомлю с проблемой происхождения и появления бумаги в разных странах. Бумага была не всегда. В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Их сменил папирус. (это растение с жестким полым стеблем, который разрезали, получались тонкие листы, на которых можно было писать). От египетского слова папирус произошло название бумаги у многих народов: у немцев -папир, у англичан - пейпер. Русское слово бумага происходит от итальянского «бамбаджио», что означает «хлопок». Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей. Точную дату, когда появилась бумага, еще не указал ни один историк.

Показ слайдов. Первыми бумагу начали делать китайцы. Они изготавливали ее из стеблей бамбука и луба тутового дерева. Сырье обрабатывали гашеной известью. Бумажную массу зачерпывали шелковой сеткой, прессовали и просушивали. Способ выделки бумаги хранили в секрете. За его разглашение полагалась смертная казнь. И тем не менее секрет был раскрыт: по китайскому способу в 6 веке бумагу стали изготавливать в Корее, в 7 веке - в Японии. Японская бумага превзошла по качеству китайскую. Бумага постепенно распространялась по земному шару из страны в страну. В 16 век она завоевала Европу. В 18 веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр !: по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик. Из наше исследования видно, что путь бумаги очень труден.

4.Лабораторная работа.

Предоставляем слово химическому отделу. Бумага - это искусственный материал, придуманный и созданный людьми из тех материалов, которые они находят в окружающей среде. Мы предлагаем всем отделам просмотреть опыты и ответить на следующие вопросы. Опыт 1. Вопрос - почему намоченная бумага рвется гораздо легче, чем сухая?

Берем 2 полоски бумаги, одну оставляем сухой, а другую смачиваем водой. К нижней части сухой бумаги осторожно подвешиваем предмет массой 100-200 г. Полоска выдерживает груз. Если намочить бумагу- она расползается. Почему? Мы нашли ответ. В состав бумаги входит клей. Чем быстрее он растворяется в воде, в которой мы смачивали бумагу, тем быстрее волокна расползаются, так как перестают быть связанными между собой.

Опыт 2. Нам нужно было ответить на вопрос: почему со временем газетная бумага из белой превращается в желтую? Провели следующую исследовательскую работу: газету из белой бумаги предварительно положили на подоконник так, чтобы на нее попадали солнечные лучи. За опытом наблюдал весь класс в течение 5 дней. Бумага пожелтела. Почему? Виноват кислород. Для изготовления газетной бумаги используют сырье желтого цвета. В него добавляют химикаты, которые убирают кислород. Поэтому бумага теряет желтизну. Когда мы положили газету на подоконник, солнечные лучи нагрели воздух и заставили кислород соединиться с веществами, которые содержатся в бумаге. Из-за добавления кислорода бумага вернулась к исходному желтому цвету.

5.Физминутка для глаз «Космос»

6.Знакомство с технологией изготовления бумаги.

Переходим к основной части нашего заседания. Ответить на проблему, как можно изготовить бумагу в домашних условиях. Но нам в начале необходимо ознакомиться с технологическим процессом изготовления бумаги на современном производстве. Слово предоставляется технологическому отделу.

Путь бумаги начинается в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распилочные столы. В мгновение ока вековые стволы превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищают сот коры. 60-тонные жерновые камни превращают из в древесную массу. Так заканчивается 1 этап, который называется механическим. На втором этапе в древесную массу добавляют целлюлозу, серу, соду, известь, каолин - белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные качества. На третьем этапе бумажная масса разбавляется водой и под давлением через специальную щель выливается на конвейер, сушится, прокатывается и превращается в бумагу. На четвертом этапе выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции - листы, рулоны. Вот такой длинный путь проходит бумага.

Спасибо всем отделам за проделанную работу.

А сейчас вернемся к нашему проблемному вопросу. Предлагаю вам на время стать работниками предприятия по изготовлению бумаги из макулатуры и провести экологический опыт. Для этого нам потребуются старые газеты, проволочная сетка, ткань, впитывающая влагу, две чашки, миксер, полиэтиленовый пакет и груз.

7. Исследовательская работа.

Этапы изготовления бумаги из макулатуры.

1.Замочить старую газету в мисочке.

2.Слить воду.

3юС помощью миксера превратить размокшую бумагу в однородную массу.

4.Для получения цветной бумаги добавить в массу немного красителя.

5.Переложить массу в другую миску и добавить воды.

6. Опустить в миску проволочную сетку, на которой осядет будущая бумага.

7.Постелить кусок ткани на гладкую плоскую поверхность. Быстро и осторожно перенести на нее сетку с бумажной массой и положить массой вниз.

8.Плотно прижать сетку и осторожно снять. Бумажная масса должна остаться на ткани.

9.Накрыть массу вторым куском ткани и плотно прижать.

10.Накрыть полиэтиленовой пленкой, сверху положить груз.

11. Через несколько часов, когда масса станет уже бумагой, осторожно снять полученные листы и разложить на газеты для полной просушки.

Выполнение практической работы.

8.Контрольный момент. Рефлексия.

Что, на ваш взгляд, было особенно интересным на нашем заседании. Выскажите свое мнение, опираясь на фразы:

*мне понравилось..

*я даже не думал, что…

*я узнал….

*мне бы хотелось…

На правах председателя ученого совета объявить благодарность работникам всех отделов за плодотворную работу и вручить памятные подарки.

9.Домашнее задание. Попробуйте дома с родителями сами изготовить экологическим путем бумагу.

Литература:1.Гладилина М.И. Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах.//Начальная школа. - 2009.- № 8 - с.66-71

2.Никитина Л.А.Исследовательские задания в начальных классах//Начальная школа. - 2009 - №4 - с.87-94

3.Чурина Л.С. Делаем бумагу сами.//издательство «Сова» 2010 год.
























Приложение 1.


Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

Конспект внеклассного занятия по технологии Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры в домашних условиях (2 класс)

10



© 2010-2022