Программа по начальному техническому моделированию (ознакомительная)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


УТВЕРЖДАЮ: Директор УДО ДДТ ______________Букина Р.Д.. «___»______2015









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Начальное техническое моделирование

(Ознакомительного уровня, для групп краткосрочного пребывания)



Направленность программы: естественнонаучная

Вид деятельности: учебная, практическая



Возраст уч-ся: 8-10 лет

Количество часов: 12


.

Составитель: Тюнина Т.Н.

педагог дополнительного образования



Промышленная 2015

Содержание:

1

Пояснительная записка…………………………………………….3

2

Цели и задачи……………………………………………………….4

3

Реализация программы…………………………………………….5

4

Ожидаемые результаты…………………………………………….6

5

Учебно-тематический план…………………………………………7

6

Содержание изучаемого курса………………………………….. .8

7

Список литературы……………………………………………….10










3

1. Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение ми­ровосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой куль­туры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая дополнительная образовательная програм­ма составлена для групп краткосрочного пребывания учащихся, рассчитана на 12 часов. Еженедельно проводится 2 занятия по 2 академических часа в неделю. Каждое занятие рассчитано на 45 минут практической и 45 минут познавательной, соревновательной или игровой деятельности. Предполагаемый возраст учащихся - 8-10 лет. Являясь наиболее доступным, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, при­влекательностью, эффективностью. Программа предполага­ет развитие у учащихся творческих и технических спо­собностей. В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом твор­чества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества. Используются разнообразные техники: оригами, констру­ирование, мозаика, аппликация.



4 2. Цели и задачи Цель данной программы: содействовать развитию у учащихся способностей к техническому творчеству, создать оптимальные организационно-педагоги­ческие условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения им практических навыков работы с бумагой, картоном. Задачи: Обучающие:

  1. формировать умение использовать различные технические приемы при рабо­те с бумагой и картоном;
  2. обучить практическим навыкам работы с инструментами;
Развивающие:
  1. развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;
  2. способствовать развитию творческого мышления, стремлению сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
Воспитательные:
  1. воспитывать терпение и упор­ство, необходимые при работе с бумагой;
  2. привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
  3. прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.














5 3. Реализация программы Программа состоит из четырёх блоков. В информационный блок включены циклы «Введение» и «Материал - бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить правила техники безопасности и са­нитарно-гигиенические требования, предо­ставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Также к этому блоку относятся рассказы об истории происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История возникновения техники оригами», «Как летают самолёты»). Тех­нологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бума­гой, приемы обработки и способы созда­ния изделий из бумаги в технике: «Аппли­кация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. К этому блоку относится изучение технологии использования в поделках проволоки, пластика, коробков и т. д., а также средств и способов соединения различных деталей между собой. Организационно-воспита­тельный блок представлен в программе двумя циклами «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Они предусматривают занятия, свя­занные с подготовкой и проведением праз­дников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиден­ные работы, оформление и организацию праздника или выступления. Проверочно-ре­зультативный блок. Для проверки резуль­тативности реализации программы предусмотрено итоговое задание, которое проводится в виде соревнований, выставок и помогают педагогу про­анализировать результаты деятельности.




6

4. Ожидаемые результаты:
В конце курса дети должны: - овладеть практическими навыками и приёма­ми художественной обработки бумаги; - уметь планировать выполнение инди­видуальных и коллективных творческих работ; - работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопас­ности. - уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем; - уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики, - стараться эстетично оформить творчес­кую работу; - уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.





















7

5. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Блоки

Темы

Колич. часов

Информационно-мотивационный блок

Введение

1

Материал - бумага. Инструменты.

1

Технологи­ческий блок

Конструирование

1

Аппликация

1

Оригами

1

Бумагопластика и техническое моделирование

1

Провероч­но-результа­тивный блок

Творческие самостоятельные работы.

Кроссворды, викторины.

1




1

Организационно-

воспитательный блок

Праздники и подготов­ка к ним. Игры и соревнования


2

2

Всего

12



8

6. Содержание дополнительной образовательной программы Информационно-мотивационный блок: Изготовлением моделей люди начали заниматься очень давно. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние египтяне делали миниатюрные модели своих барок и пирамид. Предназначались эти модели в основном для культовых целей и для украшения дворцов. Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой частью технического конструирования. Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, о назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и др.), о проведении выставок и соревнований. Для примера показать модели или фотографии различных моделей кораблей, самолётов, автомобилей (из бумаги и других материалов). Конкурс отгадывания загадок по теме «Техника» Здоровье - один из главных парамет­ров жизни. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания - это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т. е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения. Бумага - самый доступный и дешевый материал. Ее можно сгибать, рвать, мять... Бумага оживает в руках. Бумага легко обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения основам моделирования. Одной из разновидностей бумаги является картон. Он более прочен, чем обычная писчая бумага, лучше держит форму. Изделие из картона получается более надёжным, но обработка картона является физически сложной. . Для реализации успешной работы вос­питанникам необходимы следующие инст­рументы: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули. Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.




9 Технологический блок: Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию твор­ческого отношения к окружающей жизни. Используя простейшие геометричес­кие фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб, учащиеся составляют силуэты разных конструкций. Изучают способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геомет­рических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Конструирование по заданию преподавателя (автомобиль, грузовик, ракета и др.) Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину. Оригами - древнейшее искусство скла­дывания бумаги, создание различных фи­гурок и декоративных вещей. Точный пе­ревод слова - «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками - превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку. Знакомство с условными знаками. По окончании изготовления «Лягушки» (классическая модель) проводятся соревнования на дальности прыжка. Техническое моделирование включает в себя создание бумажных или картонных моделей самолётов, кораблей, автомобилей. Задания: модели «Легковой автомобиль», «Качели», «Самолёт», «Карусель», «Ладья». Проверочно-результативный блок: С помощью этого цикла можно коррек­тировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, по­казать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно постро­ить и скорректировать свою работу в даль­нейшем. Формы занятий: практическая работа, игра. Задания: учащимся предлагается изготовить коллективные работы ( «Космодром» «Дорожное движение», «Сражение», «Детская площадка» и др.) для участия в выставках технического творчества. Организационно-воспитательный блок: Украшение помещения перед каждым праздником будет прекрасным творческим времяпровождением для всего коллектива. Учащиеся сами выступают и в роли дизайнеров и в роли творцов. В этот блок входит изготовление подарков и сувениров для друзей и родителей. Участие в выставках стимулирует желание заниматься творчеством и выполнять модель более аккуратно, а также дает возможность сравнить стиль своего творчества с другими.

10 7. Литература :
1. Яшнова О., Успешность обучения и воспитания младших школьников // Воспитание школьников, № 8 2002 2. Троицкая. И., Формирование саморегуляции у младших школьников // Воспитание школьников, № 6 2003 3. Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников, № 4 2003 4. Н. Сократов, О. Багирова, С. Маннакова, Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников №9 2003 г. 5. Амоков В. Б. Искусство аппликации. - М.: Школьная пресса, 2002. 6. Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. - М.: Рольф Аким, 1999. 7. Выгонов В. В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001. 8. Горичева B. C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития, 2000. 9. Долженко Г. И. 100 поделок из бума­ги. - Ярославль: Академия развития, 2002. 10. Ильина ТВ. Мониторинг образова­тельных результатов в учреждении допол­ нительного образования детей. - Ярос­лавль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ. 2002. 11. Кобитина И. И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000. 12. Коллекция идей. Журнал для нескуч­ной жизни. - М.: КОН - Лига Пресс», 2002. 18. Корнеева Г. М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кри­ сталл», 2001.




© 2010-2022