Примерная рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) для учащихся начальной школы ( 1-2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Образовательная программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

для учащихся начальной школы

( 1-2 класс)























Славянка 2011г.



Введение


Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных навыков межличностного общения, а также успешного интеллектуального, физического, духовного, нравственного, эстетического развития ребенка. Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации в обществе. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - духовно - нравственное, социальное, личностное развитие ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, рефлексия, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм и направлений работы, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка, развитие коммуникативных навыков, а также приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Цель данной программы: создание условий для полноценного и гармоничного развития личности школьника через вовлечение его в различные виды внеурочной деятельности. Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 330 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю). Программа состоит из 6 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности школьника и направлена на решение поставленных педагогических задач. Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие может состоять, как из двух частей - теоретической и практической, так и из какой-то одной из них (по усмотрению педагога). Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Основные разделы программы


№ п/п


Название раздела

Общее

количество

часов

1

Спортивно - оздоровительная деятельность:

кружок «Чемпион»

3

Народные игры


Игры на развитие психических процессов


Подвижные игры


Спортивные игры


2

Патриотическое направление: кружок «Моя родословная»

2

Моя родословная


Я и моё имя


История моей семьи


Семейные обязанности и традиции


3

Театрально-творческая деятельность:

кружок «Юный актёр»

1

4

Художественно-эстетическая деятельность: студия «Волшебный карандаш»

1

Цветные карандаши


Акварель


Мелки


5

Досугово - развлекательная деятельность: литературный кружок «В гостях у сказки»

1

6

Проблемно - ценностное общение: факультатив «Этикет поведения и общения»

2


Итого

10

Предполагаемые результаты реализации программы


  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; приобретение знаний о вселенной: звёздах, планетах, созвездиях и др.; русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.


  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.


  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта

самостоятельного социального действия):

школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт

публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и

организации совместной деятельности с другими детьми.


  1. Спортивно - оздоровительное направление

Кружок «Чемпион»

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи :

  • укрепление здоровье учащихся, приобщить их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;

  • обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, формировать коммуникативные компетенции.

Пояснительная записка


Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра - ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы личности) развивают произвольную сферу, умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость. Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.

Планируемые результаты организации внеурочной деятельности


Дети научатся:

- играть активно, самостоятельно и с удовольствием;

- в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и

мышечного напряжения;

- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды;

- находить выход из критического положения, быстро принимать решение и

приводить его в исполнение;

- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться

достижения общей цели;

Учащиеся будут знать:


  • о способах и особенностях движение и передвижений человека;

  • о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

  • о причинах травматизма и правилах его предупреждения.

Учащиеся будут уметь:


  • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.


Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Проведения

Кол-во часов аудиторных занятий

Кол-во часов внеаудиторных занятий


Народные игры





1

Русская народная игра

«У медведя во бору»

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.




2

Русская народная игра «Филин и пташка».

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.




3

Русская народная игра «Горелки».

Правила игры. Проведение игры.




4

Русская народная игра «Кот и мышь».

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.




5

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Правила игры. Проведение игры.




6

Русская народная игра «Зарница»

Правила игры. Проведение игры. Эстафета.





Игры на развитие психических процессов




7

Игры на развитие восприятия.

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».




8

Упражнения и игры на внимание

Упражнение «Ладонь - кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».




9

Игры на развитие памяти.

Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».




10

Игры на развитие воображения.

Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».




11

Игры на развитие мышления и речи.

Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».




12

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

Игры «Баба Яга», «Три характера».





Подвижные игры





13

Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.




14

Игра с элементами ОРУ «Море волнуется - раз»

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.




15

Игра с мячом «Охотники и утки».

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.




16

Весёлые старты с мячом.

Гимнастические упражнения. Эстафеты.




17

Игра «Волк во рву»

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.




18

Весёлые старты со скакалкой

Комплекс ОРУ со скакалкой.




19

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

Правила игры. Проведение игры.




20

Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.

Метание снежков в цель.




21

Игра «Белки, волки, лисы».

Правила игры. Проведение игры.




22

Игра «Совушка».

Правила игры. Проведение игры.




23

Игра «Удочка»

Игры со скакалкой, мячом.




24

Игра «Перемена мест»

Построение. Строевые упражнения6 перемещение.




25

Игра «Салки с мячом».

Правила игры. Проведение игры.




26

Игра «Прыгай через ров»

Совершенствование координации движений.





Спортивные

игры





27

Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.




28

Баскетбол.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.




29

Футбол

Проведение игры.




30

Спортивный праздник.

Игры, эстафеты, Весёлые минутки.




31-33

Резерв










  1. Патриотическое направление.


Кружок «Моя родословная»


Цель:

- подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического

предмета истории в старших классах и пробудить интерес к

истории своей семьи, Отечества.

Задачи:

  • ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;

  • научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

  • помочь понять и осмыслить, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;

  • обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации;

- способствовать более близкому общению членов семьи.


Пояснительная записка.


Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения - своей семьи, своего родного города. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников. Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Планируемые результаты организации деятельности


У учащиеся будут сформированы :

- такие понятия, как «генеология», «родословная», «род», «родственники»,

«поколение», «потомки», «предок»;

Учащиеся узнают:


  • историю возникновения имён и фамилий;

  • степени родства в семье;

  • о профессиях предков;

  • о семейных увлечениях и традициях;

Учащиеся составят:


  • «ленту времени» своей жизни;

  • родословное древо;

  • вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

  • подберут семейный девиз.

Тематическое планирование



Тема занятия


Содержание

Дата проведения


Кол-во часов аудиторных занятий

Кол-во часов внеаудиторных занятий


Моя родословная




1

Вводное занятие. Понятие о родословной.

У меня есть своя история. Понятие родословной.




2

Моя семья.

Моя семья.




3

Поколение, потомки, предки.

Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».




4

Родословное древо.

Родословное древо.




5

Практическое значение родословных в прошлом.

Нужно ли знать свою родословную?




6

Составление родословного древа семьи.

Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.





Я и моё имя




7

«Кто я?» «Где живу?»

Географические названия - свидетели прошлого.




8

Что означают наши имена.

Знакомство с историей возникновения имён.




9

Как родители выбирают имя ребёнку.

Происхождение современных имён




10

Имена и прозвища в Древней Руси.

Имя и прозвище.




11

Откуда к нам пришли наши имена.

Влияние различных культур на проникновение имён.




12

Тайны наших имён.

Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена.




13

Имя и ангел - хранитель.

Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.




14

Моя фамилия. Моё отчество.

История возникновения фамилий и отчеств.




15

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

Историческое прошлое семьи.




16

«Говорящие» фамилии.

Что могут рассказать фамилии о прошлом.





История моей семьи




17

Профессии моих родителей.

Профессии.




18

Мои братья и сёстры.

Степени родства в семье.




19

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

Степени родства в семье.




20

Кто, кому и кем доводится.

Степени родства в семье.




21

Мои прабабушка и прадедушка.

Связь поколений.




22

Профессии моих предков.

Профессии предков.





Семейные обязанности и традиции




23

Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».




24

Мир семейных увлечений.

Увлечения моей семьи.




25

Семейные обязанности.

Обязанности членов семьи.




26

Семейные традиции.

Какие традиции в моей семье.




27

Фамильный герб и фамильный девиз.

Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.




28

Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.




29-33

Резерв







  1. Театрально - творческая деятельность


Кружок «Юный актёр»


Цель занятий:

- развивать интеллектуальную и психоэмоциональную сферу

личности средствами театрального искусства, развитие

творческих способностей.

Задачи:

  • комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;

  • создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик - учитель», «ученик - ученик»;

  • обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;

  • развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;

  • повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.

Пояснительная записка.


Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д. Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии). Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 - 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие. В первом полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, а также с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника - постановщика и т. д.


Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

проведения

Кол-во часов аудиторных занятий

Кол-во часов внеаудиторных занятий

1

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)

Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др.




2

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).

Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».




3

Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики).

Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.




4

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).




5

Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.




6

Упражнения на развитие произвольного внимания.

Упражнения «Летает - не летает», «День и ночь», «Совушка» и т. д.




7

Упражнения на развитие памяти.

Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?»




8

Упражнения на формирование умения выполнять звуко -буквенный анализ.

Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась».




9

Упражнения на ПФД (память физических действий) - действия с воображаемыми предметами.

Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию».




10

Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.

Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином - фантазия и т. д.




11

Упражнения на согласованность коллективных действий.

Задания на время получить тот или иной результат




12

Сочинение сценария «Сказки лесной феи»

Коллективное обсуждение сценария после осенней экскурсии.




13

Изготовление персонажей, составление композиций.

Придумывание персонажей, их костюмов. действий.




14

Игра - драматизация

Постановка спектакля.




15

Изготовление персонажей сказки «Теремок»

Продумывание внешнего вида персонажей сказки.




16

Репетиция спектакля «Теремок».

Постановка сказки.




17

Подготовка спектакля по сказке «Лисичка со скалочкой».

Изготовление персонажей. Репетиция.




18

Премьера спектакля «Лисичка со скалочкой».

Показ спектакля.




19

Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Изготовление костюмов. Репетиция.




20

Подготовка спектакля по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Работа над декорациями. Репетиция.




21

Премьера спектакля .

Показ спектакля .




22

Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля.




23

Репетиция спектакля.

Подготовка к выступлению.




24

Премьера спектакля «Мойдодыр»

Выступление перед классом




25

Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси - лебеди»

Подготовка к спектаклю.




26

Подготовка к спектаклю.

Репетиция.




27

Подготовка к спектаклю.

Репетиция.




28

Премьера спектакля «Гуси - лебеди»

Выступление перед классом.




29-33

Резерв








  1. Художественно - эстетическое направление


Кружок «Волшебный карандаш»

Цель: - раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно -

изобразительными средствами.

Задачи:

  • развивать воображение , фантазию , художественный вкус;

  • расширить методы познания окружающей действительности;

  • формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях;

  • воспитывать нравственные и эстетические чувства , эмоционально - ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.


Пояснительная записка


Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений). В целом, это и есть использование всего объёма художественно - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Тематическое планирование


Тема занятия

Содержание

Дата

проведения

Кол-во часов аудиторных занятий

Кол-во часов внеаудиторных занятий

1

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.




2

Рисунки на тему «Я и моя семья»

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.




3

Конкурс на самый красивый фантик.

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.




4

Портрет Зайчика - огородника.

Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.




5

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.




6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.




7

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.




8

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа.




9

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

Отношение к животным. Любимое домашнее животное.




10

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Карнавал. Карнавальная маска.




11

Конкурс рисунков на тему: «Птицы - наши друзья».(мелки)

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме.




12

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». (мелки)

Видеофильм о цветах. Рисование по теме.




13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.




14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

Представления детей о космосе. Рисование.




15

Иллюстрация к сказке «Петушок - золотой гребешок».

Прослушивание сказки. Иллюстрации.




16

Былинные богатыри. Илья Муромец.

Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.




17

Рисунки на тему: «Зимние забавы».

Мелки)

Рисование по теме.




18

Рисование на тему: «Подводное царство».

Рисование по представлению на заданную тему.




19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Прослушивание сказки. Иллюстрирование.




20

Изготовление афиши к спектаклю.

(акварель)

Знакомство с понятием «афиша». Изготовление афиши.




21

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

Изображение пейзажей родного края.




22

Рисунок-декорация «Сказочный домик».

Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению.




23

Рисунки на тему «Любимые герои»

Изображение человека и животных разными художественными средствами.




24

Рисование на тему «Родина моя».

Передача красоты родного края выразительными средствами.




25

Изготовление праздничной открытки.

Создание простого подарочного изделия.




26

Иллюстрация к сказке «Гуси - лебеди».

Создание сюжетных композиций на основе




27

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.




28

Фантастические персонажи сказок: Баба - Яга, Водяной, Кащей - Бессмертный.

Изображение сказочных и фантастических персонажей.




29-33

Резерв









5. Досугово - развлекательная деятельность

Литературный кружок «В гостях у сказки»

Цель: сформировать у первоклассников как квалифицированных читателей,

интерес к сказкам и книгам в целом, расширить читательский

кругозор первоклассников.

Задачи:

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

  • развивать эмоционально - чувственную сферу учащихся;

  • обучить чтению - рассматриванию;

  • формировать навыка беглого, осознанного и осмысленного чтения.

Пояснительная записка


В качестве учебного материала для формирования первоклассников - читателей - кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник - читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести - семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.





Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

проведения

Кол-во часов аудиторных занятий

Кол-во часов внеаудиторных занятий

1

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».




2

Украинская народная сказка «Колосок».

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.




3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.




4

Русская народная сказка «Заяц - хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.




5

Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.




6

Сказки про зайцев.

Подбор сказок про эайцев. Викторина.




7

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.




8

Чукотская сказка «Хвост».

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.




9

Удмуртская сказка «Как произошли медведи»

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.




10

Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое - медведе.

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.




11

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

Чтение сказки. Работа над пересказом.




12

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.




13

Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».

Чтение сказки. Иллюстрирование.




14

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.




15

Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.




16

Сказки про зайца, лису и медведя.

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.




17

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ.




18

Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей»

Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.




19

Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.




20

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

Чтение сказки. Анализ прочитанного.




21

Праздник «В гостях у сказки»

Литературный праздник




22

Ингушская сказка «Сокол и ворона»

Чтение сказки. Работа над текстом.




23

Русская народная сказка «Байка про тетерева»

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.




24

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

Чтение и инсценирование сказки.




25

Русская сказка «Лиса и тетерев».

Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.




26

Сказки про птиц.

Выставка книг. Чтение. Сравнение.




27

Моя любимая сказка о животных.

Чтение и пересказ любимых сказок.




28

Итоговое занятие

Литературная викторина




29-33

Резерв




6. Проблемно - ценностное общение

Факультатив «Этикет поведения и общения»

Основная цель факультативного курса - обучение учащихся культуре общения и формирование у них адекватного коммуникативного поведения в обществе.

Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения.

Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).

Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Пояснительная записка


Основная задача программы - дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственны. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как. Основные принципы работы со школьниками на занятиях - создание благоприятных условий для активного продуктивного общения. Отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений и развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.). Расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения. Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Тематическое планирование


Тема занятия

Содержание

Дата проведения

Кол-во часов аудиторных занятий

Кол-во часов внеаудиторных занятий

1

Чем мы будем заниматься.

Знакомство с понятием «этикет».




2

Твоё имя.

Будем общаться.

Как люди общаются между собой.




3

Обращение

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.




4

Приветствие.

Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.




5

Ответы на приветствие.

Как нужно отвечать на приветствие.




6

Звонок по телефону.

Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.




7

Звонок по телефону.

Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.




8

Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

Слова вежливого общения на привлечение внимания.




9

Я знакомлю разных людей.

Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.




10

Я знакомлюсь сам.

Что нужно говорить, когда представляешься сам.




11

Приглашение и ответ на него.

Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.




12

Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.




13

Просьба, предложение. Скрытая просьба.

Варианты вежливого выражения просьбы.




14

Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

Слова и выражения согласия.




15

Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

Слова и выражения вежливого отказа.




16

Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

Ролевые игры, «маленький классный театр».




17

Поздравление и пожелание.

Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.




18

Извинение и ответ на него.

Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения.




19

Комплимент и ответ на него.

Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.




20

Жалоба и утешение.

Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.




21

Благодарность и ответ на неё.

За что нужно благодарить. Слова благодарности.




22

Как вести себя во время разговора.

Правила вежливого поведения во время разговора.




23

Мимика и жесты.

Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.




24.

Давайте договоримся.

Знакомство со считалками.




25

Прощание, пожелание при прощании.

Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.




26

Выражение собственной точки зрения. Согласие - несогласие - частичное согласие с мнением собеседника.

Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.




27

Что лучше и что хуже языка.

Слово веселит, огорчает, утешает.




28

Весёлая контрольная работа.

Определить, что в высказываниях неправильно.




2933

Резерв








Список литературы:


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

  2. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.

  3. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. - М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

  5. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М. : Дрофа, 1997.

  6. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой - Nestle, М. 2002.

  7. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.


© 2010-2022