Конспект к уроку Окружающий мир 4 класс ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Цели: 1. Дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны. 2. Познакомить учащихся с основными документами, защищающими права человека. 3. Развивать устную речь. 4. Воспитывать интерес к истории России.

Этап урока

Действия учителя

Предполагаемые действия ученика 1.Организационный момент

Проверьте ваше рабочее место. Тихо, удобно сядьте. Попрошу вас на уроке быть внимательными, помогать друг другу в открытии новых знаний.

2.Актуализация опорных знаний 3.Открытие новых знаний.

4.Первичное закрепление. 5. Физкультминутка 6. Работа по теме






7. Работа в группах 8. Подведение итогов. 9 Рефлексия. Дом задание
Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет? (стихотворение) Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру.

До настоящего времени мы говорили о прошлом России, теперь поговорим о России современной. Прочитайте название раздела. Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел (стр. 153)

Кто внимательно читал, как называется основной закон страны?

О чем мы сегодня будем говорить? (тема урока)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

Какие средства будем использовать, для достижения цели? (учебник, тетрадь)

Название Россия идёт из глубины веков. Другое название нашей страны - … ?

Найдите в учебнике, что обозначает слово Федерация.

Федерация

Записи в тетрадь с.55

Федерация - объединение

россияне, граждане России

Слово «федерация» в переводе с латинского языка означает «союз, объединение». Говоря строкой из Гимна России, наше Отечество - это «братских народов союз вековой». Прочитайте информацию о количестве и видах, входящих в состав Российской Федерации? На территории России живёт 180 народов. Это русские, башкиры, казахи, татары, калмыки и многие-многие другие. Как можно нас всех назвать? Как вы думаете, что значит быть гражданином? Работа с картой в парах. Давайте с вами вспомним, что же мы знаем о гражданине.

Какие символы России вы уже хорошо знаете?

О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. Но есть еще один символ очень важный для России - это Конституция Российской Федерации.

Найдите информацию в учебнике (запись в тетрадь)

Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот день считается государственным праздником. В Конституции записаны наши права и обязанности.

- Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! - угрожающе предупредила Анюта Илюшу.

- Не имеете права! Что я вам - крепостной, что ли?! - возмутился Илюша. - Хочу - играю, хочу - нет.

- Да, Илюша прав, - подтвердил папа. - Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой - хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

- Разве я не могу поиграть с Илюшей? - не унималась Анюта.

- Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

- А у меня что же, нет никаких прав?

- Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве).

Вспомним, какая цельурока?

Где записаны права и обязанности граждан России?

А как вы понимаете права?

Работа с конституцией

Давайте ознакомимся с важнейшими правами гражданина России.

-Право на жизнь

-Право на свободу

-Право на личную неприкосновенность

-Право на труд

-Право на отдых

-Право на свободу слова

-Право на свободу совести

-Право на образование

-Право на медицинское обслуживание

Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)

Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.

Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (здоровье)

Каждый имеет право на охрану здоровья и мед.обслуживание статья 41

Без кого человек не может быть по счастлив? (без семьи, без детей) статья38

Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.

Право на неприкосновенность жилища. (никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли)

Право на защиту чести и достоинства. (оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений.

Сказка ложь, да в ней намек.

Вы сейчас будете экспертами. Работать будете группами. У вас на партах по две карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья:

Мы сидеть уже устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши? (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно. (Наклоны вперёд-назад, вправо-влево)

От души мы потянулись. (Потягивания - руки вверх и в стороны)

И за парты вновь вернулись.

Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств?

В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международныеправовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. После второй мировой войны были приняты документы, защищающие права человека. Главная среди них является Всеобщая Декларация прав человека.

Найдите информацию в учебнике (с 159). Что такое декларация? Когда она была принята?

Всеобщая Декларация прав человека была принята на общем собрании Организации Объединённых наций 10 декабря 1948г.

Итак, все люди обладают неотъемлемыми, нерушимыми, равными правами, независимо от национальности, языка, пола.

Знаете ли вы, какой праздник отмечают 1 июня (День защиты детей)

В нашем государстве действуют законы , защищающие права ребенка. Это важный документ - Конвенция о правах ребенка.

Прочитайте текс на с 161-162 учебника. Перечислите права ребенка.

Составление коллажа.

-О чём был наш сегодняшний разговор?

- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…». - Какие же права есть у вас, школьников? - Мы с вами сказали, что в Конституции записаны, не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника?

- Оцените свою работу на уроке.

- Что ещё бы хотели узнать по теме урока?

- Что понравилось больше всего?

Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Как видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.

  • Какое главное правило мы не должны забывать?

Отстаивая свои права, не забывай - у других они такие же!

Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.

Учебник с. 156-159, тетрадь с. 58. Составить список своих прав и обязанностей), привести свои примеры, как в сказках нарушаются принятые в современном обществе права человека.

Родина наша

Россия родная, ты Родина наша,

Мы любим тебя всей душой!

И нет тебя ближе, и нет тебя краше,

Мы всюду навеки с тобой!

Твоею мечтою, твоею судьбою,

Мы дружной семьёю живём!

Под нашей российской и яркой звездою,

Здесь милый, родительский дом!

Основной закон Росси и права человека.

Цель: узнать о государственном устройстве нашей страны; основные документы, защищающие права человека,; о Конвенции о правах ребенка.

Федерация

Записи в тетрадь с.55

Федерация - объединение

россияне, граждане России Гражданин - человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.

Герб, гимн, флаг

Запись в тетрадь:

Конституция - устройство, постановление



Права-то, что ты можешь делать.





а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на (Личную неприкосновенность).

б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на (Неприкосновенность жилища).

в) Балда из сказки А.Пушкина Сказка о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на (Труд).

г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (Владение имуществом).

Запись в тетрадь:

Декларация - заявление


Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.



© 2010-2022