- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку Школа России (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку Школа России (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулешова Т.В. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык
-
Пояснительная записка.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу по русскому языку изменения не внесены. Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Технологии обучения.
- здоровье сберегающие
- личностно-ориентированные
- социокультурные
- ИКТ
- исследовательская деятельность
2. Общая характеристика учебного предмета.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
- Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
- фронтальная, индивидуальная, групповая работа;
- учебные занятия в форме диалогов, решения проблемных ситуаций;
- разыгрывание речевой ситуации;
- практические творческие работы по созданию речевых жанров;
- конкурсы;
- дидактические игры;
- языковая разминка;
- каллиграфические минутки;
- запись под диктовку;
- работа со словарями;
-
работа с компьютерными презентациями;
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется в 3 классе 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недели) в том числе на проведение контрольных диктантов - 9 часов.
I четверть - 36 ч. II четверть -28 ч. III четверть - 40 ч. VI четверть - 32 ч.
Используемая литература: Учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвещение-2013 г. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс М.:Просвещение -2014 г.
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополающих элементов культуры.
Ценность природы -основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность туда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка, интерес к своей стране, её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. В результате изучения предмета Русский язык» обучающиеся должны знать: главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог и их основные грамматические признаки; части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; чередование согласных и беглые гласные; разделительный твердый знак. Обучающиеся должны различать и сравнивать: главные и второстепенные члены предложения; предложения распространенные и нераспространенные; однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; разделительные мягкий и твердый знаки; приставки и предлоги; имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам. Обучающиеся должны уметь: Разбирать предложения по членам предложения; Обозначать на письме интонацию перечисления; Разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс. Проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова; Проверять написание суффиксов - ик, - ек; Писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; писать раздельно предлоги со словами; Писать приставки по-, под -, об -, от-, про-, до-, на -, за -, над -, с -; Определять род, число, падеж имен существительных и мен прилагательных. Определять число, время, лицо глаголов; Писать не с глаголами; Писать слова с непроверяемыми написаниями.
-
Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во
часов
Содержание учебного материала
Количество проверочных и контрольных работ
Первое полугодие:64 часа (I четверть- 36 часов, II четверть -28часов)
1.
Язык и речь
2 ч.
Вспомнить из чего состоит речь.
2.
Текст.
Предложение и
словосочетание.
10 ч.
Что называется предложением. Отличие словосочетания от предложения. Установление связи слов в предложении. Различение предложений по цели высказывания и интонации.
Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных
предложений. Подлежащее и сказуемое. Главные члены в предложении, в котором сказуемое выражено разными частями речи. Подлежащее выражено не только существительным, но и личными местоимениями я, ты, и т.д.
Контрольный диктант-1
3.
Слово в языке
и речи.
20 ч.
Распознавание многозначных слов, слов в прямом и переносном значении; распознавание фразеологизмов, однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов
Правописание сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Чтение и понимание учебного текста формулировкой заданий, правил, определений Употребление разделительного ь (мягкого знака). Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные
Контрольный диктант-1
Словарный диктант-2
Контрольное
списывание-1
4.
Состав слова
16 ч. ч
Образование новых слов
(однокоренных) с помощью
суффиксов и приставок
Значение частей слова
Понятие об окончании и его роли
в речи.
Роль окончания и предлога
в предложении.
Контрольный диктант-1
Словарный диктант-1
5.
Правописание
частей слова.
16 ч.
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных.
Правописание безударных гласных в приставках.
Употребление разделительного твердого и мягкого знаков
при написании слов. Правописание слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.
Понятие об окончании и его роли в речи.
Роль окончания и предлога
в предложении. Роль приставки в слове. Правописание приставок с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-, на- , за-, над-, с-, об-.
Правописание непроизносимых
согласных в словах. Написание слов с удвоенными согласными.
Правописание приставок. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.
Контрольный диктант-1
Словарный диктант-1
Второе полугодие: 72 часа (III четверть- 40 часов, IV четверть -32часа)
6.
Части речи.
3ч.
Знакомство с частями речи и их особенностями.
Имя
существительное
32 ч.
Лексическое значение имен существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные. Употребление имен существительных в речи. Род имен существительных. Изменение по числам. Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода. Отличие существительных в единственном числе от существительных во множественном числе. Классификация имен существительных на группы с твердой и мягкой основами. Имена существительные среднего рода с твердой и мягкой основами. Употребление в речи имен существительных. Определение рода имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук. Изменение имен существительных по вопросам. Склонение имен существительных. Название падежей. Изменение имен существительных по падежам.
Контрольный диктант-3
Словарный диктант-2
Контрольное
списывание-1
Имя
прилагательное
15ч.
Употребление имен прилагательных в речи. Отличие имен прилагательных от других частей речи по вопросу и значению. Роль прилагательных в речи. Основные грамматические признаки имен прилагательных (род и число). Изменение имен прилагательных по числам и родам. Родовые окончания имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.
Контрольный диктант-1
Словарный диктант-1
Местоимение
3 ч.
Употребление местоимений в речи. Отличие местоимений от других частей речи по вопросу и значению. Роль местоимений в речи.
Словарный диктант-1
Глагол
13ч.
Понятие о глаголе. Глагол, значение и употребление. Образование глаголов из слов других частей речи. Глаголы неопределенной формы. Употребление глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа
Контрольный диктант-1
Словарный диктант-1
Контрольное
списывание-1
7.
Повторение
7ч.
Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.
Итого: 136 часов
7. Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Первое полугодие:64 часа (I четверть- 36 часов, II четверть -28часов)
1.
Язык и речь
2 ч.
Составляют предложения и определяют связь слов в предложении.
2.
Текст. Предложение и
словосочетание.
10 ч.
Составляют предложения из слов и словосочетаний;
- выделяют из сплошного текста предложения;
-оформляют предложения на письме;
-каллиграфически правильно списывают слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, замен и искажения букв.
- Применяют знания по темам: типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- анализируют и кратко характеризовать предложения
Классифицируют предложения по цели высказывания; обосновывают выбор знаков препинания в конце предложений; различают простые и сложные предложения; умеют выделять предложения с обращением.
- главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
- определяют части речи, которыми выражено подлежащее и сказуемое в предложении.
3.
Слово в языке и речи.
20 ч.
Различают в словах мягкие шипящие звуки;
-правильно обозначают на письме сочетание этих звуков;
-писать слова с сочетаниями ча-щу, чу-щу.
- различают разделительный мягкий знак и ь;
-выполняют звукобуквенный анализ слова.
- делят предложения на слова;
4.
Состав слова
16 ч.
Анализируют и кратко характеризовать состав слова.
Учащиеся применяют
формулировку правила об однокоренных (родственных) словах;
-умеют подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов.
5.
Правописание частей слова.
16 ч.
Анализируют и кратко характеризовать состав слова.
Учащиеся применяют
формулировку правила об однокоренных (родственных) словах;
подбирают и образовывают однокоренные слова с помощью аффиксов.
-выполняют разбор слова по составу.
- применяют правила написания приставок.
- показывают роль приставки в слове.
- правила написания и способы проверки гласных в суффиксах.
- образовывают однокоренные слова с помощью суффиксов, проверять написание
Второе полугодие: 72 часа (III четверть- 40 часов, IV четверть -32часа)
Части речи.
3 ч.
Различают части речи
Имя
существительное
32 ч.
-определяют имя существительное с помощью вопроса,
-устанавливают связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний,
-определяют род и число имен существительных,
-определяют склонение имен существительных,
- определяют падеж имен существительных, изменяют их по падежам.
Имя
прилагательное
15ч.
-определяют род и число прилагательных, родовые окончания имен прилагательных, склонение имен прилагательных, -употребляют имена прилагательные в речи, -отличают их от других частей речи по вопросу и значению, -правильно отображают на письме родовые окончания имен прилагательных, -изменяют имена прилагательные по вопросам.
Местоимение
3 ч.
- отличают местоимения от других частей речи.
Глагол
13ч.
-изменяют глаголы по временам, по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени.
-отражают на письме правописание окончания глаголов единственного и множественного числа.
7.
Повторение
7ч.
- выделяют в тексте подлежащее и сказуемое;
- устанавливают связь слов в предложении;
- работают с деформированными предложениями;
- задают вопросы от главного слова к зависимому.
-
Материально - техническое обеспечение.
Основная литература по УМК
Дополнительная литература
Для учителя
Для учащихся
Для учителя
Для учащихся
Учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвещение-2013 г.
Учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвещение-2013 г. Таблицы, схемы.
Контрольно-измерительные
материалы 3 класс/Сост. В. В. Никифорова
- М.:ВАКО, 2014
Ситникова Т.Н. и др. Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2013
Сайт «Открытый класс».
«1 сентября». «ПРО школу»
Раб. тетр. Русский язык: 3 класс/
В.П. Канакина.: -М.:Просвещение-2014 г.
little-tales.ru
Технические средства: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор.