Рабочая программа по русскому языку Школа России (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

  1. Пояснительная записка.

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; • развитие коммуникативных умений; • развитие нравственных и эстетических чувств; • развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Нормативно правовые документы, на основании которых разработана программа: Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, учебным планом МАОУ СОШ № 59, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы образовательной системы «Школа России» для 1-4 классов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, утвержденной МО РФ. Разработана на основе УМК «Школа России» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу по русскому языку изменения не внесены. Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Технологии обучения.

  • здоровье сберегающие
  • личностно-ориентированные
  • социокультурные
  • ИКТ
  • исследовательская деятельность

2. Общая характеристика учебного предмета.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии

  • Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Формы организации контроля
  • фронтальная, индивидуальная, групповая работа;
  • учебные занятия в форме диалогов, решения проблемных ситуаций;
  • разыгрывание речевой ситуации;
  • практические творческие работы по созданию речевых жанров;
  • конкурсы;
  • дидактические игры;
  • языковая разминка;
  • каллиграфические минутки;
  • запись под диктовку;
  • работа со словарями;
  • работа с компьютерными презентациями;

Виды, формы контроля: Текущий контроль - (устно, письменно) через опрос, проведение самостоятельных работ, математических диктантов, проверочных работ. Тематический контроль - (письменно) через проведение тестов, контрольных работ,. Итоговая комплексная работа - (письменно) по итогам года.

3. Место учебного предмета в учебном плане.


Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется в 3 классе 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недели) в том числе на проведение контрольных диктантов - 9 часов.
I четверть - 36 ч. II четверть -28 ч. III четверть - 40 ч. VI четверть - 32 ч.
Используемая литература: Учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвещение-2013 г. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс М.:Просвещение -2014 г.




4. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополающих элементов культуры.

Ценность природы -основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность туда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка, интерес к своей стране, её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. В результате изучения предмета Русский язык» обучающиеся должны знать: главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог и их основные грамматические признаки; части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; чередование согласных и беглые гласные; разделительный твердый знак. Обучающиеся должны различать и сравнивать: главные и второстепенные члены предложения; предложения распространенные и нераспространенные; однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; разделительные мягкий и твердый знаки; приставки и предлоги; имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам. Обучающиеся должны уметь: Разбирать предложения по членам предложения; Обозначать на письме интонацию перечисления; Разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс. Проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова; Проверять написание суффиксов - ик, - ек; Писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; писать раздельно предлоги со словами; Писать приставки по-, под -, об -, от-, про-, до-, на -, за -, над -, с -; Определять род, число, падеж имен существительных и мен прилагательных. Определять число, время, лицо глаголов; Писать не с глаголами; Писать слова с непроверяемыми написаниями.







  1. Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Содержание учебного материала

Количество проверочных и контрольных работ

Первое полугодие:64 часа (I четверть- 36 часов, II четверть -28часов)

1.

Язык и речь

2 ч.

Вспомнить из чего состоит речь.

2.

Текст.

Предложение и

словосочетание.

10 ч.

Что называется предложением. Отличие словосочетания от предложения. Установление связи слов в предложении. Различение предложений по цели высказывания и интонации.

Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных

предложений. Подлежащее и сказуемое. Главные члены в предложении, в котором сказуемое выражено разными частями речи. Подлежащее выражено не только существительным, но и личными местоимениями я, ты, и т.д.

Контрольный диктант-1

3.

Слово в языке

и речи.

20 ч.

Распознавание многозначных слов, слов в прямом и переносном значении; распознавание фразеологизмов, однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов

Правописание сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Чтение и понимание учебного текста формулировкой заданий, правил, определений Употребление разделительного ь (мягкого знака). Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные

Контрольный диктант-1

Словарный диктант-2

Контрольное

списывание-1

4.

Состав слова

16 ч. ч

Образование новых слов

(однокоренных) с помощью

суффиксов и приставок

Значение частей слова

Понятие об окончании и его роли

в речи.

Роль окончания и предлога

в предложении.

Контрольный диктант-1

Словарный диктант-1

5.

Правописание

частей слова.

16 ч.

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных.

Правописание безударных гласных в приставках.

Употребление разделительного твердого и мягкого знаков

при написании слов. Правописание слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Понятие об окончании и его роли в речи.

Роль окончания и предлога

в предложении. Роль приставки в слове. Правописание приставок с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-, на- , за-, над-, с-, об-.

Правописание непроизносимых

согласных в словах. Написание слов с удвоенными согласными.

Правописание приставок. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Контрольный диктант-1

Словарный диктант-1

Второе полугодие: 72 часа (III четверть- 40 часов, IV четверть -32часа)

6.

Части речи.

3ч.

Знакомство с частями речи и их особенностями.

Имя

существительное

32 ч.


Лексическое значение имен существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные. Употребление имен существительных в речи. Род имен существительных. Изменение по числам. Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода. Отличие существительных в единственном числе от существительных во множественном числе. Классификация имен существительных на группы с твердой и мягкой основами. Имена существительные среднего рода с твердой и мягкой основами. Употребление в речи имен существительных. Определение рода имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук. Изменение имен существительных по вопросам. Склонение имен существительных. Название падежей. Изменение имен существительных по падежам.

Контрольный диктант-3

Словарный диктант-2

Контрольное

списывание-1

Имя

прилагательное

15ч.

Употребление имен прилагательных в речи. Отличие имен прилагательных от других частей речи по вопросу и значению. Роль прилагательных в речи. Основные грамматические признаки имен прилагательных (род и число). Изменение имен прилагательных по числам и родам. Родовые окончания имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.

Контрольный диктант-1

Словарный диктант-1

Местоимение

3 ч.

Употребление местоимений в речи. Отличие местоимений от других частей речи по вопросу и значению. Роль местоимений в речи.

Словарный диктант-1

Глагол

13ч.

Понятие о глаголе. Глагол, значение и употребление. Образование глаголов из слов других частей речи. Глаголы неопределенной формы. Употребление глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа

Контрольный диктант-1

Словарный диктант-1

Контрольное

списывание-1

7.

Повторение

7ч.





Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

Итого: 136 часов






7. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Первое полугодие:64 часа (I четверть- 36 часов, II четверть -28часов)

1.

Язык и речь

2 ч.

Составляют предложения и определяют связь слов в предложении.

2.

Текст. Предложение и

словосочетание.

10 ч.

Составляют предложения из слов и словосочетаний;

- выделяют из сплошного текста предложения;

-оформляют предложения на письме;

-каллиграфически правильно списывают слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, замен и искажения букв.

- Применяют знания по темам: типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

- анализируют и кратко характеризовать предложения

Классифицируют предложения по цели высказывания; обосновывают выбор знаков препинания в конце предложений; различают простые и сложные предложения; умеют выделять предложения с обращением.

- главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

- определяют части речи, которыми выражено подлежащее и сказуемое в предложении.

3.

Слово в языке и речи.

20 ч.

Различают в словах мягкие шипящие звуки;

-правильно обозначают на письме сочетание этих звуков;

-писать слова с сочетаниями ча-щу, чу-щу.

- различают разделительный мягкий знак и ь;

-выполняют звукобуквенный анализ слова.

- делят предложения на слова;

4.

Состав слова

16 ч.

Анализируют и кратко характеризовать состав слова.

Учащиеся применяют

формулировку правила об однокоренных (родственных) словах;

-умеют подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов.

5.

Правописание частей слова.

16 ч.

Анализируют и кратко характеризовать состав слова.

Учащиеся применяют

формулировку правила об однокоренных (родственных) словах;

подбирают и образовывают однокоренные слова с помощью аффиксов.

-выполняют разбор слова по составу.

- применяют правила написания приставок.

- показывают роль приставки в слове.

- правила написания и способы проверки гласных в суффиксах.

- образовывают однокоренные слова с помощью суффиксов, проверять написание

Второе полугодие: 72 часа (III четверть- 40 часов, IV четверть -32часа)

Части речи.

3 ч.

Различают части речи

Имя

существительное

32 ч.

-определяют имя существительное с помощью вопроса,

-устанавливают связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний,

-определяют род и число имен существительных,

-определяют склонение имен существительных,

- определяют падеж имен существительных, изменяют их по падежам.

Имя

прилагательное

15ч.


-определяют род и число прилагательных, родовые окончания имен прилагательных, склонение имен прилагательных, -употребляют имена прилагательные в речи, -отличают их от других частей речи по вопросу и значению, -правильно отображают на письме родовые окончания имен прилагательных, -изменяют имена прилагательные по вопросам.

Местоимение

3 ч.

- отличают местоимения от других частей речи.

Глагол

13ч.

-изменяют глаголы по временам, по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени.

-отражают на письме правописание окончания глаголов единственного и множественного числа.

7.

Повторение

7ч.





- выделяют в тексте подлежащее и сказуемое;

- устанавливают связь слов в предложении;

- работают с деформированными предложениями;

- задают вопросы от главного слова к зависимому.



  1. Материально - техническое обеспечение.


Основная литература по УМК

Дополнительная литература

Для учителя

Для учащихся

Для учителя

Для учащихся

Учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвещение-2013 г.

Учебник «Русский язык» для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий-М.:Просвещение-2013 г. Таблицы, схемы.


Контрольно-измерительные

материалы 3 класс/Сост. В. В. Никифорова

- М.:ВАКО, 2014

Ситникова Т.Н. и др. Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2013

Сайт «Открытый класс».

«1 сентября». «ПРО школу»

Раб. тетр. Русский язык: 3 класс/

В.П. Канакина.: -М.:Просвещение-2014 г.

little-tales.ru


Технические средства: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор.













































© 2010-2022