Конспект и презентация урока письма. Тема: ь – показатель мягкости

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: ь - показатель мягкости

Развивающие:

Развивать мышление, слух, память.

Формировать потребности писать грамотно, формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, формирование навыков сотрудничества.

Расширение знаний о родном языке.

Содействовать развитию речи, творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитывать умение дружить, милосердие.

Воспитание учебной активности, интереса к чтению и желания читать.

Умение работать в коллективе.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

  • Слайд 2 - Я волшебник. Захочу -
    Появлюсь и превращу
    Мел, которым пишут в школе,
    В мель, опасную на море.
    Кто волшебник - отгадай,
    Выше руку поднимай.
    Слайд 3 Мягкий голос, мягкий шаг…
    Это буква - … (мягкий знак)

-А кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Откройте пропись и найдите букву ь.

-На что похожа буква ь?

(Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась .)

  • - Сегодня мы будем работать над мягким разделительным знаком.

  • - Давайте вспомним, что вы знаете о мягком знаке.

-Мягкий знак настоящий фокусник. Почему?

- Давайте прочитаем пары слов.(1 столбик самостоятельно).

Слайд 4 мол- моль

угол- уголь

был- быль

пыл- пыль

кон-конь

- Какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.

-Изменился ли смысл и звучание слова? (Беседа о лексическом значении слов каждой пары. Графическое обозначение.)

Мол- насыпь, оградительное сооружение.

Угол-геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки;

Кон-очерченное место, куда надо попадать при какой-нибудь игре (в городки, бабки);

Пыл-сильный жар, пламя.

-Подсчитайте количество букв и звуков в каждой паре слов.

-Какой вывод сделали?

(Во втором слове каждой пары звуков меньше, чем букв, так как ь не обозначает звука.)

Чтение учителем отрывка из стихотворения Ю. Мориц "Песенка про сказку".

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!..
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей по всюду путь открыт …

Слайд 5 .Ребята, встречайте сказку. Жил - был чудак Мягкий знак. Ходил по стране Г. и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ (показать) и превратил МЕЛ в МЕЛЬ (значение слова). Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ (показать). Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.

Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов).

Расскажите о роли мягкого знака в русском языке. (Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме).

Надоел Мягкий знак всем и некоторые буквы сказали ему: "Уходи отсюда, мы и без тебя можем фокусы показывать".

Слайд 6 "Смотри, - кричит одна. - Вон на грядке растёт ЛУК, но стоит мне встать вместо - У - (слова напечатаны), как получится ЛУК - ЛЮК". (Значение по "толковому словарю")

Другая говорит: "Смотри, вот у тебя НОС, но встану я вместо - О - , и ты уже что - то НЁС".

Третья молвит: "Мальчик МАЛ, он траву МЯЛ".

"Лицо МЫЛ, стал он МИЛ", - заявляет четвёртая.

"Был снежный КОМ, а превратился в вопрос КЕМ?" - закончила пятая. (На доске: ЛЮК, НЁС, МЯЛ, МИЛ, КЕМ)

Ребята, какие же буквы поставили на место зазнайку? (я, е, ё, ю, и) Что их объединяет?

IV. Наблюдения за ролью разделительного мягкого знака.

Анализ слова "солю".

Назовите второй слог (ЛЮ)

Какой звук даёт буква Л? ([Л'] согласный, звонкий, мягкий).

Буква Ю? ([У]) Вставим между ними мягкий знак. Солью.

Что случилось? (Изменился смысл слова)

Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? (Смягчает согласную)

Буква Ю одна, а сколько звуков слышите? [И'У]

Можно ли прочитать это слово без мягкого знака? Почему?

Какие звуки разделяет мягкий знак? ([Л'] [Й'])

Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Между согласными и гласными)

Отгадайте загадку.

Мы едим в дальние края,

Прощайте милые (друзья).

Анализ слова.

Буква Я одна, а сколько звуков произнесли? [И'А]

Каким звукам не даёт сливаться разделительный мягкий знак? ([З'], [Й'])

Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

Постирайте и погладьте

Своё фирменное (платье)

Анализ слова.

Ребята, с какими гласными буквами нам удалось сдружить мягкий знак? С какими гласными буквами не сдружили? (Ё, И)

Придумайте свои слова. (При затруднении с. 156, 4 столбик)

Сколько звуков даёт буква И?

В стане Г. Живёт чудак мягкий знак. Почему он чудак? (мягкий знак, разделительный мягкий знак)

Где пишется мягкий знак? Какую роль выполняет?

Где пишется разделительный мягкий знак? (Дети делают вывод по схеме)

Слайд 7

Конспект и презентация урока письма.Тема: ь – показатель мягкости


  • Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

  • Учитель читает текст на доске.

  • «Перед Е, Е, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья

Воробьи, семья, жилье -

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья»

  • 1 задание - исправьте ошибки.

1 вариант

Братя ели варене.

2 вариант

Лет силный дожд.

  • 2 задание - зачеркни неверное слово.

1 вариант

Счастье, осенью, редька.

2 вариант

Здоровье, колья, банька.

  • Скажите, вам понравился урок?

  • - Что интересного вы узнали на уроке? Чем занимались на уроке?

7. Физминутка.

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

4. Работа по прописи

Откройте прописи на с. 26

Я тетрадочку открою

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Подготовка кисти руки к письму

Элементы и узор.

Посмотрите, сколько элементов имеет строчная буква. Обведите данные элементы.

Письмо буквы.

Письмо предложения с комментированием

Запись предложения по образцу.

Подведение итога урока.

- С какой буквой познакомились?

- Что узнали о ней? Дайте характеристику звуку ч'.

- Какими буквами может быть обозначен этот звук на письме?

- Что нового узнали на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.(Смайлики)

Конспект и презентация урока письма.Тема: ь – показатель мягкостиКонспект и презентация урока письма.Тема: ь – показатель мягкости - я старался; - я старался, но делал небольшие ошибки;

Конспект и презентация урока письма.Тема: ь – показатель мягкости

- мне хотелось бы работать лучше

© 2010-2022