Урок литературного чтения в 3 классе Ф. Тютчев. Листья. Сочинение миниатюра О чем шепчутся осенние листья. УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению 3 класс, тема Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

(развитие метапредметных УУД)

Матвеева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов ВКК

Технологическая карта


ДАТА: 08.10.2015 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: филология ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний ФОРМА УРОКА: урок-исследование УЧИТЕЛЬ: Матвеева Татьяна Васильевна КЛАСС: 3 ТЕМА УРОКА: Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» ЦЕЛЬ: создать условия для проведения анализа поэтического произведения на основе изучения стихотворения Ф. Тютчева «Листья». Подвести детей к пониманию, что выразить красоту природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами. ЗАДАЧИ: 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; - способствовать формированию способности к самостоятельной познавательной деятельности;

- способствовать привитию этических норм (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; - развитие критического мышления. 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные:
Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные: Обучающиеся научатся:
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из иллюстраций;

  • понимать таблицы, передавая содержание таблицы в словесной форме;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.

Коммуникативные:
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы , распределять функции в группе при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения - формирование умения применять полученные теоретические знания в новых практических условиях
Предметные результаты - познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»;

- развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты;

- обогатить словарный запас детей;
- формировать навык построения высказывания, последовательно выражать свои мысли, выстраивать собственные тексты сочинений, и грамотно их записывать.
ТЕХНОЛОГИИ: на уроке используется системно-деятельностный подход, проблемное изложение материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, нетбук
Технологическая карта с дидактической структурой урока

Этап урока/

цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные результаты

Формируемые УУД

Организационный этап.

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- А что значит быть активным?

Проверяют готовность к уроку, необходимые принадлежности.

- С желанием выполнять все задания

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового знания

-Я пришла к вам на урок с удивительным букетом. Такой яркий букет можно собрать только осенью! Какие ассоциации возникают у вас, когда говорят ОСЕНЬ?

- Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является

«Осень» итальянского композитора Антонио Вивальди . Давайте насладимся этой замечательной музыкой.

Когда слушаете музыку сядьте удобно, плечики расправьте.

На пороге ноябрь. Поздняя осень. С каждым днём становится всё холоднее. Вот уже и первый мороз сковал землю. Тихо в осеннем лесу. Лишь встревоженный ветерок нарушит лесной покой, зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал. Листопадный дождь продолжается. И совсем скоро деревья сбросят последнюю листву.

-Какое настроение у вас возникло после услышанной музыки? Какие чувства у вас вызывает осень?

- Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья.

- Что вам напоминает их полет?

О чём шепчутся осенние листья?

-Дети дают свои варианты ответов

Видео Вивальди


- Дети делятся впечатлениями

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков.

Постановка учебной задачи

Поставить и осмыслить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

- Как вы думаете, а могло ли наступление осени вдохновить кого-нибудь на сочинение стихотворения?

- Сегодня мы прочитаем стихотворение Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья».

- Поэту удалось подслушать разговор осенних листьев. О чём они могли говорить?

-Хотите и вы послушать его?

- Чем же мы будем заниматься на уроке? А ещё мы постараемся выразить наши осенние чувства как настоящие писатели. Как? Мы подготовимся к написанию небольшого сочинения об осени.

- Да, многие русские поэты посвящали свои стихи осени. Пушкин, Есенин, Плещеев.


Выведение темы урока

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Первичное восприятие текста (открытия детьми нового знания)

Цель: определить первичное восприятие стихотворения.

- Закройте глаза, можете лечь на парту. Сейчас прозвучит стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту картину.

Аудиозапись стихотворения

- Скажите, какое время года описывает поэт?

Прослушивание стихотворения учащимися.

-Осень.

Определение времени года по литературному материалу

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Анализ стихотворения.

Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения

- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении

- От чего имени написано это стихотворение?

- Какими вам показались листья?

- О чем они мечтают?

- Почему они хотят улететь вместе с ветрами?

- С каким настроением улетают листья?

- К чему призывают листья буйный ветер?

Работа в парах

-Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.

- Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

-Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.

- От имени листьев (МЫ, НАМ, НАС)

- С нетерпеливым

- Скорей нас сорвите с докучных ветвей.

Словарная работа.

Цели: формировать навык выборочного чтения.

-утвердить значимость и ценность каждого слова

- В стихотворении есть строки:

Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели - зефиры ушли. Кто такие Зефиры?

Дети находят значение слова «зефиры» - это теплые летние ветры.)

В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово - «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.

- Скорей нас сорвите с докучных ветвей. Это какие ветви? Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.















Надоедливые, наводящие скуку

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

- Ещё в начале урока у вас осень вызвала разные настроения - это прекрасно. Ведь каждый чувствует осень по-своему, у каждого она своя. Вы услышали музыку и стихи. И пока вы не расплескали свои чувства, я предлагаю вам подготовиться к написанию небольшого сочинения об осени.

- А для этого вы поработаете группами. Каждый ряд - это группа, которая получит свое задание

Работа в группах

1 группа

-Какого же цвета можно увидеть осеннюю листву?

2 группа

- А вы наблюдали, как падают листья? Одни стремительно, камнем, вниз, другие медленно, покачиваясь из стороны в сторону, третьи то за ветку зацепятся, то за другую, будто стараются подольше задержаться на дереве. Подберем слова, которые будут передавать действия листьев.

3 группа

- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои корявые ветви, будто хотят вернуть солнце, дождь, слякоть. О чем же могут нам рассказать листья?

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

РОЛИ В ГРУППЕ



-Зелёные, красные, жёлтые, оранжевые.

- Падают, летят

- Кружатся, сыплются, танцуют

- Шуршат, шепчут, разговаривают

- Вальсируют, их тревожит ветерок, бегут, прощаются с летом

-О прекрасном лете,

- о пении птиц …

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

Домашняя работа

Каждый ребёнок получает лист с основой сочинения

Теперь вы готовы поделиться чувствами. Для этого дома на красиво оформленном листе вы напишите сочинение, воспользовавшись опорой и материалами, подобранными в группах

Рефлексия деятельности

(итог урока)

- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому, каждый замечает в осени что-то свое. Скажите, с помощью каких средств люди выражают свои чувства к осени?

- Какой вопрос задали в начале урока?

- Какое новое знание открыли?

- Сейчас мы закончим наше путешествие в осень. И вам останется дома переложить свои чувства на бумагу, написав небольшое сочинение с опорой на те знания, что вы вынесли с урока

- Художники пишут картины, композиторы - музыку, поэты пишут стихи.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование


© 2010-2022