Разработка открытого урока по русскому языку на тему Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чапчын Эльмира Александровна

Учитель начальных классов МБОУ Тээлинская СОШ им.В.Б.Кара-Сала

Тема: Мягкие и твердые согласные (2 класс) Цели: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках, способах обозначения мягкости согласных на письме мягким знаком или гласными буквами. Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к предмету. Оборудование: проектор, картинка, схемы, тетради, учебники.

Этап урока

Время

Деятельность учителя и учащихся

1.Организационный момент

1минута

-Здравствуйте, ребята!

-Посмотрите, у нас гости, давайте поприветствуем их нашими тёплыми улыбками и друг друга тоже. Присаживаемся.

2.Словарная работа

5 минут

-Откройте тетради и записываем сегодняшнее число. Двенадцатое декабря. Классная работа. (слайд №1)

-Прочитайте эти слоги и составьте из слогов слова:

мед, ведь, мо, ре, зи, ма, у, че, ник (слайд №2)

Дети составляют слова:

Чистописание: Медведь, море, ученик, зима.

-Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

3. Повторение изученного материала о звуках

2 минуты

-Назовите первые звуки в словарных словах. (слайд №3)

-Какое слово «лишнее»?

Ученик (слайд №4)

Почему?

Все слова начинаются на согласный звук, а это слово с гласного

- Мы знаем, что звуки речи делятся на согласные и гласные. (слайд №5)

-Чем согласные отличаются от гласных?

Дети называют отличия

-На какие группы делятся согласные звуки?

Глухие и звонкие

- В чем отличие глухих согласных от звонких?

Звонкие произносятся с голосом, звонко, а глухие без голоса, глухо.

4.Сообщение темы урока.

2 минуты

-Сравните первые звуки в словах море, медведь (слайд №6)

Они согласные, но один из них мягкий , а другой твердый

-Поэтому, какие еще бывают согласные?

Мягкие и твердые

-Как вы думаете, как называется наша сегодняшняя тема урока?

-Сегодня будем изучать мягкие и твердые согласные звуки. (слайд №7)

5.Работа над новой темой






Физкультминутка

6.Закрепление




7. Домашнее задание

8. Итог урока

15минут






2минуты

10 минут




1минута

2 минуты

- Теперь нам надо узнать, что же указывает на мягкость согласных.

-Открываем учебники стр. 76 Упражнение 142 (Вначале читает учитель)

Прочитайте слова парами:

Май нос лук мэр дым

Мяч нёс люк метр диво

-Какой звук отличается при произношении в этих словах?

Первыми звуками.

-Что общего между словами первого ряда?

Первый звук в них твёрдый

-Почему произносятся твёрдо?

Буквы а о у э ы указывают твёрдость согласного (слайд №8)

-А в словах второго ряда?

Первый звук мягкий

-Почему произносятся мягко?

Буквы я ё ю е и указывают мягкость согласного (слайд №9)

- Запишите их к себе в тетрадь:

-Каким цветом выделим мягкий согласный? Зеленым

- А твердый? Синим

(первые звуки подчёркиваются зелеными и синими карандашами)

-Ребята есть ещё одна буква, которая обозначает мягкость согласного. Для того, чтобы узнать эту букву, давайте познакомимся кое с кем.

-Посмотрите на эту птицу, может кто-нибудь узнал? (слайд №10)

-Называется эта красивая птица свиристель. (слайд №11)

Свиристель - это очень красивая певчая птица. На голове весёлый пушистый хохолок и чёрное пятнышко на горле. Окраска розовато-серая. Песня свиристеля - нежная журчащая трель. Полёт быстрый.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть".

-Послушайте, как она поёт (аудиозвук)

-Понравилась птица?

-Прочитайте название этой птицы чётко и правильно.

Дети читают по очереди

-В конце этого слова, какая буква?

Мягкий знак

-Посмотрите, как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком

-Что мы знаем о мягком знаке?

Эта буква не обозначает звука.

-Давайте запишем, сколько в слове свиристель букв и звуков.

(Дети добавляют после слова свиристель- 3слога 10б., 9 зв.)

-Давайте повторим еще раз, какими буквами можно обозначить мягкость согласного на письме

Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

-Прочитайте текст (слайд №12)

-Выпишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните мягкие согласные зеленым цветом, а твёрдые согласные синим карандашом.

Проверка: по выбору объясняют дети.

-Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков в этом предложении?

- Какими еще буквами обозначается мягкость согласных?

Дополнительный материал.

-Теперь я продиктую вам несколько слов, а вы запишете в тетради.

День, Катя, чудо, цирк, лейка, Женя, мебель.

-Найдите и подчеркните мягкие и твердые согласные звуки.

-Мягкие согласные - зелёным карандашом, а твёрдые - синим.

-Как вы думаете, какое слово лишнее?

Цирк

-Почему?

В этом слове все согласные твёрдые


-Найдите на странице 86 Упражнение 160 (слайд №13)

-Прочитайте задание. Вместо картинок вставьте слова и напишите предложения.

Что изучали сегодня на уроке?

Мягкие и твердые согласные.

-Понравился урок?

-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Оцените себя на уроке с помощью значков-смайликов (слайд №14)

Выставление оценок.


© 2010-2022