- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект кружка по русскому языку ЧТО ТАКОЕ СЛОВО? 1класс
Конспект кружка по русскому языку ЧТО ТАКОЕ СЛОВО? 1класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Габдуллина Л.Р. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ход занятия
I.Постановка проблемной ситуации
-Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о слове.
II. Решение проблемной ситуации.
-Перед вами ребусы. РЕБУС - это загадка, в которой загаданное слово изображено при помощи букв, рисунков, фигур. Задание 1. Расшифруйте эти простейшие ребусы и запишите отгадку печатными буквами. Помните, что запятая в начале ребуса означает пропуск первой буквы, а запятая в конце ребуса - пропуск последней буквы.
Ответ: 1. Рот. 2. Шар. 3. Ушки. 4. Пар.
Отгадки, которые вы записали - это и есть слова. Слова обязательно что-то называют.
СЛОВО - ЭТО НАЗВАНИЕ, например:
-
предметов (карандаш, мальчик, тетрадь, школьник, ваза);
-
явлений (утро, дождь, зима, гроза, ночь);
- действий (читать, считать, собирать, копать, прыгать);
- количества (пять, семь, десять, двадцать, сто) и так далее.
Мост воздушный без перил
Дождик с солнцем сотворил,
И никто, хоть рядом был,
По нему не проходил. (Радуга.)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)
Очень острая она,
Ходит поперек бревна.
Есть две ручки у неё,
Когда трудится - поёт. (Пила.)
Этот ветер так силён,
Что деревья валит он
И с домов срывает крыши.
Ты о ветре этом слышал? (Ураган.) -Устно распределите слова-отгадки на две группы: на слова, называющие предметы и слова, называющие явления. Ответ: Предметы: кошка, пила. Явления: радуга, ураган.
Задание 3. А теперь - трудное задание: соберите из букв :лова. Запишите получившиеся слова печатными буквами
Ответ: Дуб, мак, слон, клён, мост, кран, кукла, санки.
-А сейчас - занимательный привал!
-Представьте себя артистами на сцене. Изобразите следующие действия.
-
-
Ты собираешь грибы.
-
-
Ты срываешь цветок, наслаждаешься его ароматом.
-
Ты заблудился, зовёшь на помощь.
-
Ты нашёл ёжика, взял его в руки, погладил, отпустил.
-
Ты осторожно переходишь по камням через речку.
-
Ты «вляпался» в грязь, злишься, чистишь обувь.
-
Пошёл дождик, ты прячешься по дерево.
-
Тебя укусил комар.
-
Ты сел на пенёк, с наслаждением перекусываешь.
-
Ты увидел змею, страшно испугался, потихоньку уходишь.
-
Ты с удовольствием пьёшь воду из родника.
-
Тебе очень жарко, просто нечем дышать.
Продолжаем работу над словом. Задание 4. Послушайте фразы и угадайте слова, обозначающие предметы, которые можно найти на кухне.
- Вскипевший, остывающий, электрический ... (чайник).
-
Глубокая, металлическая, пустая ... (кастрюля).
-
Острый, металлический, наточенный ... (нож).
- Большой, вместительный, дребезжащий ...(холодильник).
-
Маленькая, фарфоровая, расписная ... (чашка).
-
Стеклянный, граненый, прозрачный ... (стакан).
-
Блестящий, пузатый, тульский ... (самовар).
-
Серебряная, маленькая, чайная ... (ложка).
-
Деревянная, расписная, разделочная ... (доска).
-
Большая, четырёхконфорочная, газовая ... (плита).
Задание 5. Прочтите зашифрованное слово.
Ответ: Ученик.
III. Заключительная часть (рефлексия).
-Что было самым интересным?
-О чём вы сегодня узнали?
-Кому вы загадаете сегодня загадки?