Проект урока по теме: Совесть и раскаяние

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конспект урока по ОРКСЭ

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема: «Совесть и раскаяние»

Выполнила учитель

начальных классов

МБОУ СОШ №12

Автозаводского р-на

Воронова Е.Н.

Тема: Совесть и раскаяние (№10) Цель: развитие представления о чувстве стыда, вине, великодушии, понимания и значения в жизни общества, осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению. Задачи: - формирование понятия «совесть» и «раскаяние», показать важность осознания вины. - учить работать в группе, развивать навыки сотрудничества, анализировать поступки, соотносить их со своими и общечеловеческими ценностями. - воспитание чувства доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обидам других людей. Оборудование: мультимедийный проектор. Дидактическое обеспечение: набор карточек, толковый словарь С. И. Ожегова, учебник «Основы православной культуры» А. В. Кураев « Просвещение», 2011г План урока 1. Организационный момент.(1 мин)

  1. Повторение пройденного. (2мин)
  1. Мотивация ( самоопределение учебной деятельности) (2мин)
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (7мин)
  3. Изучение нового материала.( 15мин)
  4. Закрепление нового материала.(10мин)
  5. Рефлексия учебной деятельности (3мин)

Литература и Интернет -ресурсы:youtube.com/watch?v=GqXWqJhJrY

Ход урока:

1. Организационный момент. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние. 2.Повторение пройденного. Учитель: На прошлом уроке мы узнали, как в Евангелии рассказывают о человеке. Вспомним? (В человеке есть душа, тело, дух…)


3. Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности). Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок по основам православной культуры. Этот урок будет наполнен новыми открытиями. А какими , вы скоро определите сами. 4.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (Тема на доске не написана. Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия. На доску выписаны ключевые понятия урока(совесть, добро, зло, вина, грех, раскаяние), провести с учащимися работу, направленную на выявление понимания ими ключевых понятий урока.) Учитель: Составьте со словами , записанными на доске словосочетания. Творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.), затем - со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех. Учитель: (проблемное задание) попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать - «раскаяться в добре»? А можно ли сказать - «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения? Нет, нельзя. Со словом «добро» связано все хорошее, положительное, полезное. В православии "добро" - это то, что: - помогает росту души человека; - помогает другим людям; - радует Бога. Учитель: Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»? Поступать по совести , никого не обижать, не завидовать. Учитель: совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом? Совесть сопряжена с душой. Понять свои ошибки не достаточно, нужно думать не нанес ли человек вреда своей душе. Учитель: какие ключевые слова являются темой нашего урока?(Обсуждение возможной темы урока .Запись темы на доске.) (Совесть и раскаяние.) 5. Изучение нового материала. Слайд №1 - Учитель: давайте поиграем в игру: «Живые картины». Посмотрите на картину Ф. П. Решетникова «Опять двойка», попытайтесь представить, какие чувства испытывают главные герои картины: мама, сестра, мальчик. Разделитесь на группы, изобразите выбранного вами героя, обращая внимание на его чувства ) ( дети в минигруппах изображают сцену из картины Ф. П. Решетникова). Учитель: Какие чувства испытывает мальчик? Вину, стыд, раскаяние… Учитель: что может сделать мальчик , чтобы избавиться от чувства стыда? Повиниться, выучить уроки, слушать учителя… - Работа с учебником. Учитель: мы с вами столкнулись со сложными понятиями, такими ,как добро, грех, зло, совесть. Давайте узнаем, как понимают православные христиане эти слова и как расшифровывает толковый словарь С.И. Ожегова. (Дети находят и зачитывают определения.) Учитель: мы с вами столкнулись со сложными понятиями, такими ,как добро, грех,зло, совесть. Давайте узнаем, как понимают православные христиане эти слова и как расшифровывает толковый словарь С.И. Ожегова. (Дети находят и зачитывают определения.) - Добро - это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. - Зло - это то, что удаляет от общих целей. Синоним -грех. Грех - недоброе чувство, мысль или дело. В словаре С. И. Ожегова даются определения: Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Зло- нечто дурное, вредное,противоположное добру. Учитель: Сравните с определениями словаря. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан? Человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой. Учитель: выпишите в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане. Слайд 2 ( показ слайда) Учитель: Кто такой апостол Пётр? Самый близкий ученик Христа. Учитель: Посмотрите на его портрет. Какое выражение лица у него? Мученическое, так как он совершил грех. Учитель: Какой грех он совершил? Трижды отрёкся от своего учителя, предал его. Учитель: Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? Мучился. Учитель: Обоснуйте свой ответ. Заплакал от стыда, в слезах обновилась его душа. Учитель: Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? Совесть. Учитель: поработаем со 2 главой статьи в учебнике . Прочитайте. - Что показалось вам самым главным в статье, выпиши эту мысль. От стыда обновляется душа. Быть в ладу со своей совестью, совесть подсказывает, как правильно поступить и заставляет исправлять ошибки. Главное в жизни человека быть в ладу со своей совестью. 6.Закрепление нового материала. -Упражнение: «Дискуссионные качели». (Учитель делит учащихся на 2 группы и предлагает одной группе доказать пользу вины и стыда, другой группе объяснить, в чем их вред. Результаты работы каждой из групп вывешиваются на доску) Дети делают общий вывод: вина и стыд нужны. Они помогают нам не совершать плохие поступки или их исправлять. Учитель: Как православный человек исправляет свои ошибки? Как ответ на этот вопрос давайте дочитаем статью учебника. - Чтение последней части статьи «Раскаяние». Учитель: Что такое "Раскаяние"? Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке. Учитель: ( работа в парах) продумайте шаги, которые должен сделать православный христианин, чтобы исправить свои ошибки. - согласие человека с совестью - исправление своей ошибки -покаянные молитвы к Богу. - Реализация плана. ( Групповая игра «Корзина ситуаций») (дети в минигруппах выбирают ситуацию, продумываю, как ее решить) 1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара. 2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайнонаступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу. 3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. 4 ситуация. Марина опоздала на урок. 5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро. 6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы. Учитель: давайте сделаем выводы . :• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь. • Говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ». • Будьте искренними. • Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. 7.Рефлексия учебной деятельности: Учитель : предлагаю продолжить фразу «Сегодняшний урок научил меня…» Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни". Домашнее задание: (дифференцированное) Учитель: предлагаю вам на выбор: 1.Подберите пословицы и поговорки по данной теме. 2. Вспомните произведения, где героев мучает совесть.














































© 2010-2022