ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск Самарская область
Программа «Живи и радуйся» по воспитательной работе
Классный руководитель 1 «В» класса Пономарева Л.Г.
2015-2016 у.г. |
| Пояснительная записка |
| Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, |
| то она должна прежде узнать |
| его тоже во всех отношениях. |
| К. Д. Ушинский Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже , если общество развивается стабильно возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудными. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так: - Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатиции).
- Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
- Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
- Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
- Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
- Способность вызвать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
- И самое главное - способность к общению.
Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности: - умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и
чувств; - умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Особое сфера проявления коммуникативных способностей педагога - это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям. |
| Функции классного руководителя в начальной школе.
- Забота о развитии каждого ребенка.
- Помощь в решении возникающих проблем.
- Организация разнообразной деятельности в классе.
I Организация деятельности классного коллектива.
Обязанности учителя:
- Изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала.
- Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса. Делегирование в внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий.
- Организация дежурства по столовой и по школе.
- Соблюдение санитарных норм прикрепленного кабинета.
- Забота о внешнем виде учащихся.
- Организация питания учащихся.
7. Организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса. |
| II Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
- Систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
- Организация помощи в учебе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашних заданий.
- Воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.
- Создание обстановки, способствующей благоприятному освоению учащимися учебного материала.
- Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе.
- Работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю.
- Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, олимпиады, конкурсы, марафоны, смотры, экскурсии, выставки).
- Развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря.
- Изучение отношения учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, изучение отношения самого ученика к чтению, сотрудничество с работником библиотеки).
|
| III Организация жизни класса во внеучебное время.
- Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
- Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.
- Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса и отдельных учащихся.
- Вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
- Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.
- Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, Укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, спортландий, секций внутри школы и вне её.
- Помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях.
- Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.
- Изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определение целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия.
|
| IV Изучение личности и коррекция в воспитании.
-
Привитие санитарно-гигиенических навыков бережного отношения к собственному здоровью. -
Привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности. -
Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся. -
Воспитание гражданственности. -
Изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы с учащимися. -
Работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.
|
| V Работа с родителями. -
Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье. -
Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование. -
Проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть). -
Привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности. -
Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик- родитель. -
Влияние на общение родителей с детьми. -
Работа с родительским комитетом класса. Принципы построения воспитательной работы -
Принцип открытости -
Принцип привлекательности будущего дела. -
Принцип деятельности. -
Принцип свободы участия. -
Принцип обратной связи. -
Принцип сотворчества. -
Принцип успешности.
|
| Приоритетные направления Программы «Живи и радуйся» Воспитательная работа строится в виде игры- путешествия по волшебным островам. Каждому острову соответствуют следующие направления: -
Здоровьесберегающие технологии; -
Интеллектуальное развитие детей; -
Нравственное воспитание детей; -
Экологическое воспитание детей; -
Работа с родителями.
|
| В здоровом теле - здоровый дух. Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи работы в направлении «Здоровье»: - Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психологического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»: - Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителем в рамках обозначенной проблемы.
- Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом: - психологическое и физическое здоровье;
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья.
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровья,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»: - спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований,
- походы выходного дня, дни здоровья, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы; - беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей.
|
|
Думай! Логически мысли! Совершенствуй свои способности! Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи работы: Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»: -
Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы. - Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
-
Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. -
Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений. Основные понятия направления «Интеллект»: - умственное развитие.
- способности.
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
|
|
Один в поле не воин
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Задачи деятельности в направлении «Общение»: - Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», « взрослый-ребенок».
- Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
- Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»: - Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование Умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
Основные понятия направления «Общение»: - эмоции и чувства.
- рефлексия,
- эмпатия,
- сочувствие,
- сопереживание,
- умение управлять собой,
- лидерство,
- изолированность,
- одиночество,
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»: - интерактивные игры;
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей; - самопрезентации и самопредставление; - праздники, конкурсы, ролевые игры.
|
|
Родина - Мать! Умей её защищать! Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: - Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»: - Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Основные понятии направления «Нравственность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»: - Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
|
|
Семья - объединение самых близких людей
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности. Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя: - Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»: - семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»: - Тематические классные часы.
- Праздники семьи, День матери, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, юбилей школы)экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
|