Урок: Изменение имён прилагательных по числам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мартыненко Ольга Михайловна



ГБОУ СОШ № 661



Приморского района г. Санкт - Петербурга



УМК « Перспектива»



Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2- х ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - 2- е изд. - М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. (Академический школьный учебник) (Перспектива).

Конспект урока

Учитель: Мартыненко Ольга Михайловна

ОУ ГБОУ СОШ № 661, г. Санкт-Петербург

  1. Перспектива 3 класс
  2. Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ.
  3. Тип урока: Открытие нового знания
  4. Основная цель урока: - формировать умения изменять имена прилагательные по числам; формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (числе); о том, что число прилагательно совпадает с числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

  5. Планируемые результаты- учащиеся научатся определять число имени прилагательного; окончание имени прилагательного по вопросу; ставить вопрос от существительного к прилагательному; устанавливать в словах наличие изученных орфограмм.

Задачи урока:

метапредметные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

  • действовать по плану и планировать свои учебные действия;

  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

  • адекватно оценивать свои действия, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

предметные:
  • искать, использовать информацию, соотносить её с имеющимися знаниями;
  • формулировать выводы на основе выделения существенных признаков;
  • проводить сравнение;
  • строить объяснение в устной форме;
  • строить логическую цепь рассуждений.
личностные:
  • учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • слушать партнёра, не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • учиться формулировать собственное мнение;

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Литература:
  • Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». - 2- е изд. - М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  • Уроки по русскому языку: 3 класс.: пособие для учителя / [Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - (Академический школьный учебник).
Оборудование урока:
  • Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». - 2- е изд. - М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Магнитная доска;
  • Мультимедийная доска с проектором;
  • Карточки со словами;
  • Карточки для рефлексии;
  • Электронное приложение к учебнику.

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Время

(минуты)

1. Организационный момент.

1

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Чистописание.

9

3 Постановка учебной задачи.

3

4. Совместное исследование проблемы.

8

5. ФИЗМИНУТКА.

1

6. Переход к этапу решения частных задач.

6

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

10

8. Подведение итогов. Рефлексия.

5

9. Организационный момент.

2


Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности.

  2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Чистописание.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Отгадайте загадку.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

- Какие признаки весны помогли вам отгадать загадку?

- Какая часть речи делает нашу речь красивой, яркой, интересной и служит для описания предметов?

- Вспомните, что такое имя прилагательное? Как изменяются прилагательные?


На доске

Какие буквы спрятались?

РЕБУС

А, Я, О, Е, Ы, И, Й

- Перечислите буквы, которые спрятались в ребусе. Какая буква лишняя? Почему?

- Используя эти буквы, составьте окончания имён прилагательных по родам.

- Эти буквосочетания вы будете писать на минутке чистописания.

- Придумайте закономерность и запишите её.

Выявляет уровень знаний.

- А сейчас придумайте и запишите словосочетания прил. + сущ,, где одно словосочетание в мужском роде, одно - в женском роде, одно - в среднем роде. Выделите окончания.

- Прочитайте словосочетания в мужском, женском и среднем роде.

-Какие окончания у имён прилагательных? От какой части речи зависит род имён прилагательных? С какой частью речи связано прилагательное?

Подготовка класса к работе.

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.

- Имя прилагательное.

Дети вспоминают и называют ранее известные сведения об имени прилагательном.

Дети перечисляют буквы.

- Лишняя буква Й, т.к. обозначает мягкий согласный звук.

М.Р. - ой, ый, ий.

Ж.Р. - ая, яя.

Ср.Р. - ое, ее.

Используют идеи в данной ситуации.

Обобщает и сопоставляет полученное задание.

Называют полученные словосочетания.

- От имени существительного.

- С именем существительным.

Личностные: готовность и способность обучающихся к самоопределению;

Регулятивные: целеполагание, выполнять учебные действия в умственной форме; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, проявляют активность во взаимодействии.

Личностные: мотивация учебной деятельности;

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с условиями её реализации;

Познавательные: применять правила и решать проблемы.

Познавательные: применяют правила, решают проблемы.

Коммуникативные: оценивают своё поведение и поведение окружающих.

  1. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

- А сейчас прочитайте данные слова.

На доске

Весёлая, звонкие, любимые, надёжный, сладкое, синие.

- Что общего? Чем отличаются? На какие группы можно разделить?

- Запишите по группам.

Единственное число.

Множественное число.

- Кто может сказать какая тема?

- Какие задачи поставите перед собой для достижения цели урока?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Дети решают новые проблемы. Доказывают выполненные действия.

Называют тему урока.

Определяют задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логическое - формулирование проблемы.

  1. Совместное исследование проблемы.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Подберите к прилагательным единственного числа подходящие по смыслу существительные.

-А сейчас измените форму существительного единственного числа в форму множественного числа. Какие существительные получились? Что изменилось?

- Подставьте к ним прилагательные. Как теперь будут звучать словосочетания? Запишите их.

- Что изменилось у прилагательных? Почему изменились окончания имён прилагательных?

- Какой сделаем вывод? С какой частью речи связаны прилагательные? От чего зависит изменение окончаний у прилагательных?

- Где можно проверить наши утверждения?

- Открываем учебник на стр. 111. Прочитайте слова профессора Самоварова.

- Совпали наши предложения?

- Как называется тема урока?

- Как изменяются прилагательные? Что при этом изменяется? Что будем делать дальше, чтобы усвоить тему урока?

Решают новые проблемы, используют правила.

Истолковывают и доказывают полученные результаты.

Устанавливают соответствия результата и поставленной задачи.


Раскрывают тему урока.

- Изменение имён прилагательных по числам.

Определяют последовательность работы. Применяют установленные правила.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Физминутка.


  1. Переход к этапу решения частных задач.

Организует деятельность по применению новых знаний.



Интерактивное приложение « Род имён прилагательных».

Задание: Установи соответствие.

Урок: Изменение имён прилагательных по числам


Урок: Изменение имён прилагательных по числам

Проверка задания.

- Назовите существительные. С какими прилагательными они связаны? Прочитайте словосочетания.

- Запишите их с вопросом. Укажите число прилагательных.

- На какие вопросы отвечают прилагательные ед. числа? Множ. числа?

- Чем отличаются прилагательные ед. числа от множ. числа?

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Дети отбирают верные соответствия, составляют пары.




Выделяют и формулируют то, что усвоено, определяют уровень усвоения.

Устанавливают соответствия полученного результата.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Игра «Займи свободное место»

- Вспомните правила игры.

- На партах у вас лежат карточки с именами существительными. Ваша задача к каждому существительному подобрать подходящие по смыслу прилагательные. Вы записываете в тетрадях словосочетания сущ. + прил. с вопросом, выделяете окончание и указываете число. Посмотрите на образец.

На доске

Яблоко (какое?) красивое - ед. ч.

Кто не понял задание? Кто может повторить?

Слова: деревья, осень, девочка, собака, дома, музей, дороги, кресло, картины, листья, врач, бананы, луна, столы, ребёнок, цветы, посуда, суп, зверь, звёзды, море, школа, ученики, гора, книги, снег.

- Прочитайте, что у вас получилось (спросить по одному словосочетанию).

Самостоятельная работа.

Применяет правила и пользуется инструкциями.

Осознанно строит сообщения, творческо-исследовательского характера.



Дети читают полученные словосочетания. Проверяют выполненную работу.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.



Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственный результат и поведение окружающих.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).






  1. Организационный момент.

Организует рефлексию:

- Какую тему изучали?

- От чего зависит число прилагательных? Как определить число прилагательных? О каком свойстве прилагательных сегодня узнали на уроке?

- Чтобы это правило применять, что для этого надо сделать?

Учитель сообщает учащимся домашнее задание. Комментирует его выполнение.

- Страница 112, упр. 201.

- У вас лежат карочки с изображением смайликов. Раскрасьте тот смайлик, который оценивает вашу работу на уроке.

Урок: Изменение имён прилагательных по числам

1 карточка: Было легко.

2 карточка: Было трудно.

3 карточка: Было трудно, но я справился.

- Кого можно отметить на уроке? Кому можно сказать «Спасибо»?

- Спасибо за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

- Число имени прилагательного зависит от числа существительного.

- Надо определить число существительного, задать вопрос.

- Изменяются по числам.

Дети оценивают свою деятельность на уроке.



Высказывают своё мнение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.



  1. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2- х ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». - 2- е изд. - М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  2. Уроки по русскому языку: 3 класс.: пособие для учителя / [Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - (Академический школьный учебник).
  3. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 - 4 классы. - 112 с. - Обл.
© 2010-2022