Урок по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Склонение имен существительных по падежам. Цель: формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу; углубить знания детей об имени существительном как части речи. Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся; обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора. Воспитывать интерес к уроку русского языка; семейные ценности
Оборудование: карточки, таблица, эпиграф, высказывания.

Ход урока 1. Организационный момент (психологический настрой) Учитель: Прозвенел звонок - Начинается урок. Ученики: Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. - Сегодня на уроке русского языка мы с вами узнаем много нового и интересного, многому научимся. Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы её понимаете? (Мы узнаём что - то новое и умнеем.) - Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее, для того, чтобы освоить новые знания. Вам предстоит много работать 2. Фронтальный опрос - что такое речь? - какой должна быть речь? - речь бывает…? - на какие группы делится лента букв? - чем отличаются главные от согласных? - сколько гласных букв? - сколько гласных звуков? - почему? - на какие группы делятся согласные буквы? - какие орфограммы вы знаете? - какие части речи вы знаете? - существительное это…? - как изменяется существительные? 3. Сообщение темы и цели урока

Тема урока - Склонение имен существительных по падежам.

Цели урока: 1) узнать, 6 падежей, на какой вопрос отвечает каждый падеж;

2) научиться изменять сущ. по падежам

4. Объяснение нового материала

Информация. ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ? Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать -Именительный. Родился - стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда вспоминали его. Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А наша задача - выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

  • Работа над новым материалом.

Положите перед собой листочки, на которых написано стихотворение. Прочитайте его про себя.

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая - и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте. (А.Грачев) - Какое слово повторяется несколько раз? - выделяем ту часть слова, которая изменяется (окончание). - Для чего изменялись окончания? Окончания имен существительных изменяются в связи с другими словами в предложении. Кот, кота, коту, котом, о коте - формы одного и того же слова. Такие формы называются падежными. Вывод: Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на разные вопросы. (грамматическая связь). - Вот такое изменение имён существительных по вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить табличку склонение).

5. Работа в тетрадях (тетради открывают со стихотворением)

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.

  • Запись числа, классная работа (комментируя)

  • Разгадывание ребуса 7Я

- что такое семья?

  • Минутка чистописания

Сс \ семья \ дружная семья

  • Работа со словосочетанием ( определение главного и зависимого слова)

  • Зрительный диктант (Синтаксический разбор пословицы) Хаар-ка предложения

Крепкую семью и беда не берет. Физминутка Мы руки поднимаем, мы руки опускаем Мы руки разведем, а потом к себе прижмем А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.
  • Морфологический разбор
Семью- Н.ф (что?) семья, сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., В.п, дополнен.
  • Фонетически разбор

слова семья

  • Просклоняйте слова СЕМЬЯ

А также в русском языке есть еще 3 склонения существительных

(работа по таблицы)

  • Перечислите членов семьи (определите склонение существ)
Дочь, отец, жена, сын, внучка, муж, сестра, дед, дядя, мать.
  • Работа по карточке

Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.

Лиса. По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

- Какое слово встречается в каждом предложении?

- Что заметили?

- А что было бы, если бы они не менялись? Почему? - Правильно. Окончания служат для связи слов в предложении. т.е. существует смысловая связь.

Письмо предложений цепочкой и определение падежа в слове ЛИСА.

  • Просклоняйте слово шоссе. (Опережение)

И. п. что? шоссе

Р. п. чего? шоссе

Д. п. чему? шоссе

В. п. что? шоссе

Т. п. чем? шоссе

П. п. о чём? о шоссе

- Что заметили при склонении?

(Слово не изменилось.) В русском языке есть такие существительные НЕСКЛОНЯЕМЫЕ (т.е не меняются при склонении) - К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Ю (Н-р: Жалюзи,, какао, кепи, трюмо, пюре, , пианино, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире. )

- Стихотворение про несклоняемые имена существительные и запомните её.

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино.

Слов этих ты не забывай

И никогда их не склоняй! 6. Итог урока Прозвенит сейчас звонок, Голосистый наш дружок. Мы трудились с вами дружно, Подвести итог нам нужно.

- Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении).

Я узнал …

Я научился ... 7. Домашнее задание: стр. 72, упражнение 195 и правило на странице 72. - Урок закончен.

© 2010-2022