Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс по ФГОС (УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №1022

_________________Куляшова Ю.Н.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Окружающий мир»



Ировой Нелли Алексеевны


3 класса


















2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова (Окружающий мир. Рабочие программы. 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011). Изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами данной программы являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом: Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. индивидуально-групповые;
  3. фронтальные;
  4. работа в парах

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»


Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в предмете выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в предмете; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач предмета важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Следует стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Существенная особенность предмет состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо¬ничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты по предмету «Окружающий мир» во 3 классе:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты по предмету «Окружающий мир» во 3 классе:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф-фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты по предмету «Окружающий мир» во 3 классе:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

описание Места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане


Окружающий мир относится к образовательной области «Обществознание и естествознание». Программа рассчитана на 68 часов в год. Количество часов в неделю: 2 часа
Название раздела Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе Как устроен мир 6 ч 6 ч Эта удивительная природа 18 ч 18 ч Мы и наше здоровье 10 ч 10 ч Наша безопасность 7 ч 7 ч Чему учит экономика 12 ч 12 ч Путешествие по городам и странам 15 ч 15 ч
Итого 68 ч Итого 68 ч

Количество часов для проведения

практических работ: 13 часа

проверочных работ: 2 часа

диагностических работ: 3 часа

тестов: 5 часов

  1. Количество часов в I четверти - 18
  2. Количество часов во II четверти - 14
  3. Количество часов в III четверти - 20
  4. Количество часов в IV четверти - 16












тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Количество часов в году: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа


п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебн.

време

ни

Характеристика основной

деятельности учащихся



Как устроен мир

6ч.


1.1 Природа

1 Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необхо­димую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

2.2 Человек стартовая диагностика

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявле­ния внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе роле­вых игр;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке человека.

3.3 Проект «Богатства, отданные людям»

1 В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; - презентовать проект; - оценивать результаты работы

4.4 Общество

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходи­мой информации: описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

5.5 Что такое экология

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в при­роде, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаи­мосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью класси­фицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

6.6 Природа в опасности

1 Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и нацио­нальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу: рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным приводить примеры такого отношения из современной жизни; - моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке.


Эта удивительная природа

18ч.


7.1 Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1

1 Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведен­ных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку: мо­делировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на

8.2 Разнообразие веществ. Практическая работа №2. Обнаружение крахмалов в продуктах питания.

1 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продук­тах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результа­ты исследования в рабочей тетради; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; ис­пользовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

9.3 Воздух и его охрана. Практическая работа №3.Свойства воздуха

1 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод: фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в со­ответствии с заданием; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чисто­ты воздуха в родном городе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

10.4 Вода и её свойства. Практическая работа №4. Свойства воды

1 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, форму­лировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, ис­пользуя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как раство­рителя. сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

11.5 Превращения и круговорот воды . Практическая работа №5. Круговорот воды в природе

1 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлажде­нии пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

12.6

13.7 Берегите воду! Как разрушаются камни

1

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе­ния с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источни­ки загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чи­стоты воды в родном городе (селе); высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в при­роде; наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение - при охлаждении; характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе прояв­ления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

14.8 Что такое почва . Практическая работа №6.Состав почвы

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделиро­вать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризо­вать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева); обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

15.9 Разнообразие растений

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку; приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-опре­делителя; используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке




Выполнять тестовые задания; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

16.10 Солнце, растения и мы с вами

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выполнять тестовые задания; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыха­ния растений; моделировать процессы дыхания и литания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

17.11 Размножение и развитие растений . Практическая работа №7.

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их рас­пространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

18.12 Охрана растений . Проверочная работа №1

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях. Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир рас­тений; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

19.13 Разнообразие животных

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; работать с электронным приложением к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

20.14 Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края»

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

21.15 Размножение и развитие животных

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

22.16 Охрана животных

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 1-2 классах; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на живот­ный мир; с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; обсуждать меры по охране животных; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; создать книжку-малышку «Береги животных»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

23.17 В царстве грибов

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедоб­ные, несъедобные и ядовитые грибы; обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; моделировать различие грибов-двойников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

24.18 Великий круговорот жизни. Тест №1

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и ор­ганизмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи кругово­рота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на Земле; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке


Мы и наше здоровье

10ч.


25.1 Организм человека

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организ­ма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показы­вать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

26.2 Органы чувств

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рас­сказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента формулировать правила гигиены органов чувств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

27.3 Надёжная защита организма. Практическая работа №8.Знакомство с внешним строением кожи

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи; характеризовать средства гиг иены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреж­дениях кожи; подготовить рассказ об уходе за кожей; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

28.4 Опора тела и движение

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на во­просы и оценивать достижения на уроке

29.5 Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы; характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пере­варивания; обсуждать правила рационального питания; составлять меню здорового питания; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке; готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

30.6 Дыхание и кровообращение . Практическая работа №9. Подсчет ударов пульса

1 моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровенос­ной системы в организме; моделировать строение кровеносной системы; обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на урокеПонимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; работать с терминологическим словариком; регулярно проводить закаливание своего организма; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

31.7 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие . Промежуточная диагностическая работа№1

1 Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

32.8 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1 Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны­ми материалами; обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

33.9 Умей предупреждать болезни.

1 характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

34.10 Здоровый образ жизни

1


Наша безопасность

7 ч.


35.1 Огонь, вода и газ

1 Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выпол­нить; актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей: работать с терминологическим словариком; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

36.2 Чтобы путь был счастливым . Тест № 2

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

37.3 Дорожные знаки .Тест №3

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в I-2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имею­щихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

38.4 Проект «Кто нас защищает»

1 В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

39.5 Опасные места

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

40.6 Природа и наша безопасность .Проверочная работа №2

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; отличать гадюку от ужа; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

41.7 Экологическая безопасность .Практическая работа № 10. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружа­ющей среды; практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового филь­тра для очистки воды; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке


Чему учит экономика

12 ч.


42.1 Для чего нужна экономика

1 Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

43.2 Природные богатства и труд людей - основа экономики

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по пред­ложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

44.3 Полезные ископаемые . Практическая работа № 11.

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I-2 клас­сах; определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

45.4 Растениеводство (с.51-55). Практическая работа №12.Знакомство с культурными растениями

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, получен­ные в 1-2 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяй­ственное растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; выявлять связь растениеводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в тече­ние дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

46.5 Животноводство

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

47.6 Какая бывает промышленность

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве това­ров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные пред­приятия есть в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

48.7 Проект «Экономика родного края»

1 В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике своего края (города, села); - оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; - коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

49.8 Что такое деньги . Практическая работа №12. Знакомство с монетами

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля - продажа); моде­лировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

50.9 Государственный бюджет

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

51.10 Семейный бюджет

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - ме­нее важными; моделировать семейный бюджет; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

52.11

53.12 Экономика и экология .Тест №4

2 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду полу­ченные в 1-2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в на­стоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием эко­логов; моделировать экологические прогнозы; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке


Путешествия по городам и странам

15ч.


54.1

55.2

56.3

Золотое кольцо России

3 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото­графиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри­мечательностей, сувениры и т. д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

57.4 Проект «Музей путешествий»

1


58.5

Наши ближайшие соседи

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их сто­лицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, гра­ничащих с Россией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

59.6 На севере Европы.

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран: её за­мечательных людей;

  • составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

60.9 Что такое Бенилюкс.

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каж­дой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из пред­ставителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фак­тов по изучаемым странам; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

61.10 В центре Европы.

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположе­ния страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; выполнять задания по электронному приложению к учебнику; моделировать достопримечательности из пластилина; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

62.11 По Франции и Великобритании (Франция).

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подгото­вить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политиче­ской карте Европы; выступать одному из представителей группы или распреде­лять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Франции по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Франции; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции; работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

63.12 По Франции и Великобритании (Великобритания).

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на по­литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Великобритании; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Вели­кобритании; работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64.13 На юге Европы

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на по­литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изуча­емых странах; работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из 1реции и Италии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

65.14 По знаменитым местам мира. Тест №5

1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности- находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопри­мечательностях разных стран, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

66.15 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие . Итоговая диагностическая работа

1 Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

67.16

68.17 Презентация пректов

2 Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Контрольная работа за I четверть

ТЕСТ №1

Вариант 1. А1. Что относится к природе? □ 1) манная каша □ 3) ромашка □ 2) иголка □ 4) забор А2. Чем человек отличается от животных? □ 1) человек - разумное существо □ 2) человек способен сам добывать пищу □ 3) человек много двигается □ 4) человек стареет А3. Какой признак относится к характеристике народа? □ 1) совместное хозяйство □ 3) национальный костюм □ 2) территория □ 4) Государственный гимн А4. Что даёт растениям почва? □ 1) углекислый газ □ 2) воду с минеральными солями □ 3) энергию □ 4) свет А5. Какой предмет относится к естественным телам? □ 1) клей □ 3) вилка □ 2) берёза □ 4) доска А6. Что относится к веществам? □ 1) комета □ 3) вода □ 2) муравей □ 4) гвоздь А7. Что при нагревании происходит с воздухом? □ 1) превращается в облако □ 2) расширяется □ 3) сжимается □ 4) превращается в пар А8. Что входит в состав почвы? □ 1) дождевой червь □ 3) личинки жуков □ 2) корни □ 4) воздух В1. Как называется наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой? □ 1) химия □ 3) биология □ 2) астрономия □ 4) экология В2. Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир? □ 1) органы чувств □ 3) все органы □ 2) сердце □ 4) органы движения В3. Какие животные играют решающую роль в образовании почвы? □ 1) муравьи □ 3) дождевые черви □ 2) кузнечики □ 4) личинки жуков С1. Что не относится к символам государства? □ 1) государственный танец □ 2) Государственный герб □ 3) государственный язык □ 4) Государственный флаг С2. Какие утверждения верны? □ 1) Воздух загрязняют выхлопные газы с заводов и фабрик. □ 2) Водитель, который моет машину в реке, не наносит вреда природе. □ 3) Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья. □ 4) Пресной воды на Земле мало, её нужно экономить.



Контрольная работа за I четверть

ТЕСТ №1

Вариант 2. А1. Что относится к живой природе? □ 1) солнечный луч □ 3) скала □ 2) медведь □ 4) лёд на пруду А2. Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов □ 1) головной мозг □ 3) пищевод □ 2) сердце □ 4) лёгкие А3. Какой признак относится к характеристике страны? □ 1) государственные символы □ 2) народные песни □ 3) совместное хозяйство □ 4) родной язык А4. Какое растение относится к цветковым? □ 1) мох □ 3) морская капуста □ 2) кедр □ 4) мать-и-мачеха А5. Что не относится к телам? □ 1) планеты □ 3) волк □ 2) гранит □ 4) сода А6. Какое вещество иногда выпадает вместе с дождём? □ 1) крахмал □ 3) кислота □ 2) вода □ 4) кислород А7. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай? □ 1) вода прозрачна □ 2) вода не имеет запаха □ 3) вода - хороший растворитель □ 4) вода - сладкая на вкус А8. Выбери правильное утверждение? □ 1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы. □ 2) Лёд разъедает камни. □ 3) Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы разрушаются. □ 4) Лёд не может разрушать камни. В1. Благодаря какому прибору учёным удаётся изучать крошечные организмы, не видимые простым глазом? □ 1) микроскопу □ 3) фоноскопу □ 2) телескопу □ 4) микрофону В2. Что позволяет делать воображение? □ 1) запоминать □ 3) представлять □ 2) делать выводы □ 4) чувствовать В3. Какое из этих веществ газообразное? □ 1) уксус □ 3) глюкоза □ 2) кислород □ 4) вода С1. Найди среди утверждений доказательства того, что Земля - дом для человечества? □ 1) На Земле есть воздух. □ 2) На Земле есть вода. □ 3) Природа на Земле даёт нам материалы для хозяйства. □ 4) Земля - планета. С2. Укажи все «маски» воды? □ 1) почва □ 3)дождь □ 2) иней □ 4) туча


Контрольная работа за II четверть

ТЕСТ №2

Вариант 1. А1. Как люди могут помочь охране растений? □ 1) собирать красивые букеты и ставить их в вазы □ 2) выкапывать их с корнем и высаживать на клумбы □ 3) выращивать их в ботанических садах и заповедниках □ 4) уничтожать травоядных животных А2. Какое животное относится к группе насекомых? □ 1) паук □ 3) бабочка □ 2) трясогузка □ 4) морской ёж А3. Какое животное относится к растительноядным? □ 1) лось □ 3) лев □ 2) сова □ 4) жаба А4. Как появляются детёныши рыб? □ 1) развиваются из икры □ 2) вылупляются из яиц □ 3) рыбы рождают живых детёнышей □ 4) по-разному в зависимости от вида рыб А5. Какая из птиц занесена в Красную книгу? □ 1) воробей □ 3) орёл-беркут □ 2) грач □ 4) кукушка А6. Какие части отсутствуют у гриба? □ 1) грибница и корень □ 3) шляпка и ножка □ 2) стебель и корень □ 4) грибница и стебель А7. Какого звена круговорота жизни не существует? □ 1) потребители □ 3) производители □ 2) вредители □ 4) разрушители А8. Какие органы отвечают за опору и движение тела? □ 1) спинной мозг и нервы □ 2) сердце и кровеносные сосуды □ 3) скелет и мышцы □ 4) желудок и кишечник В1. Какие животные предупреждают хищников о том, что они несъедобные, с помощью яркой окраски? □ 1) кузнечики □ 3) божьи коровки □ 2) бабочки □ 4) дятлы В2. Какие животные рождают детёнышей, выкармливают их молоком, заботятся о своём потомстве? □ 1) млекопитающие □ 3) птицы □ 2) земноводные □ 4) иглокожие В3. Какую первую помощь нужно оказать при ранении кожи? □ 1) промыть холодной водой □ 2) промыть ранку и смазать йодом □ 3) приложить холод □ 4) смазать кремом С1. Какие действия людей приводят к исчезновению некоторых видов растений? □ 1) вытаптывание □ 2) сбор букетов □ 3) работа в ботанических садах и заповедниках □ 4) выращивание комнатных растений С2. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: сосна, осина, лось, мышь, волк, сова? □ 1) сосна - мышь - сова □ 2) осина - лось - волк □ 3) волк - лось - осина □ 4) лось - мышь - волк

Вариант 2.
А1. Какие насекомые опыляют цветы? □ 1) шмели □ 3) муравьи □ 2) стрекозы □ 4) мухи А2. Какое животное относится к группе пресмыкающихся? □ 1) ящерица □ 3) лягушка □ 2) тритон □ 4) осьминог А3. Какое животное относится к хищникам? □ 1) кабан □ 3) муха □ 2) сова □ 4) бегемот А4. Кто находится ниже всех в экологической пирамиде? □ 1) растения □ 2) насекомоядные животные □ 3) растительноядные животные □ 4) хищники А5. Какая группа животных развивается так: яйцо - личинка - куколка - взрослая особь? □ 1) земноводные □ 3) рыбы □ 2) пресмыкающиеся □ 4) насекомые А6. Какая часть гриба всасывает из почвы воду и минеральные соли? □ 1) ножка □ 3) грибница □ 2) шляпка □ 4) все части А7. К каким организмам относятся грибы? □ 1) к разрушителям □ 2) к производителям □ 3) к потребителям □ 4) это зависит от того, ядовиты они или нет А8. Какие органы относятся к системе пищеварения? □ 1) желудок и пищевод □ 2) сердце и сосуды □ 3) скелет и мышцы □ 4) спинной мозг и нервы В1. Что насекомые-опылители помогают делать растениям? □ 1) дышать □ 3) размножаться □ 2) питаться □ 4) выделять кислород В2. Какое животное защищается от хищников благодаря тому, что способно отбрасывать хвост? □ 1) волк □ 3) ящерица □ 2) медведь □ 4) синица В3. Какое слово пропущено: икринка - … - щука? □ 1) куколка □ 3) головастик □ 2) личинка □ 4) малёк С1. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: волк, ель, заяц, куница, осина, белка? □ 1) куница - белка - ель □ 2) осина - заяц - волк □ 3) ель - белка - куница □ 4) ель - куница - волк С2. Какую роль играет опорно-двигательная система? □ 1) обеспечивает опору и движение организма □ 2) защищает многие внутренние органы от повреждений □ 3) обеспечивает процесс пищеварения □ 4) выводит из организма вредные вещества

Контрольная работа за III четверть

ТЕСТ №3

Вариант 1. А1. Какие вещества наиболее необходимы детям для роста и развития? □ 1) витамины □ 3) углеводы □ 2) жиры □ 4) белки А2. Где остатки пищи выводятся из организма? □ 1) в желудке □ 2) в пищеводе □ 3) в кишечнике □ 4) в ротовой полости А3. Органом какой системы являются лёгкие? □ 1) пищеварительной □ 2) дыхательной □ 3) кровеносной □ 4) опорно-двигательной А4. Из-за чего возникают инфекционные болезни? □ 1) из-за переутомления □ 2) из-за нарушения режима □ 3) из-за заражения болезнетворными бактериями и вирусами □ 4) от переохлаждения А5. Что ты будешь делать, если в квартире что-то загорится? □ 1) спрячусь под кровать □ 2) открою окна □ 3) убегу □ 4) наброшу на огонь одеяло А6. Что относится к услугам? □ 1) массаж □ 3) лекарства □ 2) зубная паста □ 4) шкаф А7. Назови три кита экономики. □ 1) промышленность, растениеводство, животноводство □ 2) товары, услуги, потребности □ 3) природные богатства, капитал, труд □ 4) растения, животные, полезные ископаемые А8. Какое растение относится к зерновым культурам? □ 1) рис □ 3) хлопок □ 2) морковь □ 4) укроп В1. Что производит лёгкая промышленность? □ 1) игрушки □ 2) легковые автомобили □ 3) продукты питания □ 4) топливо В2. Для чего люди закаляются? □ 1) чтобы быть красивыми □ 2) чтобы очистить воздух □ 3) чтобы реже болеть □ 4) чтобы лучше работать и учиться В3. Что делать, если увидел чужую собаку? □ 1) остановиться □ 2) напугать её □ 3) громко кричать □ 4) ударить её палкой С1. Какие телефоны должны быть в твоей записной книжке на случай опасности? □ 1) 01 □ 3) 025 □ 2) 04 □ 4) 03 С2. Что относится к полезным ископаемым? □ 1) бензин □ 3) каменный уголь □ 2) нефть □ 4) гранит


Вариант 2. А1. Какие вещества необходимы для укрепления здоровья? □ 1) жиры □ 3) углеводы □ 2) белки □ 4) витамины А2. Какой внутренний орган выделяет желчь в тонкую кишку? □ 1) печень □ 3) кишечник □ 2) желудок □ 4) трахея А3. К какой системе органов относятся артерии и вены? □ 1) к дыхательной □ 2) к опорно-двигательной □ 3) к кровеносной □ 4) к пищеварительной А4. Как называется чувствительность к некоторым веществам? □ 1) инфекция □ 3) обоняние □ 2) аллергия □ 4) вкус А5. Чего нельзя делать, если чувствуешь запах газа в квартире? □ 1) звонить по телефону 04 □ 2) открывать форточку □ 3) перекрывать газ на трубе □ 4) зажигать спички А6. Что относится к товарам? □ 1) химчистка □ 3) автомобиль □ 2) стрижка □ 4) отопление А7. Какая профессия относится к умственному труду? □ 1) учитель □ 3) дворник □ 2) рабочий □ 4) животновод А8. Какое полезное ископаемое жидкое? □ 1) известняк □ 3) торф □ 2) кварц □ 4) нефть В1. Какое растение относится к прядильным культурам? □ 1) лён □ 3) ландыш □ 2) капуста □ 4) ячмень В2. Какое правило надо выполнять при закаливании солнцем? □ 1) чаще бывать на солнце летом □ 2) не загорать □ 3) загорать лучше в полдень □ 4) загорать в меру В3. Чем опасны домашние животные? □ 1) плохо пахнут □ 2) портят вещи и мебель □ 3) на них могут быть яйца глистов □ 4) могут съесть твой обед С1. Какие правила ты будешь выполнять, став велосипедистом? □ 1) не буду кататься по проезжей части до 14 лет □ 2) чтобы пересечь дорогу, сойду с велосипеда и перевезу его за руль □ 3) не буду ездить, не держась за руль □ 4) буду катать друзей на раме или багажнике С2. Что получает человек от пчёл? □ 1) мёд □ 3) нектар □ 2) прополис □ 4) воск

Контрольная работа за IV четверть

ТЕСТ №4 Вариант 1. А1. Что такое бартер? □ 1) то же, что купля-продажа □ 2) прямой способ обмена товарами □ 3) обмен старых вещей на новые □ 4) вещи, взятые на прокат А2. Для чего составляют бюджет? □ 1) чтобы повышать зарплату □ 2) чтобы заранее рассчитать доходы и расходы □ 3) чтобы понизить налоги □ 4) чтобы не тратить свои деньги А3. Что относится к доходам семьи? □ 1) покупка пальто □ 2) плата за воду □ 3) папина зарплата □ 4) поход в кино А4. Что такое экологическая катастрофа? □ 1) нанесение тяжкого вреда природе □ 2) автомобильная авария на скользкой дороге □ 3) плохая погода в течение долгого времени □ 4) кораблекрушение А5. Улицы какого города расположены веером? □ 1) Углича □ 2) Сергиева Посада □ 3) Костромы □ 4) Ярославля А6. В какой стране больше всего жителей? □ 1) в США □ 2) в Китае □ 3) в России □ 4) в Австралии А7. Какая достопримечательность есть в Париже? □ 1) Тадж-Махал □ 2) статуя Свободы □ 3) Эйфелева башня □ 4) Биг-Бен А8. Какая достопримечательность есть в Греции? □ 1) Парфенон □ 2) Колизей □ 3) Версаль □ 4) Букингемский дворец В1. Что такое легенда? □ 1) лицевая сторона монеты □ 2) обратная сторона монеты □ 3) надпись на монете □ 4) номинал монеты В2. Что составляет доходы государственного бюджета? □ 1) зарплата □ 3) налоги □ 2) нефть и газ □ 4) труд людей В3. Назовите столицу Германии. □ 1) Стокгольм □ 3) Париж □ 2) Рим □ 4) Берлин С1. Какие города входят в Золотое кольцо? □ 1) Санкт-Петербург □ 3) Владимир □ 2) Суздаль □ 4) Углич С2. Какие страны находятся на территории Европы? □ 1) Швеция □ 3) Люксембург □ 2) Италия □ 4) Япония

Вариант 2. А1. Как называется обмен, в котором участвуют деньги? □ 1) бартер □ 3) купля-продажа □ 2) покупка □ 4) прямой обмен А2. Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? □ 1) план бюджета □ 3) налоги □ 2) доходы □ 4) расходы А3. Чем занимается экология? □ 1) изучает живые организмы □ 2) подсказывает, как вести хозяйство, чтобы не повредить природе □ 3) обеспечивает потребности населения □ 4) борется с экономикой А4. Назови столицу Финляндии. □ 1) Хельсинки □ 3) Осло □ 2) Люксембург □ 4) Копенгаген А5. Какая страна граничит с Россией на севере? □ 1) Казахстан □ 3) Норвегия □ 2) Грузия □ 4) Япония А6. Какая страна считается родиной лыж? □ 1) Швеция □ 3) Германия □ 2) Норвегия □ 4) Италия А7. Какой достопримечательности нет в Лондоне? □ 1) Биг-Бена □ 2) Тауэрского моста □ 3) здания Парламента □ 4) пирамид А8. В какой стране находится город Венеция? □ 1) во Франции □ 3) в Греции □ 2) в Исландии □ 4) в Италии В1. Что коллекционируют нумизматы? □ 1) мягкие игрушки □ 2) марки □ 3) драгоценные камни □ 4) монеты В2. Кто получает деньги из бюджета? □ 1) врач □ 2) предприниматель □ 3) учитель □ 4) воспитатель В2. Какие расходы являются регулярными? □ 1) покупка машины □ 2) поездка в отпуск □ 3) ужин в ресторане □ 4) плата за газ С1. Какие названия относятся к деньгам на Руси? □ 1) динар □ 3) копейка □ 2) рубль □ 4) гривна С2. Кто может приносить доход семье? □ 1) сын-дошкольник □ 3) папа □ 2) дочь-школьница □ 4) мама


Ключи к итоговым тестам


№ те- ста Ва- ри- ант
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
В1
В2
В3
С1
С2 1 1 3 1 3 2 2 3 2 4 - - 4 1 3 1,3 1,3,4 2 2 1 1 4 4 3 3 3 - - 1 3 2 1,2,3 2,3,4 2 1 3 3 1 1 3 2 2 3 - - 3 1 2 1,2 1,2 2 1 1 2 1 4 3 1 1 - - 3 3 4 2,3 1,2 3 1 4 3 2 3 4 1 3 1 - - 1 3 1 1,2,4 2,3,4 2 4 1 3 2 4 3 1 4 - - 1 4 3 1,2,3 1,2,4 4 1 2 2 3 1 3 2 3 1 - - 3 3 4 2,3,4 1,2,3 2 3 4 2 1 3 2 4 4 - - 4 2 4 2,3,4 3,4









© 2010-2022