Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему Омонимы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Р. ЯЗ.

Тема: Омонимы.
Цель темы: Сформировать понятие об омонимах.
Задачи:
Обучающие: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
Развивающие: развивать умение находить омонимы в художественном тексте ; продолжить развивать воображение и речь учащихся; пополнять словарный запас учащихся, способствовать развитию умения работать с текстом.
Воспитывающие: прививать интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:
Уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи;
находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом.
показать детям лексическое богатство русского языка.
• Личностные:
Умеет проводить самооценку и рефлексию на основе критерия успешной учебной деятельности.
• Метапредметные:
• Регулятивные:
- определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.
• Коммуникативные:
Умеет оформлять свои мысли в устной форме;
Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: Омонимы. Многозначные слова.

ХОД УРОКА I. Организационный момент - Послушайте стихотворение А. Шибаева. Всему название дано - и зверю, и предмету. СЛАЙД Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету... Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно - В огромном море - море слов - Купаться ежечасно! - Для чего нужны слова? II. Повторение Каллиграфическая минутка: Пп погода понедельник - Сегодня мы продолжим работу по изучению темы «Лексическое значение слов». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем. -Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? - Близкие по значению. -Замените фразеологические обороты синонимами. 1. В час по чайной ложке - медленно. СЛАЙД 2. Рукой подать - близко. 3. Повесить нос - грустить. 4. Раз, два и обчелся - мало. 5. Куры не клюют - много. 6. Кожа да кости - худой. - Зачем нужны синонимы в русском языке? - Какие слова называются антонимами? - Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы. День да ночь - сутки прочь. СЛАЙД Слушай больше, а говори меньше. Кто много говорит, тот мало делает. -Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты? - Чтобы речь была красивой, выразительной. III. Изучение нового материала А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите на листе, они нам пригодятся. СЛАЙДЫ Огурец, молоко, колос, перрон, малина, метро. Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно на листе. О чем мы сегодня будем говорить? (Об омонимах) -Что такое омонимы? СЛАЙД IV. Объяснение нового материала. - Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них. V. Физкультминутка VI. Первичная проверка понимания нового материала СЛАЙД 1. Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала - не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно. - Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся). - Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка (картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли. Ещё есть журавлиный ключ и скрипичный ключ. СЛАЙД 2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы. СЛАЙД На грядке рос зелёный лу…(г, к). Иван-царевич натянул тугой лук. Назовите омонимы 3. Внимательно прочитайте предложения. СЛАЙД -Назовите слова омонимы. Норка, лисички. СЛАЙД Объясните. СЛАЙД Коса. Объясните. ВЫВОД: Одинаково пишутся, звучат по-разному VII. Закрепление Вы должны найти в тексте омонимы. СЛАЙД 1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. 2. У меня испортилась молния. В небе засверкала шаровая молния. СЛАЙД VIII. Обобщение и систематизация знаний - С какими новыми словами вы познакомились? (С омонимами) - Какие слова называются омонимами? IX. Оцени себя. СЛАЙД X. Итог. ДОПОЛНИТЕЛЬНО С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. 1. Собирала Маргаритка Маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе. 2. Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Сережка. Прибежал, постучал в окошко: Отыскалась твоя сережка. 3. Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский) - Отгадайте загадки: 1.Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтёра) 2. В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки) 3. Оружие, камни-самоцветы, фрукты. Одно название-разные предметы. (гранаты) СЛАЙД Знатоку русского языка Спасибо за внимание



© 2010-2022