- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад: «Система критериального оценивания в начальной школе»
Доклад: «Система критериального оценивания в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Одегова С.Л. |
Дата | 16.07.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Доклад: «Система критериального оценивания в начальной школе»
Цель: Представить учителям школы опыт Назарбаев Интеллектуальных школ в разработке системы критериального оценивания, общие подходы к организации критериального оценивания в школе .
«Подлинно гуманным образование станет тогда,
когда оно приобретет действительно развивающий характер».
В.В.Давыдов, академик.
В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.
Слайд:2, Что такое система оценивание?
Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Слайд:3 Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся
это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательногопроцесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
Слайд:4, Что такое критерии?
Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями.
Каждый критерий обозначается буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и известно заранее.
Слайд:5, Зачем нужны критерии оценки?
Для учителей:
-
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
-
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
-
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
-
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Для учащихся:
-
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
-
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
-
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
-
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Слайд:6, При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:
-
стимулировать учащихся;
-
мотивировать на достижение успеха;
-
помогать учиться на своих ошибках;
-
определять наличие тех или иных умений;
-
формировать действия самоконтроля и самооценки.
Слайд:7, Критериальное оценивание включает в себя:
-
Формативное оценивание Formative (формирующее / текущее)
-
По ходу обучения;
-
Даёт обратную связь;
-
Помогает ученикам скорректировать свою работу;
-
Помогает учителям планировать свою работу.
-
Констатирующее оценивание Summative (итоговое)
-
Обычно в конце темы, раздела;
-
Даёт заключительное суждение;
-
Даёт возможность ученикам показать, чему они смогли научиться.
Слайд:8, Формирующее оценивание - это
-
Текущий уровень усвоения знаний и навыков;
-
Повседневная работа;
-
Устранение пробелов и недочетов;
-
Количество вне регламента;
-
Без учета при итоговой отметке.
Слайд:9, При формирующем оценивании, отметки за формативные работы не учитываются при оценивании констатирующих работ и итоговых за четверть и год. За невыполнение ряда формативных работ, систематические пропуски занятий учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей контрольной работе. Используется пятибалльная шкала.
Слайд:10,Этапы разработки системы критериального оценивания осуществляется в 4 шага;
1 шаг: Изучение учебной программы, постановка целей и задач по предмету (приложение 1).
2 шаг: Разработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся (приложение 2).Важно, чтобы критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
3 шаг: Разработка критериальной шкалы оценивания.
4 шаг: Реализация критериального оценивания по конкретным темам предмета (приложение 3).
Слайд 17, Как создать критриальную работу?
Данная работа создаётся в 4 шага:
1 шаг:
-
Проанализировать содержание темы
-
Продумать виды проверочных работ
2 шаг:
-
Выделить итоговые работы.
-
Подумать, какие критерии использовать.
3 шаг:
-
Подобрать задания в соответствии с критериями.
4 шаг:
-
Создать рубрикатор оценивания (приложение 4).
-
Создать проверочный лист (приложение 5).
В результате - снижение школьной тревожности ученика, ребёнок может видеть, что ему удаётся, что нет.
Критериальное оценивание
ЗА
ПРОТИВ
Прозрачность.
Объективность.
Снижение тревожности.
Сравнение собственных достижений с эталоном.
Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля.
Единство требований.
Трудоёмкость (на первом этапе).
Издержки адаптационного периода
Приложение 1.
Учебная программа ожидаемый результат цели
Приложение 2.
Учебная программа Результат
Критерии
Критерий А- Знание и воспроизведение.
Критерий В - Понимание и применение.
Критерий С - Интеграция знаний, практическая грамотность.
Приложение 3.
Критерии оценивания.
Максимальный уровень достижений учащихся
А
Знание и воспроизведение.
6
В
Понимание и применение.
6
С
Интеграция знаний, практическая грамотность
8
Итого:
20
Шкала перевода баллов в отметку:
18-20 баллов - отметка «5» (100%-90%)
14-17 баллов - отметка «4» (89%-72%)
11-13 баллов - отметка «3» (71%-55%)
10 и менее баллов - отметка «2» (54% и менее)
Приложение 4 Рубрикатор, инструкция по оцениванию.
-
Отмечается, за что ставятся баллы по каждому из критериев
-
Характеристика не ученика, а его работы.
К каждому заданию разрабатываются дескрипторы в виде описания уровней качества выполнения, или степени приближения ученика к данной цели. Каждому баллу соответствует уровень достижения.
Уровень достижений
Критерии
Дескрипторы
0
1
2
3
4
5
6
Приложение 5, проверочный лист.
№
Ф.И.О.учащегося
Баллы по критериям
Сумма баллов
Отметка
А
В
С
Учащийся 1
6
5
4
15
4
Учащийся 2
6
6
6
18
5
Учащийся 3
6
6
8
20
5
6