План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. педагога Ботова Кристина Александровна

должность учитель начальных классов

педагогический стаж 1 год

в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки» 1 год

образовательная организация МБОУ «НШ №24»

форма занятия работа в группах

группа / класс 1

возраст обучающихся 7 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

Цель для педагога: Сформировать у обучающихся представление о главных государственных символах. Цель для обучающихся:

Узнать главную государственную символику.

Задачи для педагога:

  1. расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);

  2. воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;

  3. усилить мотивацию обучающихся к изучению истории символики родной страны.

Задачи для обучающихся:
  1. Узнать какие государственную символику России.

  2. Узнать историю появления символики России.

  3. Расширить свои знания из курса «Окружающий мир».

Термины, понятия Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец.

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования) Знать: основную государственную символику России. Уметь: вести продуктивный диалог в группе и сотрудничать. Владеть: определять среди символов разных стран, символы своей страны. Личностные:

  • Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)
  • Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности.
Познавательные:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • поиск и выделение необходимой информации.
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Коммуникативные:
  • согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; умение договариваться, находить общее решение.
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Окружающий мир

Формы организации: групповая форма организации урока.

Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный. Оборудование: мультимедиапроектор, Наглядно-демонстрационный материал: карточки с заданиями, конверты с заданиями.

I этап. Целеполагание

СЛАЙД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

стр. книги

Формируемые УУД №1,2,3,4 Природа России, исторические места




№5 - фото свидетельства о рождении





№6 фото реки Рось


Звучит композиция «С чего начинается Родина?», с показом фото родных мест. - Когда мы произносим с вами звучное слово - Родина, задумываемся ли мы о том, что такое Родина? - Знаете ли вы слова похожие на слово «Родина»? - Когда мама называет вас «родненький(ая)», что это значит? - Самые родные люди записаны у вас в свидетельстве о рождении. Какие это люди? - У меня в руках документ «Свидетельство о рождении». Как вы думаете, что в нём ещё записано? - Правильно. Этот важный документ говорит не только о факте появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны. - Скажите, гражданами какой страны, какого государства вы являетесь? - Знаете ли вы откуда появилось такое название «Россия»? Оказывается, название нашей страны происходит от реки Рось, являвшейся одним из притоков Днепра. Русы, росы, русичи, росичи, которые жили близ этой реки. Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?


Родина - страна, в которой мы родились и живём.
- род, родной и т.д. - Значит, что мы живем в одной семье, родные люди. - Мама и папа
- Записана дата нашего рождения. В какой стране мы родились…


- Россия, Российская Федерация



- Мы будем говорить о нашей стране, о богатстве нашей страны и её символах Стр. 36-42 Личностные:

  • Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)
Регулятивные:
  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


II этап. Актуализация опорных знаний и умений

СЛАЙД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

стр. книги

Формируемые УУД
Слайд № 7 Герб, флаг, Гимн России.








Слайд № 8






Слайд № 9

- Россия - наша Родина. И мы постараемся узнать о ней много нового.

- Сегодня мы будем работать в группах, будем помогать друг другу и узнаем, какая же группа лучше справится со всеми заданиями. У каждой группы есть конверты, их мы будем открывать по просьбе учителя.

-Посмотрите на слайд. Это символы нашей страны. А что значит это слово - символ?

- У каждого государства есть свои символы. Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

- Символы вызывают у нас определённые представления о стране, человеке, целом народе.

-Это самые главные символы нашей страны. А на самом деле их очень много. Посмотрите, сколько!

- Как вы думаете, почему их так много?

- Правильно, ребята. В состав России республика Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Калмыкия, Карелия, Коми входят в состав России. И все народы наших республик дружны между собой.

- Посмотрите на карту России. Вот здесь находится республика Адыгея. (Учитель показывает на доске границы республики). А вот здесь находится Башкортостан. Все эти республики и многие другие входят в состав Российской Федерации. У каждой республики есть свой язык, свой герб, свои обычаи. Все эти народы живут на территории России, у которой есть единый для всех этих народов флаг, герб и гимн.


Рассматривают конверты

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие очень важное значение.
- В России живут разные народы… (перечисляют)







Стр. 36-37 Личностные:

  • Самоопределение (система оценок и представлений о себе в отношениях с другими людьми)
Регулятивные:
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения высказываний
  • Умение отслеживать процесс и учебной деятельности.
Познавательные:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Коммуникативные:
  • находить общее решение.
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III этап. Основной этап Слайд № 10 Фото Конституция






Слайд №11 с датой и фото людей на празднике, портретом Петра-1

Слайд№12 (голубь, лебеди) Слайд №13 (фото) Слайд №14 (фото)





Слайд №15 Открывается для сверки ответа









Слайд №16 Гербы России













Слайд №17 Формы щитов
Слайд №18 Герб России

























Слайд №19 - Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец























Слайд №20

- Государственные символы закреплены в основном законе нашей страны - Конституции.

- Давайте с вами вспомним, какие же это символы?

- Государственный флаг - важный символ страны. Он подлежит защите. Как понять это выражение ? Как можно защищать флаг? Флаг - это святыня.

- А есть ли свой праздник у флага?

- 1 задание.

- Найдите конверт 1. В нём лежат прямоугольные полоски разных цветов. Вы должны из этих полосок собрать флаг России. Кто быстрее и правильнее?

- Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце 17 века на первом боевом корабле «Орёл». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввёл Пётр Первый.

-Как вы думаете, почему именно эти три цвета изображены на нашем флаге?

- Где вы встречаете белый цвет?

- Где мы встречаем синий цвет?

- А где мы встречаем красный цвет?

- Красный цвет на нашем флаге олицетворяет мужество и героизм людей российского государства.

2 задание.

- Перед вами лежит конверт 2.

Из трёх вариантов выберите тот, который раскрывает значение цветов на флаге. Какое толкование цветов государственного флага вам представляется более убедительным.

- Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означает отвагу, мужество, героизм, смелость. Белый и синий были цветами русской православной церкви. Синий цвет - небо, верность, честность. Белый - чистота, совершенство, мир.

- Следующий символ - это герб. Гербы возникли очень давно. Они есть у государств, областей, районов, городов, а также у отдельных семей и даже лиц. Оказывается, не сразу у нас образовался такой герб, он был несколько раз видоизменен.

3 задание. Блиц-опрос.

- Вам предложены вопросы, какая из команд даст больше правильных ответов, та и заработает очки.

На электронной доске по очереди появляются вопросы

  1. Что такое герб?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит поработать со словарями, которые лежат перед вами. Найдите в этих словарях значение слова «герб».

  1. Различают несколько форм щитов.

  2. Какую форму имеет щит герба РФ?

  3. Использовались цвета: красный, зелёный, голубой, чёрный, пурпурный. Какого цвета щит РФ?

  4. Какая птица изображена на гербе России?

  5. Сколько голов у птицы изображено на гербе России?

- Взирает двуглавый орел на свои владения. Одна голова смотрит на Запад- там Европа, вторая на Восток-Азия. А разделяют эти 2 континента Уральские горы.

7. Сколько корон на гербе России?

8. Что изображено на груди Орла?

- Сейчас мы с вами откроем страницу 36 учебника. Прочитаем с вами легенду о Георгии Победоносце.

- Кто же такой Георгий Победоносец?

Святой Георгий был храбрым и сильным воином, полководцем. За мужество и стойкость его уважал русский народ.

- Почему Святой Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы в образе всадника, пронзающего копьем змея?

- Слияние каких двух образов происходит?

- Мы с вами сейчас почитаем былину про защитника, богатыря нашей страны - про Илью Муромца. На странице 40.

- Не жалел себя в боях с недругами Русской земли, всегда защищал ее от вражеских нашествий. Много раз он ходил вместе с непобедимыми русскими войсками, и всегда был первым среди воинов! Его боялись враги, а если кто на него шел с мечом, тому было очень худо.

«Чёрный ящик».

- В чёрном ящике лежит предмет, на котором есть изображение двуглавого орла. Что это за предмет? Подсказка: это государственный знак, вы его видите каждый день, он есть у каждого в доме.

- Где ещё можно увидеть герб?

- Назовите государственный символ страны, сопровождаемый музыкой?

- Что такое гимн? Найдите у себя в словарях.

- Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.

- Когда звучит гимн РФ?

4 задание.

- У вас на карточках записан припев из гимна, в котором пропущены слова.

Вставьте пропущенные слова.


- Флаг, герб, гимн

- Нельзя «обижать». Он должен быть всегда на самом почетном месте. Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти страны.

- В России существует праздник, который торжественно отмечают 22 августа, - день Государственного флага РФ.
-Ребята собирают «флаг», сверяют правильность работы.




- Белый цвет - цвет снега, чистоты, верности
- Это небо и вода, это простор, свобода.
- Снегирь, боец раненный, кровь, когда мы поранимся.

На выполнение задания командам даётся 1 минута. Ребята отвечают и обосновывают ответ.

(А) белый - чистота, верность, честность; синий - небо, верность, честность; красный - отвага, мужество, героизм.
Б) белый - верность; синий - мир, правда; красный - красота, удаль.
В) белый - богатство; синий - величие, ясность; красный - надежда, свобода.)
























- Эмблема государства






- Красного

- Орёл - 2






- 3, союз республик, краёв и областей, из которых состоит РФ
- На красном щите - всадник, поражающий копьём дракона (Георгий Победоносец)


Ученик читает отрывок легенды.




Соединение образов.
В озере близ города Бейрута обитало чудовище, которому поклонялись жители тех мест - язычники. Они боялись змея настолько, что даже отдавали ему в жертву на съедение своих детей. Дошло дело и до единственной дочери царя. В страшном горе царь привел девушку к озеру и оставил ее там одну. Но когда чудище, почуяв добычу, поднялось из воды, перед девушкой вдруг появился всадник в огненно-алом плаще на белоснежном коне и пригвоздил копьем змея к земле. - Георгий Победоносец, Илья Муромец














- Монета



- На флагах, монетах, печатях, официальных бумагах
- Гимн
- Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. - На торжественных церемониях, по радио перед началом и после окончания передач, в новогоднюю ночь, в праздники

Славься, Отечество, наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой! Стр. 36-37

Стр. 40-42 Личностные:

  • Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)
  • Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности.
Познавательные:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • поиск и выделение необходимой информации.
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Коммуникативные:
  • согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; умение договариваться, находить общее решение.
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия










Слайд №21-23 - На этом наше занятие подходит к концу. Пришло время подвести итог нашей игры. (Подсчёт количества очков, награждение (календарики, закладки с гимном РФ). - Вам, ребята, предстоит узнать ещё много интересного. Главное, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. - Ещё раз с вами попутешествуем по просторам нашей России. Прослушивание музыки с просмотром слайдов видов России.
Личностные:

  • Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)
  • Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
Регулятивные: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Литература:

  1. Истоки. Азбука Истоков "Золотое сердечко". 1 класс. Учебное пособие. Е.Ю. Давыдова. И.А. Кузьмин.

Приложение 1

План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб

План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб

Приложение 2

Флаг России


План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб




Приложение 3

Герб России


План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб




Приложение 4

Гимн России

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова


Приложение 5

Илья Муромец

План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб






Приложение 6

Варианты гербов

ГибридПлан-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб













Серп и молот

План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб














Дореволюционный вариант

План-конспект урока по истокам на тему Святыня России. Щит и герб

© 2010-2022