- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клюшкина А.С. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
2. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра». Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике: 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. 3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам. 4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий. Содержание предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
-
я среди людей;
-
речевой этикет;
-
культура поведения;
-
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
-
Старайся делать добро!
-
Бойся обидеть человека!
-
Люби и прощай людей!
-
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
-
Познай мир и себя!
-
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Цели и задачи, реализуемые в ходе освоения курса «Этика: азбука добра» Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе;
- способствовать воспитанию чувств коллективизма;
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Место предмета в образовательном процессе. Программа курса «Этика: азбука добра» реализует одно из направлений плана внеурочной деятельности (духовно-нравственное). Данная рабочая программа создана на основе авторской программы И.С.Хомякова и В.И.Петрова и предполагает освоение курса в течение 4 лет (1-4 классы). В первом классе курс рассчитан на 33 часа - 1час в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Этика: азбука добра ». Личностные результаты: В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Метапредметные результаты: Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Раздел
Количество
часов
1
Введение
1
2
Школьный этикет
5
3
Правила общения
17
4
О трудолюбии
3
5
Культура внешнего вида
3
6
Внешкольный этикет
4
Итого:
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
-
Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2009Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2010
-
Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 - 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
-
М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 - 4классы», издательство «Экзамен»,( серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2009
-
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007
-
И.С. Хомякова, В.И. Петрова. Сборник программ внеурочной деятельности. Под редакцией Виноградовой Н.Ф. М.: Вента-граф, 2011 год.
-
Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.
Реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:
1 четверть 2013-2014 учебного года (02.09-25.10. 2013г)
предмет
Сентябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
4
предмет
Октябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
4
предмет
1 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
8
2 четверть 2012-2013 учебного года (05.11-27.12.2013г)
предмет
Ноябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
4
предмет
Декабрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
4
предмет
2 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
8
3 четверть 2012-2013 учебного года(13.01-14.02 2014г., 24.02.- 21.03.2014г.)
предмет
Январь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
3
предмет
Февраль
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
3
предмет
Март
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
3
предмет
3 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
9
4 четверть 2012-2013 учебного года (31.03-28.05 2014г)
предмет
Апрель
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
4
предмет
Май
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
4
предмет
4 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
8
предмет
2013-2014 учебный год (33 учебные недели - объем образовательной программы 165 ч.)
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Этика
33
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата урока
Изучаемые вопросы (основные понятия и термины)
Формы и методы работы
Примечание
По плану
По факту
По плану
По факту
Введение - 1 час
1
Знакомство с Маркизом Этикетом
1
5.09
понятия « этика», « этикет». Цели, задачи факультатива.
Беседа. Знакомство с классом. Игра «Кто вежливый»
Школьный этикет - 5 часа
2
Правила поведения в школе
1
12.09
Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку».
Беседа. Знакомство с правилами поведения в школе. Игра «Кто готов?». Разыгрывание ситуаций.
3
Перемена с увлечением
1
19.09
Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен.
Беседа о правилах поведения на перемене. Игры «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Летел гусь».
4
Как правильно вести себя за обеденным столом
26.09
Понятие обеденного этикета. Столовые приборы. Поведение за столом. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Беседа о правилах поведения за столом, пользовании столовыми приборами. Разыгрывание ситуаций.
5
Добрый день. Здравствуйте.
1
3.10
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям.
Беседа об отношении к окружающим людям. Заучивание слов. Психологический тренинг. Игра «Доскажи словечко»
6
Долг воспитанных ребят - режим школьный выполнять.
1
10.10
Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик .
Беседа о режиме дня первоклассника. Составление режима дня (творческая работа)
Правила общения - 17 часов
7
Поговорим о доброте
1
17.10
Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Описывать сюжетную картинку (серию).
8
По стране вежливых слов
1
24.10
Использовать в речи слова вежливости.
Заучивание слов. Игра «Доскажи словечко». Использовать доброжелательный тон в общении. Разыгрывание ситуаций.
9
Этикет мы познавая, дружно, весело играем!
1
7.11
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
10
Правильно ли мы говорим?
1
14.11
Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
11
Есть обычай у ребят - гигиену соблюдать.
1
21.11
Правила личной гигиены. Бережное отношение к здоровью.
Повторение правил доктора Воды. Заучивание слов. Игра «Наоборот». Творческая работа.
12
Будьте здоровы!
1
28.11
Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Тест «Здоровый человек - это…»
13
Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить.1
1
5.12
Понятие «здоровый образ жизни». Виды спорта.
Беседа о здоровье. Игра «Угадай кто…». Оздоровительная минутка.
14
Спеши творить добро людям
1
12.12
Понятия «добро» и «зло». Как избежать конфликтов.
Обсуждение ситуаций. Игра «Кто прав».
15
К вам пришли гости
1
19.12
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
Беседа о правилах гостеприимства. Разыгрывание ситуаций. Коллективная работа «Чтобы гости не скучали…»
16
Эстетические хитрости застолья
1
26.12
Понятия «обеденный этикет», «сервировка»
Беседа о правилах сервировки, культура поведения за столом. Разыгрывание ситуаций. Практическая работа.
17
Гостеприимный хозяин
1
16.01
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),
18
Телефонный этикет
1
23.01
Понятие «телефонный этикет». Слова приветствия, обращения и прощания.
Беседа о правилах телефонного этикетаю Игра «Да-нет». Заучивание слов. Разыгрывание ситуаций. Работа в парах.
19
Поприветствуем друг друга
1
30.01
Знакомство с правилами приветствия и прощания.
Заучивание слов. Игра «Доскажи словечко». Моделирование ситуаций. Практическая работа в парах.
20
Как вести себя в общественных местах
1
6.02
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
21
Без друга в жизни туго
1
13.02
Умение вести диалог, спор. Как не обидеть собеседника.
Беседа о значении дружбы. Творческая работа: составление кодекса дружбы.
22
Можно и не ссориться
1
27.02
Знакомство с правилами общения, представления и обращения.
Беседа о правилах общения. Игра «Да-нет». Разыгрывание ситуаций.
23
Порадовать близких - как это просто!
1
6.03
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье.
Беседа о значении семьи. Анализ ситуаций.
О трудолюбии - 3 часа
24
Твой труд дома
1
13.03
Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Развивающие игры.
25
Учись учиться
1
20.03
Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
26
Каждой вещи - своё место
1
3.04
Организация труда. Понятие «бережливость».способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Игра «Что лишнее?»
Культура внешнего вида - 3 часа
27
Наш класс.
1
10.04
Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы.
Тестирование «Мой друг». Творческая работа: составление законов жизни класса
28
Чистота внешнего вида - залог здоровья.
1
17.04
Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик.
Беседа о внешнем виде. Оценивать внешний вид человека. Игра «Да-нет».
29
Как оценить внешний вид товарища.
1
24.04
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Беседа о правилах ухода за одеждой. Игра «Что лишнее?» Разыгрывание ситуаций.
Внешкольный этикет - 4 часа
30
Правила поведения на улице
1
8.05
Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Моделирование ситуаций.
31
Правила поведения на дороге жизни
1
15.05
Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Профилактика детского травматизма.
Беседа о правилах поведения на дороге. Анализ ситуаций.
32
Мой путь от дома до школы
1
22.05
Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.
Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. Игра «Кто прав?» Моделирование ситуаций.
33
Правила безопасности при общении с животными
1
27.05
Понятие «безопасность при общении с животными».
Беседа о правилах поведения при общении с животными. Как вести себя при встрече с беспризорными животными. Разыгрывание ситуаций.