Конспект урока русского языка Повествование и описание - два типа речи

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Ход урока.

1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Доброе утро, ребята. Урок русского языка в вашем классе сегодня проведу я. Зовут меня Елена Владимировна. С вами мы познакомимся в процессе работы.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Ребята, я хочу пригласить вас сегодня в удивительный мир: прекрасного и обыденного, чудесного и привычного - в мир художников и писателей.

- Для того, чтобы прикоснуться к их творчеству, приглашаю вас в музей -

в «Музей в своем классе»

СЛАЙД 1 -

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Перед вами репродукции картин известных художников.

- Что объединяет эти картины? (на них изображена зима, тема - зима )

- Какая разная бывает зима!

- Какие инструменты используют художники для написания картин?

(краски, кисти)

- А писатели?! Могут ли они создавать картины? Как? С помощью чего? (словами)

- Послушайте 2 стихотворения - попробуйте представить картины, которые поэты рисуют с помощью слов.

СЛАЙД 2 - Стихотворения

2) 1) Чудная картина,

Здравствуй, гостья-зима! Как ты мне родна:

Просим милости к нам Белая равнина,

Песни севера петь Полная луна,

По лесам и степям. Свет небес высоких,

Нам не стать привыкать, - И блестящий снег,

Где угодно гуляй; И саней далеких

Строй мосты по рекам Одинокий бег.

И ковры расстилай. (И. Никитин) (Афанасий Фет)

1 - Получилось представить? Что вы увидели?

2 - А вот еще одно стихотворение.

- Правда другая получилась картина!?

- Скажите. слова какой части речи помогают описывать, рисовать картины?

(Слова какой части есть в 1-ом тексте и совсем нет во втором?)

- Как вы думаете, какова темы сегодняшнего урока?

СЛАЙД 3 Тема

- Имя прилагательное - это тема нашего урока.

- Вспомним: что вы знаете об имени прилагательном?

СЛАЙД 4

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

это отвечает обозначает в предложении роль (для чего?)

часть на вопросы признаки является описывают

речи какой?... предметов второст. членом украшают

- Имена прилагательные украшают и описывают предметы и явления. Как бы вы назвали текст, в котором описываются предметы, явления? (Это текст описание)

СЛАЙД 5 - Стихотворения

- Какое из стихотворений является текстом-описанием?

СЛАЙД 5 - щелчок

- Слова какой части речи являются ключевыми для текста-описания? (прилагательные)

- А во втором тексте рассказывается (повествуется) о событиях - зима поет песни, строит мосты, расстилает ковры Как вы назовете такой текст? (повествование, повествовательный)

СЛАЙД 5 - щелчок

- В повествовательном тексте ключевыми являются . . . .? (глаголы)

- А тема нашего урока? . . . . . . (имя прилагательные)

- С какими текстами мы будем работать?

- Какое умение является очень важным при составлении описаний?

(подбирать прилагательные, которые помогут точно, ярко, красочно описывать предметы)

- Для нас в жизни важно это умение?

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

(научиться подбирать нужные прилагательные, употреблять их в речи)

- Этому мы и будем сегодня учиться. Мы убедимся, как важны имена прилагательные в речи.

СЛАЙД 6 - Цель урока

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. РАБОТА НАД КАРТИНОЙ. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

- Откройте тетради, запишем сегодняшнее число.

- Мы продолжаем знакомство с миром живописи.

СЛАЙД 7 - Картина

- Я предлагаю вам рассмотреть картину известного русского художника Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка».

Сюжет картины - старинная казачья забава, в которой нужно было взять штурмом, специально для этого построенный настоящий снежный городок. Нападавшим разрешалось скакать на конях. Тот, кто прорывался сквозь защиту первым - считался победителем.

- Ребята, сегодня у нас есть замечательные инструменты.

- Это волшебная лупа (показать)

- Это - указатель (показать)

- Давайте попробуем войти в картину!

- Возьмите указатель и положите его на картину так, откуда бы вы хотели в нее войти? Кем бы вы хотели на ней быть?

- Кем ты будешь? А ты кем? А ты?

- Прочувствуйте: какое настроение у вас там, внутри картины?

- А теперь выйдите из картины и за время, пока я не позвоню в колокольчик, запишите как можно больше имен прилагательных, описывающих ваше настроение.

Попробуй это сделать на доске.

(веселое, радостное, бодрое, игривое, хорошее, задорное…)

- А у кого другие?

- Молодцы!!

- Следующий инструмент - лупа - поможет нам выступить в роли исследователей живописи - искусствоведов.

- Возьмите лупу - выделите центр картины.

- Кого вы видите в центре? (всадник на коне).

- Почему именно он является центральной фигурой?

(это главный герой, он победитель, он на коне…)

- Рассмотрите и за время до звонка колокольчика - опишите с помощью прилагательных - какой он, главный герой?

(решительный, смелый, грозный, уверенный, молодой, лихой, удалой…)

Запиши эти слова на доске.

- У кого другие?

- Сколько точных ярких слов вы смогли подобрать!

- Какая часть речи позволила сделать образы ярче? (имена прилагательные).

ГРУППОВАЯ РАБОТА

- Продолжим наши исследования: подробнее рассмотрим лица людей, их одежду, постараемся угадать их характеры.

- Предлагаю поработать в группах.

СЛАЙД 8 - Правила работы в группе

1. Каждая группа получила задания. У всех они разные.

2. Внимательно прочитайте сначала ЗАДАНИЕ (показать!)

3. Выполните его, пользуясь правилом работы в группе

4. Определите одного выступающего, который огласит результаты вашей работы.

- Работаем до звонка колокольчика.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТ

- Группы готовы. Займите свои места.

- Вам были предложены тексты. Какие имена прилагательные вы подобрали и вставили в текст?

1 группа - Зачитайте слова, которые вы выбрали

- Я тоже выполнила работу.

- Сравните ваш выбор с эталоном (образцом)

СЛАЙД 9 - Эталон

- Почему некоторые слова не совпадают?

(по-разному описывается один и тот же предмет, прилагательные-синонимы…)

- Кто оказался точнее в подборе имен прилагательных? (имеют право на существование)

- Какой совет можете дать участникам группы?

СЛАЙД 9 - щелчок

2 группа - какие прилагательные вы смогли подобрать?

- Сравните с эталоном?

- За что можете похвалить группу?

СМЛАЙД 9 - щелчок

3 группа - огласите результаты вашей работы?

- Сравните с эталоном?

- Почему слова такие же, но расположены в другом порядке?

(прилагательные-синонимы, порядок не важен)

- Вот такой текст получился у нас благодаря совместной работе.

- К какому типу вы отнесете получившийся текст? Почему?

(Есть прилагательные, описываются детали, мысль как бы «растекается вширь».)

- Каким помогли сделать текст имена прилагательные?

(более точным, понятным и красивым)

- С ролью исследователей вы справились. А не хотите себя попробовать в роли поэтов?

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

СЛАЙД 10 сочини стихотворение

- Попробуйте сочинить стихотворение, вставив на места пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные. Для творческой работы я вам выдала черновик.

Под (какими?) небесами,

(какими?) коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

(какой?) лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Прочитайте, что у вас получилось? А у тебя?

- Молодцы - поэт! - Аплодисменты!

- Строки, которые я вам предложила. я взяла из стихотворения великого поэта А.С.Пушкина. (зачитать 3 строчки) Правда. Красиво?!

Но и у вас-то как замечательно получилось!

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

СЛАЙД 11 - прилагательные урока

- Сегодня на уроке мы с вами окунулись в мир …? художников и писателей.

Вы попробовали себя в роли? . . . . исследователей, в роли? . .. . поэтов.

- Слова какой части речи помогали нам на уроке? (имена прилагательные)

- Закончить урок я хочу блиц-опросом - быстро громко продолжите…

  • Имена прилагательные помогают нам …( описывать предметы, создавать картины)

  • Прилагательные делают нашу речь …(точной, понятной, красивой…)

  • Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то… (станет серой и скучной)

  • Выберите подходящие прилагательные: наш урок был?....

Благодарю вас за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Задания для групп:

Текст:

Взятие снежного городка

В центре картины мы видим удалого казака. Он на черном скакуне преодолевает снежную преграду. Лицо всадника - смелое и решительное.

За сражением наблюдает толпа крестьян - в белых тулупах, шубах, меховых ушанках, красивых цветастых платках. Лица сибиряков излучают неудержимое веселье.

«Взятие снежного городка» - одна из самых оптимистичных картин русской живописи, светлое, позитивное и жизнерадостное произведение.

Слова для справок:

Удалого

Черном

Снежную

Лихого

Смелое

Решительное

Белых

Меховых

Красивых

Цветастых

Неудержимое

Оптимистичных

Светлое

Позитивное

Жизнерадостное

1 группа

1. Найдите и подчеркните в словах для справок те слова, которые описывают детали одежды.

2. Найденные слова впишите в текст на места пропусков.

3. Ответ у доски начните словами: Для описания деталей одежды мы подобрали и вставили в текст такие прилагательные - . . . . .

2 группа

1. Найдите и подчеркните в словах для справок те слова, которые передают характеры и настроение людей.

2. Найденные слова впишите в текст на места пропусков.

3. Ответ у доски начните словами: Для описания характеров и настроения людей мы подобрали прилагательные - . . . . .

3 группа

1. Найдите и подчеркните в словах для справок те слова, которые помогают выразить впечатления от картины, отношение к ней.

2. Найденные слова впишите в текст на места пропусков.

3. Ответ у доски начните словами: Мы считаем, что выразить отношение к картине помогают прилагательные: . . . .

© 2010-2022