- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка Повествование и описание - два типа речи
Конспект урока русского языка Повествование и описание - два типа речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Е.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Ход урока.
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Доброе утро, ребята. Урок русского языка в вашем классе сегодня проведу я. Зовут меня Елена Владимировна. С вами мы познакомимся в процессе работы.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
- Ребята, я хочу пригласить вас сегодня в удивительный мир: прекрасного и обыденного, чудесного и привычного - в мир художников и писателей.
- Для того, чтобы прикоснуться к их творчеству, приглашаю вас в музей -
в «Музей в своем классе»
СЛАЙД 1 -
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
- Перед вами репродукции картин известных художников.
- Что объединяет эти картины? (на них изображена зима, тема - зима )
- Какая разная бывает зима!
- Какие инструменты используют художники для написания картин?
(краски, кисти)
- А писатели?! Могут ли они создавать картины? Как? С помощью чего? (словами)
- Послушайте 2 стихотворения - попробуйте представить картины, которые поэты рисуют с помощью слов.
СЛАЙД 2 - Стихотворения
2) 1) Чудная картина,
Здравствуй, гостья-зима! Как ты мне родна:
Просим милости к нам Белая равнина,
Песни севера петь Полная луна,
По лесам и степям. Свет небес высоких,
Нам не стать привыкать, - И блестящий снег,
Где угодно гуляй; И саней далеких
Строй мосты по рекам Одинокий бег.
И ковры расстилай. (И. Никитин) (Афанасий Фет)
1 - Получилось представить? Что вы увидели?
2 - А вот еще одно стихотворение.
- Правда другая получилась картина!?
- Скажите. слова какой части речи помогают описывать, рисовать картины?
(Слова какой части есть в 1-ом тексте и совсем нет во втором?)
- Как вы думаете, какова темы сегодняшнего урока?
СЛАЙД 3 Тема
- Имя прилагательное - это тема нашего урока.
- Вспомним: что вы знаете об имени прилагательном?
СЛАЙД 4
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
это отвечает обозначает в предложении роль (для чего?)
часть на вопросы признаки является описывают
речи какой?... предметов второст. членом украшают
- Имена прилагательные украшают и описывают предметы и явления. Как бы вы назвали текст, в котором описываются предметы, явления? (Это текст описание)
СЛАЙД 5 - Стихотворения
- Какое из стихотворений является текстом-описанием?
СЛАЙД 5 - щелчок
- Слова какой части речи являются ключевыми для текста-описания? (прилагательные)
- А во втором тексте рассказывается (повествуется) о событиях - зима поет песни, строит мосты, расстилает ковры Как вы назовете такой текст? (повествование, повествовательный)
СЛАЙД 5 - щелчок
- В повествовательном тексте ключевыми являются . . . .? (глаголы)
- А тема нашего урока? . . . . . . (имя прилагательные)
- С какими текстами мы будем работать?
- Какое умение является очень важным при составлении описаний?
(подбирать прилагательные, которые помогут точно, ярко, красочно описывать предметы)
- Для нас в жизни важно это умение?
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
(научиться подбирать нужные прилагательные, употреблять их в речи)
- Этому мы и будем сегодня учиться. Мы убедимся, как важны имена прилагательные в речи.
СЛАЙД 6 - Цель урока
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. РАБОТА НАД КАРТИНОЙ. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
- Откройте тетради, запишем сегодняшнее число.
- Мы продолжаем знакомство с миром живописи.
СЛАЙД 7 - Картина
- Я предлагаю вам рассмотреть картину известного русского художника Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка».
Сюжет картины - старинная казачья забава, в которой нужно было взять штурмом, специально для этого построенный настоящий снежный городок. Нападавшим разрешалось скакать на конях. Тот, кто прорывался сквозь защиту первым - считался победителем.
- Ребята, сегодня у нас есть замечательные инструменты.
- Это волшебная лупа (показать)
- Это - указатель (показать)
- Давайте попробуем войти в картину!
- Возьмите указатель и положите его на картину так, откуда бы вы хотели в нее войти? Кем бы вы хотели на ней быть?
- Кем ты будешь? А ты кем? А ты?
- Прочувствуйте: какое настроение у вас там, внутри картины?
- А теперь выйдите из картины и за время, пока я не позвоню в колокольчик, запишите как можно больше имен прилагательных, описывающих ваше настроение.
Попробуй это сделать на доске.
(веселое, радостное, бодрое, игривое, хорошее, задорное…)
- А у кого другие?
- Молодцы!!
- Следующий инструмент - лупа - поможет нам выступить в роли исследователей живописи - искусствоведов.
- Возьмите лупу - выделите центр картины.
- Кого вы видите в центре? (всадник на коне).
- Почему именно он является центральной фигурой?
(это главный герой, он победитель, он на коне…)
- Рассмотрите и за время до звонка колокольчика - опишите с помощью прилагательных - какой он, главный герой?
(решительный, смелый, грозный, уверенный, молодой, лихой, удалой…)
Запиши эти слова на доске.
- У кого другие?
- Сколько точных ярких слов вы смогли подобрать!
- Какая часть речи позволила сделать образы ярче? (имена прилагательные).
ГРУППОВАЯ РАБОТА
- Продолжим наши исследования: подробнее рассмотрим лица людей, их одежду, постараемся угадать их характеры.
- Предлагаю поработать в группах.
СЛАЙД 8 - Правила работы в группе
1. Каждая группа получила задания. У всех они разные.
2. Внимательно прочитайте сначала ЗАДАНИЕ (показать!)
3. Выполните его, пользуясь правилом работы в группе
4. Определите одного выступающего, который огласит результаты вашей работы.
- Работаем до звонка колокольчика.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТ
- Группы готовы. Займите свои места.
- Вам были предложены тексты. Какие имена прилагательные вы подобрали и вставили в текст?
1 группа - Зачитайте слова, которые вы выбрали
- Я тоже выполнила работу.
- Сравните ваш выбор с эталоном (образцом)
СЛАЙД 9 - Эталон
- Почему некоторые слова не совпадают?
(по-разному описывается один и тот же предмет, прилагательные-синонимы…)
- Кто оказался точнее в подборе имен прилагательных? (имеют право на существование)
- Какой совет можете дать участникам группы?
СЛАЙД 9 - щелчок
2 группа - какие прилагательные вы смогли подобрать?
- Сравните с эталоном?
- За что можете похвалить группу?
СМЛАЙД 9 - щелчок
3 группа - огласите результаты вашей работы?
- Сравните с эталоном?
- Почему слова такие же, но расположены в другом порядке?
(прилагательные-синонимы, порядок не важен)
- Вот такой текст получился у нас благодаря совместной работе.
- К какому типу вы отнесете получившийся текст? Почему?
(Есть прилагательные, описываются детали, мысль как бы «растекается вширь».)
- Каким помогли сделать текст имена прилагательные?
(более точным, понятным и красивым)
- С ролью исследователей вы справились. А не хотите себя попробовать в роли поэтов?
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
СЛАЙД 10 сочини стихотворение
- Попробуйте сочинить стихотворение, вставив на места пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные. Для творческой работы я вам выдала черновик.
Под (какими?) небесами,
(какими?) коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
(какой?) лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Прочитайте, что у вас получилось? А у тебя?
- Молодцы - поэт! - Аплодисменты!
- Строки, которые я вам предложила. я взяла из стихотворения великого поэта А.С.Пушкина. (зачитать 3 строчки) Правда. Красиво?!
Но и у вас-то как замечательно получилось!
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
СЛАЙД 11 - прилагательные урока
- Сегодня на уроке мы с вами окунулись в мир …? художников и писателей.
Вы попробовали себя в роли? . . . . исследователей, в роли? . .. . поэтов.
- Слова какой части речи помогали нам на уроке? (имена прилагательные)
- Закончить урок я хочу блиц-опросом - быстро громко продолжите…
-
Имена прилагательные помогают нам …( описывать предметы, создавать картины)
-
Прилагательные делают нашу речь …(точной, понятной, красивой…)
-
Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то… (станет серой и скучной)
-
Выберите подходящие прилагательные: наш урок был?....
Благодарю вас за урок. Мне было очень приятно с вами работать.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задания для групп:
Текст:
Взятие снежного городка
В центре картины мы видим удалого казака. Он на черном скакуне преодолевает снежную преграду. Лицо всадника - смелое и решительное.
За сражением наблюдает толпа крестьян - в белых тулупах, шубах, меховых ушанках, красивых цветастых платках. Лица сибиряков излучают неудержимое веселье.
«Взятие снежного городка» - одна из самых оптимистичных картин русской живописи, светлое, позитивное и жизнерадостное произведение.
Слова для справок:
Удалого
Черном
Снежную
Лихого
Смелое
Решительное
Белых
Меховых
Красивых
Цветастых
Неудержимое
Оптимистичных
Светлое
Позитивное
Жизнерадостное
1 группа
1. Найдите и подчеркните в словах для справок те слова, которые описывают детали одежды.
2. Найденные слова впишите в текст на места пропусков.
3. Ответ у доски начните словами: Для описания деталей одежды мы подобрали и вставили в текст такие прилагательные - . . . . .
2 группа
1. Найдите и подчеркните в словах для справок те слова, которые передают характеры и настроение людей.
2. Найденные слова впишите в текст на места пропусков.
3. Ответ у доски начните словами: Для описания характеров и настроения людей мы подобрали прилагательные - . . . . .
3 группа
1. Найдите и подчеркните в словах для справок те слова, которые помогают выразить впечатления от картины, отношение к ней.
2. Найденные слова впишите в текст на места пропусков.
3. Ответ у доски начните словами: Мы считаем, что выразить отношение к картине помогают прилагательные: . . . .