Рабочая программа курса по внеурочной деятельности проектно-исследовательского клуба «Мы - воронежцы» 1класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности проектно-исследовательского клуба «Мы - воронежцы» разработана на основе следующих документов: Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы под редакцией Савенкова А. И.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Объект изучения - город Воронеж: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.

Цель программы: формирование патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок их исследовательской деятельности. Задачи:

  • побудить интерес к изучению истории Воронежского края;

  • сформировать представление об исследовании;

  • развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;

  • развивать у детей умение работать с различными источниками информации;

  • развивать творческие способности, мышление, кругозор детей;

  • вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

II.Общая характеристика учебного предмета Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Ожидаемый результат: формирование творческой личности, способной к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию; развитие эмоционально-ценностного отношения к городу и формирование познавательного интереса к Воронежу и его природной среде. Данная программа ориентирует на самостоятельность мышления и самовыражения. Потребность в освоении культуры и истории и природы города становится естественной формой существования и для учащихся, и для учителя. Вся эта программа тесно связана с воспитанием у ребенка гражданской ответственности за то, что происходит в городе, в стране, за судьбу своего народа, частицей которого он является. Основным слагаемым краеведческой работы и воспитания юного воронежца для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

III.Место предмета в учебном плане Программа курса проектно-исследовательского клуба «Мы - воронежцы» в 1 классе рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю.

IV. Описание ценностных ориентиров Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в альбоме по программе курса в виде рисунков, фотографий, сочинений и мини-докладов.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Vi.Содержание программы

Мы - исследователи. Игра (1ч)

Игра «Юный исследователь». Этапы исследовательской работы.

Учимся наблюдать. Экскурсия (1ч)

Наблюдение за природой. Опрос. Обработка информации.

Компьютер и книга - источники информации. Отбор нужной информации (1ч)

Поиск информации. Отбор нужной информации.

Учимся задавать вопросы. Игра (1ч)

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.

Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) (1ч)

Поиск информации. Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации.

Цель и задачи исследования (1ч)

Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.

Гипотеза исследования (1ч)

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова - помощники - предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Немного из истории города Воронежа (5 ч)

«Воронеж - колыбель российского флота». Заочное путешествие. Беседа. Устные ответы, рисунки. Рассказ-экскурсия по родному городу.

Знакомство с культурной средой города (5 ч)

Посещение театров, исторических памятников. Беседы, представление информации в виде фотографий.

Знакомство с произведениями писателей города. (4 ч)

С.Я. Маршак - гордость Воронежского края.

Природа моего города (6 ч)

Посещение парков. Знакомство с природой, растениями окрестности города. Лекарственные и ядовитые растения. Животные, обитающие в лесах. Понятия "флора" и "фауна", "заповедник".

Красная книга Воронежской области. (4 ч)

Обзор литературы по данной теме. Практическая и индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Выступления с сообщениями,

Обобщающий урок. Оформление классного альбома.(1 ч)

Учебно-тематический план.

п/п


Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть (8 ч)


1 Мы - исследователи.

1

2 Учимся наблюдать.

1

3 Компьютер и книга - источники информации.

1

4 Учимся задавать вопросы.

1

5 Пробуем найти ответы.

1

6 Цель и задачи исследования.

1

7 Гипотеза исследования.

1

8 Немного из истории города Воронежа

1

2 четверть (7 ч)


9-10 «Воронеж - колыбель российского флота». Заочное путешествие.

2

11 Вопросы, ответы, оформление альбома

1

12

Проект. Рассказ-экскурсия по родному городу.

1

13-14

Знакомство с культурной средой города . Посещение театров.

2

15

Знакомство с культурной средой города Посещение исторических памятников.

1

3 четверть (9 ч)


16

Знакомство с культурной средой города

Посещение исторических памятников.

1

17

Беседа. Представление информации в виде фотографий.

1

18-19

Знакомство с произведениями писателей города.

2

20-21

С.Я. Маршак - гордость Воронежского края. Проект

2

22-23

Природа моего города. Посещение парков.

2

24 Знакомство с природой, растениями окрестности города.

1

4 четверть (8ч)


25 Лекарственные и ядовитые растения.

1

26 Животные, обитающие в лесах.

1

27 Понятия "флора" и "фауна", "заповедник".

1

28

Красная книга Воронежской области. Обзор литературы по данной теме.

1

29-30 Практическая и индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.

2

31 Выступления с сообщениями.

1

32 Обобщающий урок. Оформление классного альбома

1


Итого:

32ч




VIII.Список использованной литературы

1.Примерные программы начального общего образования, Просвещение 2010,(1 ч.)

2.Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей.

3.Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.

4. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.

5.Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2004г.

Методическое обеспечение программы

1. Интернет-ресурсы, информационно-коммуникативные средства, технические средства (компьютер, проектор, экран проекционный),

2. Наглядные пособия: гербарии; коллекции насекомых; микропрепараты;

3.Изобразительные наглядные пособия - таблицы, муляжи;

4.Географические и исторические карты.

Список литературы для учителя 1.Краеведческая работа в начальных классах / Сост. И.В.Соколов. - М.: Просвещение, 1977. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М; Просвещение, 2010 г. 3. Колтаков Н.С. Века над Доном - Воронеж: ООО «Центрально - Черноземное книжное издательство», 2010 г. 4. Смирнов С.В., Смирнов С.С. Вся Воронежская земля - Воронеж: 2009 г. 5. Заповедная природа Воронежского края / сост. Попова Л.И. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009 г. 6. Есть город в России. Стихи о Воронеже - Воронеж: ГУК Журнал «Подъем», 2011 г. 7. Воронеж. История края в его музеях. Воронеж: Издательство «Полярис» - 2007 г.


Список литературы для учащихся

1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

3. Атлас для школьников. Воронежская область: издательство «Просвещение», 2003г


© 2010-2022