Защита исследовательской проектной работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Катав-Ивановска

Катав - Ивановского муниципального района

Челябинской области

НОУ «Старт в науку»






Тема:

«Встречают по одёжке…»








Выполнили: Дудина Анастасия

Кузнецова Полина

Сергеева Яна

Хабибулина Алина

Хабибулина Альбина

ученицы 3г класса

МОУ СОШ №1 г. Катав-Ивановска

Руководитель: Виноградова С.В.

учитель начальных классов высшей категории




Катав-Ивановск

Введение

Девочек всегда интересовала мода: красивые платья разных фасонов. Недаром гласит народная мудрость : « Встречают по одежке…»

А откуда же взялась одежда?

Какая она была?

Мы заинтересовались этим вопросом и решили узнать об одежде.

Цели: немного изучить виды национальной женской одежды ,историю русского сарафана, его элементы.

Задачи: сохранить традиции русского народа в качестве одежды; смоделировать русский сарафан для кукол; познакомиться с профессией модельера-дизайнера.

Актуальность: сохранение отдельных видов отделки, кроя в настоящее время.

Новизна: воссоздать самостоятельно женский наряд на примере кукол с применением авторского дизайна.

Практическая значимость: изготовление одежды из бумаги и ткани для кукол. (использование новых художественных приёмов в творческих работах на основе сарафанного комплекса традиционного женского костюма)

Хронологические рамки работы определены периодом с 14 по 19 века, мы исследуем русский сарафан 18-19 веков, потому , что этот вид одежды и фасоны ближе нашему времени

Основная часть

  1. История одежды

История одежды уже насчитывает несколько десятков тысячелетий. Как только первобытному человеку понадобилась защита от холода, и он надел на себя первую шкуру животного, с этого момента, можно считать, и началась история одежды. Остановимся подробнее на различных исторических эпохах и одежде, которую тогда носили. Безусловно, каждый период в истории вносил свой стиль в одежду, свои формы, материалы, цвета, рисунки ткани. Но происходящие из века в век изменения в моде вовсе не отменяли старые силуэты и модели одежды. Наоборот, они лишь вносили новые линии, или возвращались к старым забытым моделям. Не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое.

По данным, дошедшим до нас из глубины веков - таким как литературные источники, древние рисунки и найденные в раскопках кусочки одежды, металлические украшения и детали костюмов - мы имеем представление о древнерусской одежде.

Одежда в жизни наших предков имела очень большое значение, по ней можно было узнать про человека практически все, из какой местности он родом, какого роду-племени, его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Как говориться - «Встречают по одежке, провожают по уму».

  1. Основной вид женской одежды был сарафан.

Сарафан - народная русская женская одежда. Платье, чаще всего с рукавами.Защита исследовательской проектной работы

Защита исследовательской проектной работы

Сарафаны различались по тканям и покрою. Сарафаны носились в центральной и Восточной Европе. Слово сарафан заимствовано из иранских языков.

В России сарафаны носили с XIX века крестьянки из центральных и северных областей и Поволжья.

  1. История сарафана в России

Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в летописи от 1376 года. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В XIV веке сарафан могли носить воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении.

В правление Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей

  1. Панева-часть русского национального женского костюма.

Панёва (понёва, понява, поня, понька) - женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки Представляет собой поясную одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане. Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплекте с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда.

Панёвы различаются по крою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие. Распространены были оба типа.Защита исследовательской проектной работы

Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную паневу, так как ходить в городе в подоткнутой панёве считалось зазорным.



Защита исследовательской проектной работы

1. Крестьянка в "глухой" поневе, сшитой наподобие юбки и украшенной вышивкой. XIX век.

2. Крестьянка в "разнополке" ("растополке") с разрезом на боку. XIX век.

3. Крестьянка в поневе, подобранной "кульком". XIX век

  1. Русский сарафан

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из "волосины" - шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и "буденные" сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу- тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая "саян" - прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили "красные" или бордовые саяны, а пожилые - синие и черные.

Женская одежда более выразительна. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой. Основные детали одежды кроили, перегибая полотнище вдвое . Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками .Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами -простотой. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность - плавную текучесть линий.

. Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

  1. Цвет в крестьянской одежде.

Именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента, всегда передающего черты творческой индивидуальности мастерицы.

Богатство красок русского женского народного костюма распределялось по сложившимся в отдалённые времена художественным законам. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый естественный цвет. Красный цвет в русском народном костюме имел праздничный , нарядный вид, и слово красный означало красивый. Многогранна была и символика красного цвета. Он был символом огня . В женских костюмах для сенокоса он был посланцем «красного солнца», символом его союза с землёй.(рис 6). В народе верили: красный цвет обладает чудесными свойствами; его связывали с плодородием. Солнце каждое утро выезжает на лошадях на небосвод. С мифологическими персонажами древних славян знакомят нас узоры вышивки, часто исполненные красной нитью на белом фоне.Защита исследовательской проектной работы

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы.

Защита исследовательской проектной работы

Защита исследовательской проектной работы

Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной золотным галуном. По холодным дням с сарафаном носили телогреи с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине.

ЕпанечкиЗащита исследовательской проектной работыЗащита исследовательской проектной работы

Украшение галуном Защита исследовательской проектной работы

Защита исследовательской проектной работыТелогрея

Защита исследовательской проектной работы

Сарафаны были глухими и распашными. В распашных по обе стороны пол нашивали тесьму, позумент, полосы шелковых тканей, шнуры.

Защита исследовательской проектной работы

Защита исследовательской проектной работыЗащита исследовательской проектной работыЗащита исследовательской проектной работы

Образец русского сарафана конца XIX века

Эти сарафаны застегивались спереди на пуговки с воздушными петлями . Пуговки были такими же разнообразными, как и ткани.

Глухие сарафаны часто украшались декоративной полоской, имитирующей наличие распашных пол или оформлялись вышивкой, лентами в области груди.



Заключение

Сегодня сарафан - излюбленный вид женской одежды, особенно в жаркие, , солнечные дни.

Защита исследовательской проектной работы

Сарафаны популярны и среди девочек младшего школьного возраста, они любят носить сарафан в качестве школьной формы, одевая его поверх блузок или свитеров.

Защита исследовательской проектной работыЗащита исследовательской проектной работыЗащита исследовательской проектной работы

Сарафан с недавних пор стал распространенной основой рабочего женского костюма.

Конечно, взяв только идею, сарафаны уже почти ничем не напоминают свой древний прототип, они могут быть короткими, узкими или, наоборот, очень длинными, оставлять обнаженными не только руки, но и плечи и верхнюю часть груди.Защита исследовательской проектной работы

Для себя мы получили творческие навыки работы с бумагой, с тканью, приобрели дизайнерский опыт в оформлении одежды и отделки отдельных деталей. Поработав с изготовлением одежды для кукол, мы предполагаем как интересна и сложна работа модельера.



Защита исследовательской проектной работы

Результатом исследовательской работы стало изготовление кукол -самоделок в русских национальных костюмах.























Терминологический словарь

Сарафан - народная русская женская одежда

Панёва (понёва, понява, поня, понька) - женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки

Епанечка - Нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка (обычно на меху)

Галун - нашивка из золотой или серебряной тесьмы как украшение

Телогрея - старинная русская женская распашная верхняя одежда, длинная, обычно с откидными рукавами.





Литература

  1. Куклы в народных костюмах. №1,№2 2012,Россия . Издатель ОАО « Де Агостини».Москва

  2. Л. В. Ефимова - Русский народный костюм (18-20вв.). [1989]

  3. Б. Д. Греков, М. И. Артамонов - История культуры древней Руси. [1951]

  4. Стрекалов С. Русские исторические одежды от X до XIII века. СПб., [1877]

  5. С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева. Русский народный свадебный костюм. [2003]

  6. Алексей Клиентов. Народные промыслы, М., издательство «Белый город», [2004]

12


© 2010-2022