Рабочая программа внеурочных занятий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа «Расти Здоровым» по реализации спортивно-оздоровительного направления разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Школа России»., составлена на основе материалов Л.А. Обухова, Н.А, Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов Природы: 1-4 класс. - М.: ВАКО, 2007.- (Мастерская учителя)». Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;
  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. - интенсификация учебного процесса;
  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «расти Здоровым».

Цель и задачи программы Цель Программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи Программы:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Программа строится на принципах: Научности, в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. Доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. Адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка); Актуальности (отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией); Психологической комфортности (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации); Доступности (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся); Обучения деятельности (организация детской деятельтности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике); Целостности содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность в процессе его осуществления); Сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих); Опоры на предшествующее развитие (опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и воспитание.) При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Обеспечение мотивации (Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни). Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся:
  • навыки дискуссионного общения;
  • опыты;
  • игра.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Планируемые результаты.

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают следующие универсальные учебные действия:

· формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

· владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

· уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

· осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

· осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят следующие универсальные учебные действия:

· ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;

· организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

· задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

· ставить опзнавательные задачи и выдвигать гипотезы;

· выбирать условия проведения наблюдения или опыта;

· выбрать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с техническими картами и инструкциями;

· использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;

· описывать результаты, формулировать выводы при проектной и исследовательской деятельности;

· выступать письменно и устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;

· иметь опыт восприятия картины мира.

Коммуникативные компетенции - это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в паре и группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:

· уметь представить себя устно и письменно, заполнить анкету, написать заявление, резюме, письмо, поздравление;

· уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;

· владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

· выступать с устным сообщением с использованием мультимедийной презентации и без нее, уметь задать вопрос, представить и защитить результат проектной деятельности, корректно вести учебный диалог;

· владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

· владеть способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;

· умениями искать и находить компромиссы;

· иметь положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанные на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции - это умение при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности младшего школьника по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия:

· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;

· самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;

· ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

· уметь осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;

· владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски;

· использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.


Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции - это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением, уход за растениями. Знания по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим; ухаживать за ребенком младшего возраста.

У младших школьников формируются следующие универсальные действия:

· знать духовно-нравственные основы жизни человека и общечеловеческой культуры;

· знать культуру, традиции и обычаи своего народа;

· иметь представление о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;

· иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;

· владеть эффективными способами организации своего свободного времени;

· знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

· позитивно относиться к своему здоровью;

· владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

· знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

· владеть навыками оказания первой медицинской помощи;

· владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

· иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

· уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:

· способность к работе в группе ради достижения цели;

· самокнотроль;

· отсутствие чувства беспомощности;

· способность слушать других людей и принимать во внимание сказанное ими;

· способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

· умение контролировать свою деятельность;

· умение абстрагировать;

· внимание к проблемам, мешающим достижению поставленных целей;

· терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;

· самостоятельность мышление, креативность и оригинальность;

· вовлечение эмоций в процесс деятельности;

· критическое мышление;

· умение устанавливать причинно-следственные связи;

· умение строить диалог;

· настойчивость;

· доверие;

· готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставленную задачу;

· исследование окружающей среды;

· готовность и способность обучаться самостоятельно;

· отношение к правилам как указателям желательных способов действия;

· персональная ответственность за порученное дело;

· поиск и использование обратной связи;

· способность принимать решения и отвечать за их результат;

· уверенность в себе.

Содержание программы

3 класс, 34 часа Тема 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час) Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие. Тема 2. Учимся думать. (1час) Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение». Тема 3. Спеши делать добро.(1час) Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность». Тема 4. Поможет ли нам обман.(1час) Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа. Тема 5. «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках.(1час) Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи. Тема 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час) Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка». Тема 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час) Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?». Тема 8. Все ли желания выполнимы.(1час)\ Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений. Тема 9. Как воспитать в себе сдержанность.(1час) Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц. Тема10- 11. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа) Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия. Тема12. Я принимаю подарок.(1час) Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности». Тема13. Я дарю подарки.(1час) Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!». Тема 14. Наказание. (1час) Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа. Тема 15. Одежда. (1час) Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова. Тема 16. Ответственное поведение. (1час) Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал». Тема 17. Боль. (1час) Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу». Тема 18. Сервировка стола. (1час) Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе». Тема 19. Правила поведения за столом. (1час) Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя…» Тема 20. Ты идешь в гости . (1час) Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…» Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час) Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ». Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе. (1час) Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке». Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час) Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах. Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час) Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент». Тема 25. Помоги себе сам. (1час) Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения». Тема 26. Умей организовать свой досуг. (1час) Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). Тема 27. Что такое дружба. (1час) Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Тема 28. Кто может считаться настоящим другом. (1час) Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…» Тема 29. Как доставить родителям радость. (1час) Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент». Тема 30. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час) Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Тема 31. Спешите делать добро. (1час) Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте. Тема 32. Огонек здоровья. (1час) Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье. Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (1час) Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д. Тема 34. Культура здорового образа жизни. (1час) Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям. 4 класс, 34 часа Тема 1. Что такое здоровье? (1час) Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье - это…» Тема 2. Что такое эмоции? (1час) Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя». Тема 3. Чувства и поступки. (1час) Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради. Тема 4. Стресс. (1час) Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов. Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час) Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?» Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час) Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?» Тема 7. Умей выбирать. (1час) Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». Тема 8. Принимаю решение.(1час) Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?» Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час) Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение». Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час) Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа. Тема 11. Зависимость. (1час) Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим». Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час) Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час) Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг. Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час) Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. Тема 15. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения. (1час) Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа. Тема 16. Волевое поведение. (1час) Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг. Тема 17. Алкоголь. (1час) Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! Тема 18. Алкоголь - ошибка. (1час) Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг. Тема 19. Алкоголь - сделай выбор. ( 1час) Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг. Тема 20. Наркотик. (1час) Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». Тема 21. Наркотик - тренинг безопасного поведения. (1час) Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг. Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час) Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Тема 23. Моя семья. (1час) Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение». Тема 24. Дружба. (1час) Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций. Тема 25. День здоровья. (1час) Открытие праздника. Игры и соревнования. Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час) Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. Тема 27. Я выбираю кашу. (1час) Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку». Тема 28. Чистота и здоровье. (1час) Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения». Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра - путешествие) (1час) Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением. Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час) Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями. Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час) Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений. Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час) Тема 33. Я здоровье берегу - сам себе я помогу (урок-праздник) (1час) Тема 34. Будем здоровы. (1час) Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

Тематическое планирование.

3 класс - 34 часа

Тема занятия

Кол-во часов

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

1

2

Учимся думать.

1

3

Спеши делать добро.

1

4

Поможет ли нам обман.

1

5

«Неправда - ложь»в пословицах и поговорках.

1

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

1

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

1

8

Все ли желания выполнимы.

1

9

Как воспитать в себе сдержанность.

1

10- 11

Как отучить себя от вредных привычек.

2

12

Я принимаю подарок.

1

13

Я дарю подарки.

1

14

Наказание.

1

15

Одежда.

1

16

Ответственное поведение.

1

17

Боль.

1

18

Сервировка стола.

1

19

Правила поведения за столом.

1

20

Ты идешь в гости.

1

21

Как вести себя в транспорте и на улице.

1

22

Как вести себя в театре , кино, школе.

1

23

Умеем ли мы вежливо обращаться.

1

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

1

25

Помоги себе сам.

1

26

Умей организовать свой досуг.

1

27

Что такое дружба.

1

28

Кто может считаться настоящим другом.

1

29

Как доставить родителям радость.

1

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1

31

Спешите делать добро.

1

32

Огонек здоровья.

1

33

Путешествие в страну здоровья.

1

34

Культура здорового образа жизни.

1 При календарно - тематическом планировании занятий на год учитывать календарь традиционных школьных дел и праздников: сентябрь ( мероприятия в рамках КТД «В здоровом теле здоровый дух», «Ярмарка занятости (презентации объединений дополнительного образования детей, День Здоровья (тематические классные часы, игры по станциям, «Осенний кросс»). октябрь (Декада по профилактике ПДД, спортивная эстафета «Мама, папа, я - спортивная семья»). ноябрь (День здоровья, акция: «Умей сказать «НЕТ»!»); декабрь (мероприятия в рамках декады профилактики дорожно-транспортного травматизма); январь ( рождественские игры) февраль (Губернаторские состязания, игра - конкурс «Маленький разведчик») март (Неделя профилактики пожарной безопасности) апрель ( Всемирный День здоровья, единый классный час, мероприятия в рамках КТД «Декада Памяти») май (Акция «Чистый двор - чистая школа», участие в городских конкурсах «Безопасное колесо», «Школа безопасности»)

Ожидаемые результаты В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений

Мониторинг реализации Программы Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.


Учебная деятельность

Направления мониторинга

Критерии

Показатели

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии



возрастные особенности познавательной деятельности детей; обучение на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативность методов и форм обучения; оптимальное сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации; создание эмоционально благоприятной атмосферы; формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);

  • объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе - факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
  • занятие активно-двигательного характера - динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Воспитательная работа

Направления мониторинга

Критерии

Показатели

Диагностики

Выявление и развитие физического уровня обучающихся.


Сформированность физического потенциала обучающихся.


Развитость физических качеств.

Уровень участия в индивидуальных и массовых спортивно - оздоровительных мероприятиях.

Количественное участие обучающихся в спортивных секциях и массовых мероприятиях школы и города.

«Куда идешь?», «Участие в спортивных мероприятиях», «Зоотерапия. Флоротерапия», «Домашняя валеологизация», «Цветотерапия», «Суждения детей о ЗОЖ», «Кто вы?», «Насколько вы общительны? Робки? Контактны?
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

Критерии

Показатели


Уровень воспитанности

Итоги мониторинга валеологической культуры обучающихся


Охват кружковой работой по интересам и ее разнообразие


Количественные показатели:

число кружков, клубов и секций;

количество обучающихся, охваченных кружковой работой;

Рост рейтинга ценности здоровья среди других ценностей

Результаты мониторинга «Рейтинг ценности здоровья»

Состояние здоровья обучающихся


Данные ежегодных медицинских осмотров

Количество детей с вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики)

Количество и состояние здоровья детей, состоящих на диспансерном учете.

Формирование здорового микроклимата в классах, группах

Результаты изучения комфортности пребывания обучающихся в классных коллективах

Динамика правонарушений


Анализ количества правонарушений и преступлений

Количество обучающихся на учете в КДН, ОППН ГОМ, внутришкольном

Охват спортивно-оздоровительной работой в школе и вне ее

Количество обучающихся, занятых в спортивных секциях.

Количество участников соревнований, спартакиад городского уровня, успешность выступлений

Количество спортивно-оздоровительных мероприятий в школе и число участников

Удовлетворение потребностей обучающихся в разнообразных видах физкультурно-массовой работы

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий

Количество учителей, использующих здоровьесберегающие технологии;

Общие выводы по аспектному анализу уроков и внеклассных мероприятий, посещенных администрацией (по итогам полугодия)


Динамика охвата горячим питанием

Количество обучающихся, получающих полноценное питание

Внедрение системы БОС

Количество обучающихся посещающих занятия дыхательной гимнастикой по системе БОС

Положительная динамика результативности занятий по системе БОС


Ресурсное обеспечение реализации Программы

Материально-техническое обеспечение

п/п

Инвентарный номер

Наименование оборудования

Год

выпуска

1060090746

Доска школьная

2005

21.36

Стул СМ82/2 серый

2007

21.36

Парта ученическая 15 шт

2007

21.36

Стул ученический 30 шт.

2007

210134000000004



21.36

Цифровой фотоаппарат Nikkon S6500, карта памяти,

ф\сумка


1040090380

Принтер HP P2035

2010

1040090383

МониторSamsung

2011

1040090386

Системный блок HP500 В НТ

2011

21.36

Кресло компьютерное

2011

1061090837

Подвес потолочный к проектору

2011

210134000000007

МФУ M1132s

2013

21.34

Акустические колонки

2013

410134000000100

Документ камера Epson

2013

410134000000103

Интерактивная доска Board 279

2013

410134000000106

Комплекс интерактивного контроля

2013

410136000000158-

410136000000159

Комплект динамических раздаточных материалов по обучению грамоте


2013

410136000000164-410136000000165

Комплект динамических раздаточных материалов по математике

2013

410136000000169-410136000000173-410136000000174

Комплект динамических раздаточных материалов по окружающему миру

2013

4481-4517

Наглядные пособия (диск) - 37 шт по предметам

2013

4358

21.34

Наушники закрытого типа

2013

410134000000154-410134000000166

Портативный компьютер ученика aser - 13 шт

2013

410134000000181

Портативный компьютер учителя

2013

410134000000184

Проектор короткофокусный epson

2013

4518

21.34

сетевой фильтр- удлинитель

2013

410136000000187

Точка доступа для беспроводной локальной сети

2013

410134000000190

Универсальная тележка платформа

2013

410134000000136

адаптер

2013

410134000000127

Датчик атмосферного давления

2013

410134000000121

Датчик относительной влажности

2013

410134000000130

Датчик расстояния

2013

21.34

Датчик света

2013

410134000000115

Датчик силы

2013

410134000000109

Датчик содержания кислорода

2013

410134000000124

Датчик содержания углекислого газа

2013

410134000000133

Датчик температуры

2013

4479

21.34

датчик температуры поверхности

2013

410134000000112

Датчик частоты сердечных сокращений

2013

410134000000139

Комплект учебно-методических материалов

2013

410134000000118

Цифровой микроскоп

2013 Информационно-методическое обеспечение

Автор

Название

Издательство

Класс

Год издания

Кол-во




А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Основные правила и понятия 1-4класс» на CD (7таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

12.

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Символы и понятия» на CD (8таблиц + не менее 5 заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Английский язык. Начальная школа. Вопросительные и отрицательные предложения» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Английский язык. Начальная школа. Глаголы на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Английский язык. Начальная школа. Существительные. Прилагательные. Числительные. на CD (9таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Безопасное поведение школьников» (начальная школа)» на CD (5таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Введение в цветоведение» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Летние и осенние изменения в природе» на CD (13таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Литературное чтение 1класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Литературное чтение 2класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Литературное чтение 3класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Литературное чтение 4класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Математика 1класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Математика 2класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Математика 3класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Математика 4класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Математика однозначные и многозначные числа» на CD (7таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Математика. Геометрические фигуры и величины.» на CD (9таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Математические таблицы для начальной школы»» на CD (9таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Обучение грамоте 1класс» на CD (16таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир 1класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир 2класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир 3класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир 4класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Основы декоративно - прикладного искусства» на CD (12таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Порядок действий» на CD (3таблицы + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык 1класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык 2класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

2

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык 3класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

3

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык 4класс» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Словарные слова» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Умножение и деление» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах сотни» на CD (4таблицы + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1


А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Музыка. Начальная школа» на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

Используемая литература:


  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
  2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
  3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
  4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
  5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
  6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004. 7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997. 8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997. 9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья - СПб., 1995. 10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998. 11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002. 12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995. 13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - СПб., 1997 14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999. 15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.

16. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1 - 4 классы). - М.: ВАКО, 2011. - 288 с.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998. 17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997 18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка - СПб., 1997 19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996. 20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. - М., 1986. 21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский - М., 1980

























































































Календарно - тематическое планирование кружка спортивно-оздоровительного направления

«Расти здоровым» 3 класс, 34 часа

Тема занятия

Кол-во часов 1 Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

02.09 2 День здоровья - классный час, кросс

09.09 3

Учимся думать.

16.09 4

Спеши делать добро.

23.09 5

Поможет ли нам обман.

30.09 6

«Неправда - ложь»в пословицах и поговорках.

07.10 7

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

14.10 8 Спортивная эстафета «Мама, папа, я - спортивная семья»

21.10 9

Все ли желания выполнимы.

28.10 10

Как воспитать в себе сдержанность.

11.11 11

Как отучить себя от вредных привычек.

18.11 12 Акция: «Умей сказать «НЕТ»!»

25.11 13

Я принимаю подарок.

02.12 14

Я дарю подарки.

09.12 15 «Я умею выбирать» - тренинг безопасного поведения

16.12 16

Одежда.

23.12 17

Ответственное поведение.

13.01 18

Боль.

20.01 19

Сервировка стола.

27.01 20

Правила поведения за столом.

03.02 21

Ты идешь в гости.

10.02 22 Игра - конкурс «Маленький разведчик»

17.02 23

Как вести себя в транспорте и на улице.

24.02 24

Как вести себя в театре , кино, школе.

03.03 25

Умеем ли мы вежливо обращаться.

10.03 26

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

17.03 27

Помоги себе сам.

24.03 28 День здоровья - классный час.

07.04 29 Откуда берутся грязнули?

14.04 30 Акция «Чистый двор - чистая школа»

20.04 31 Кто может считаться настоящим другом.

27.04 32 КВН «Наше здоровье»

4.05 33

«Я здоровье берегу - сам себе я помогу» - мониторинг оценки своего здоровья

11.05 34 Участие в городских конкурсах «Безопасное колесо», «Школа безопасности»

18.05



Приложение

Анкета

(для выявления отношения детей к своему здоровью) 1.Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны: а) с учебой в школе б) большим количеством уроков и заданий? в) длинной зимой? г) началом какой - либо болезни, простуды 2. Посещаешь ли ты школу: А) при насморке и головной боли Б) невысокой температуре В) кашле и плохом самочувствии 3. При плохом самочувствии обращаешься к врачу? А) да Б) нет 4. Стараешься ли сидеть за партой: А) всегда правильно Б) иногда В) сидишь как удобно 5. Режим дня ты соблюдаешь: А) всегда Б) иногда, когда напоминают родители В) встаешь и ложишься, когда захочешь 6. Твой день начинается: А) с зарядки Б) водных процедур В) просмотра телевизора 7. Как ты считаешь, чаще болеют: А) полные люди Б) люди, которые едят много овощей и фруктов В) люди, которые много двигаются и бывают на улице 8. Моешь ли ты руки перед едой? А) да Б) нет 9. Ты чистишь зубы: А) утром Б) утром и вечером В) всегда после еды Г) никогда 10. Ты предпочитаешь, есть каждый день: А) бутерброды с чаем Б) чипсы и колу В) еду из «Макдоналдса» Г) кашу и суп Д) больше фруктов и овощей

Анкета для оценки состояния здоровья ребёнка (для родителей)

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Эти сведения необходимы для оценки состояния здоровья Вашего ребенка, своевременного совета специалистов (психолога, медицинского работника, педагога), они будут учтены при индивидуальной организации учебной деятельности. Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и дайте ответы на вопросы. Правильность заполнения является основой для повышения заботы о состоянии здоровья школьников. ФИО ребенка______________________________________________________ Класс_________ Дата заполнения _____________________________________ 1. Состоит ли Ваш ребенок на учете в диспансере? а) да ____________________ б) нет; (указать заболевание); в) не знаю. 2. Сколько раз в год Ваш ребенок болеет? а) 1 раз в год; в) больше 3 раз в год; б) 2-3 раз в год; г) не знаю. 3. Как Вы оцениваете состояние зубов Вашего ребенка? а) отличное; в) неудовлетворительное; б) удовлетворительное; г) не знаю. 4. Как Вы оцениваете состояние зрения Вашего ребенка? а) отличное; в) неудовлетворительное; б) удовлетворительное; г) не знаю. 5. Как Вы оцениваете состояние слуха Вашего ребенка? а) отличное; в) неудовлетворительное; б) удовлетворительное; г) не знаю. 6. Имеется ли нарушение осанки у Вашего ребенка? а) да; б) нет; в) не знаю. 7. Имеется ли плоскостопие у Вашего ребенка? а) да; б) нет; в) не знаю. 8. В случае если Ваш ребенок заболел, вы обращаетесь (возможны несколько вариантов ответов): а) в муниципальное учреждение (поликлинику); в) лечите самостоятельно; б) к домашнему (частному) врачу; г) обращаетесь к народным целителям; 9.Обучаете ли Вы ребенка правилам здорового образа жизни? а) да; б) нет. 10. Как часто Ваш ребенок жалуется на головные боли? а) не жалуется; в) жалуется больше 2-х раз в неделю. б) жалуется 1-2 раза в неделю; 11. Как часто Ваш ребенок, вернувшись со школы, жалуется на усталость? а) не жалуется; в) жалуется больше 2-х раз в неделю. б) жалуется 1-2 раза в неделю; 12. Проводите ли Вы какие-либо профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний? а) витаминотерапию; д) массаж; б) фитотерапию; е) другие ___________________ (указать). в) закаливание; ж) не проводим. г) йога; 13. Сколько раз в неделю Ваш ребенок употребляет в пищу: - овощи: а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно; б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить. - мясо: а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно; б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить. - фрукты: а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно; б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить. - макароны, мучные изделия: а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно; б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить. 14. Ваш ребенок занимается физической культурой: а) только в школе (3 ч. в неделю); в) ежедневно дома, зарядкой; б) занимается в секции____________ г)другое___________________________________________________________ (указать вид и сколько раз в неделю); __________________________________________________________________ (указать вид и сколько раз в неделю). 15. Какую помощь Вы хотели бы получить со стороны медика, психолога, педагогического коллектива Вашей школы? _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ СПАСИБО!

Анкета для учащихся

«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» Внимательно прочитай и ответь на вопросы 1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом: Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела. 2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание - правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание Завтрак 8.00 Обед 13.00 Полдник 16.00 Ужин 18.00 Завтрак 9.00 Обед 15.00 Полдник 18.00 Ужин 21.00 3. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным: Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи. Вера: зубы чистят утром и вечером. Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день. 4. Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки: Перед чтением книги перед едой Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять После посещения туалета после игры в баскетбол После того как заправил постель после того как поиграл с кошкой 5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю 6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Положить палец в рот Подставить палец под кран с холодной водой Помазать ранку йодом Помазать кожу вокруг ранки йодом 7. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них: Иметь много денег Иметь интересных друзей Много знать и уметь Быть красивым и привлекательным Быть здоровым Иметь любимую работу Быть самостоятельным Жить в счастливой семье 8. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4 Регулярные занятия спортом Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать Хороший отдых Знания о том, как заботиться о здоровье Хорошие природные условия Возможность лечиться у хорошего врача Выполнение правил ЗОЖ 9. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда. Утренняя зарядка, пробежка Прогулка на свежем воздухе Завтрак Сон не менее 8 часов Обед Занятия спортом Ужин Душ, ванна 10. Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся: Уроки, обучающие здоровью Спортивные соревнования Классные часы о том, как заботиться о здоровье Викторины, конкурсы, игры Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье Праздники на тему здоровья. Тест-опросник «Строение и функции организма человека» 1. Как называется наука, изучающая строение тела человека? Физиология Зоология анатомия 2. Скелет и мышцы образуют: а) пищеварительную систему; б кровеносную систему; в) опорно-двигательную систему. 3. Мышцы прикрепляются к костям при помощи: а) сухожилий; б) суставов; в) хрящей. 4. Главную опору нашего организма составляет: а) копчик; б) позвоночник; в) скелет ног. 5. Сколь органов чувств ты знаешь? 7 6 5 6. Соедини линиями Глаза Орган осязания Уши Орган вкуса Нос Орган зрения Кожа Орган обоняния Язык Орган слуха 7. С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака? Уши Глаза Нос мозг 8. При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой? Зубы Нос Язык Глаза губы 9. Кожа - это … а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека 10. Какой орган отвечает за дыхание человека? Сердце Легкие Почки 11. Какой орган контролирует работу твоего тела? Печень Сердце Мозг 12. Какой орган отвечает за переваривание пищи? Сердце Легкие Желудок За каждый правильный ответ дается один балл 12-16 баллов - высокий уровень знаний о строении и функциях организма человека. 8 - 11 баллов - удовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека. Ниже 8 баллов - неудовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.

Анкета для учащихся «Умеете ли Вы учиться?» Инструкция и содержание анкеты Ребята! Вам предлагается самостоятельно оценить, насколько хорошо за время обучения в школе вы овладели различными учебными умениями. Для этого постарайтесь определить степень овладения каждым из перечисленных ниже умений (полностью, частично владею, не владею совсем). В последней графе укажите предметы, на которых вы приобрели заявленные умения. №п/п

Умения

Уровни овладения

полностью

частично

не владею 1 Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель


2 Прогнозировать результаты работы


3 Готовить рабочее место в соответствии с заданием


4 Планировать порядок выполнения задания


5 Выбирать рациональный путь выполнения задания


6 Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы


7 Руководить работой группы или коллектива


8 Умение высказываться устно в виде: а) пересказа; б) рассказа; в) характеристики; г) сообщения или доклада; д) рецензии или аннотации к тексту; е) оценки ответа товарища


9 Умение участвовать в учебном диалоге


10 Умение включаться в коллективное обсуждение проблемы


11 Работать с учебником: а) понимать и пересказывать содержание статьи учебника (после объяснения учителя); б) находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу); в) самостоятельно проработать пункт или параграф учебника; г) выделять главное в тексте; д) умение пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника; е) составить план пункта или параграфа учебника; ж) представить основное содержание текста в виде тезисов; з) конспектировать текст; и) составлять вопросы по тексту

12 Работать со справочной и дополнительной литературой


13 Усваивать информацию со слов учителя


14 Усваивать информацию с помощью технических средств: а) кинофильма; б) аудиозаписи; д) видеофильма; в) компьютерных программ; г) других средств (укажите каких)


Методика обработки анкеты 1. Уровни владения различными видами общеучебных умений оцениваются в баллах: полностью - 2 балла; частично - 1 балл; не владею - 0 баллов. 2. Число баллов для ученика подсчитывается в соответствии с группами общеучебных умений: учебно-организационные умения - ответы на вопросы 1-7; учебно-коммуникативные умения - ответы на вопросы 8-10; учебно-информационные умения - ответы на вопросы 11-14. 3. Результаты анкетирования вносятся в сводную ведомость по форме, представленной в таблице.

№ п/п

Фамилия, имя

Умения




Учебно-организационные (Уо)

Учебно-коммуникативные (Ук)

Учебно-информационные (Уи)

Итого

1

Иванов А





4. Для каждого класса вычисляется средний балл (Уср.), который может использоваться для выявления динамики развития обучающихся в течение года или нескольких лет. С помощью данной анкеты возможно проведение диагностики индивидуальных достижений учащихся.

Анкета

«Оценка своего здоровья» 1. Пропускаешь ли ты занятия по болезни?

  • часто
  • Нет
  • иногда
2. Делаешь ли ты утром зарядку?
  • Да
  • нет
  • иногда
3. Регулярно ли ты посещаешь уроки физкультуры?
  • Да
  • Нет
  • иногда
4. Занимаешься на уроках физкультуры
  • С полной отдачей
  • Без желания
  • Лишь бы не ругали
5. Занимаешься ли ты спортом?
  • систематически
  • Нет
  • Не систематически
6. Проводятся ли на уроках физические паузы?
  • Да
  • Нет
  • Иногда

Внедрение новых технологий Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать следующим нормам: 1) разнообразие видов учебной деятельности, так как однообразие утомляет школьников; 2) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности примерно 7-10 минут; 3) смена форм работы не позже чем через 10-15 минут; 4) на уроке следует применять такие методы, которые способствовали бы активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; 5) на уроке должна осуществляться смена положения тела учащихся, которая соответствовала бы видам учебной работы ученика; 6) должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. 7) в содержание урока следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; 8) необходима мотивация учебной деятельности.

Тематика бесед, утренников, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни

1-4 классы (начальная школа)

  1. Цикл бесед «Гигиена школьника».
  2. «Чтобы зубы не болели».
  3. «Берегите зрение».
  4. «Да здравствует мыло душистое».
  5. «О хороших привычках».
  6. «Учимся отдыхать».
  7. «Загадки доктора Знайки».
  8. «Ты и телевизор».
  9. «Твое здоровье».
  10. «Твой режим дня».
  11. «Не видать Федоре горя…»
  12. «Улыбка и хорошее настроение».
  13. Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды».
  14. Цикл классных часов «Наше здоровье в наших руках».
  15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).
  16. Занятия по профилактике наркомании.

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни

  1. «Здоровье ребенка в руках взрослых».
  2. «Здоровая семья: нравственные аспекты».
  3. «На контроле здоровье детей».
  4. «Режим труда и учебы».
  5. «Физическое воспитание детей в семье».
  6. «Алкоголизм, семья, дети».
  7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека».
  8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности».
  9. «Вредные привычки у детей».
  10. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».
  11. «Вопросы, которые нас волнуют».
  12. «Эти трудные подростки».
  13. «Взрослые проблемы наших детей».
  14. «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования».
  15. «Курение и статистика».
  16. «СПИД - реальность или миф».
  17. «Наркотики в зеркале статистики».
  18. «Социальный вред алкоголизма».
  19. «Психология курения».
  20. «Нецензурная брань - это тоже болезнь».
  21. Наблюдения родителей «Ребенок в карусели развода».
  22. Трудности адаптации первоклассников к школе.
  23. Итоги медицинского осмотра учащихся школы.
  24. Двигательная активность учащихся во внеурочное время.

Методика «Уровень субъективного контроля».
Насколько Вы способны отвечать за свою жизнь проверим с помощью этой методики.

Инструкция: ставьте «+», если Вы согласны с утверждением, и «-«, если Вы не согласны.

Утверждения

1. Трудно бывает понять, почему люди поступают так, а не иначе.

2. Большинство случаев происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь- дело случая; сели уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно принимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства влияют на счастье не меньше, чем отношения друг с другом.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мною.

9. В сложных обстоятельствах я всегда предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.

10. Мои отметки в школе больше зависят от случайных обстоятельств (от настроения учителя), чем от моих поступков.

11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи лил лекарства.

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить свои отношения они всё равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случайно или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперёд, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше зависят от моих усилий и уровня подготовленности.

20. В конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.


Сложите положительные ответы на вопросы - 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22 и отрицательные на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21.

А теперь вычтите из полученного значения сумму отрицательных ответов на вопросы - 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22 и положительных на вопросы - 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21.

От 4 до 22 баллов - вы обладаете высоким уровнем субъективного контроля, стремитесь полностью отвечать за свою жизнь и поведение. Это очень сложно, но вызывает уважение. Главное для вас - не вините себя за то, что действительно не в вашей власти было исправить.

От - 1 до 10 баллов - за что-то берётесь отвечать, а что-то оставляете на волю случая и других людей. Это наиболее распространённая позиция, она удобна. Возникают лишь вопросы: правильно ли вы оцениваете ситуацию? Хорошо ли вы различаете проблемы, которые можно и которые находятся вне вашей компетенции?

От - 22 до - 2 баллов - вам есть над чем, задуматься. Возможно, вы не видите связи между своими действиями и значимыми событиями своей жизни, не считаете себя способными контролировать их развитие и полагаете, что большинство их является хозяином вашей жизни? И согласны ли те люди, на которых вы возлагаете ответственность за себя, нести такую тяжёлую ношу?

Комплексы упражнений для проведения оздоровительных пауз в процессе урока

(для учащихся начальной, средней и старшей школы) Комплекс 1 1. И.п. стоя или сидя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить 6- 8 раз 2.И.п. стоя или сидя, руки согнуты в локтях. Сведение и разведение лопаток 6-8 раз 3. И.п. стоя или сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно 10-12 раз 4. И.п. сидя, различные похлопывания по коленкам в ладоши 10-12 раз 5. Сосредоточить внимание на впереди сидящем соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание) 3-5 раз Комплекс 2 1. И.п стоя или сидя, кисти на плечах. Вращение плечами вперед, назад 10 раз 2. И.п. стоя или сидя. Вращение стоп ног и кистей рук 10 раз 3. И.п. стоя или сидя. Кисти рук на лбу - сопротивление головой, руки на затылке - сопротивление головой 5 раз 4. Различные хлопки в ладоши 10-12 раз 5 Держим ручку вертикально перед глазами, сосредоточить внимание, перевести взгляд на соседа впереди 3-5 раз Комплекс 3 1. И.п. стоя или сидя, кисти на плечах. Соединить локти перед собой 8-10 раз 2. И.п. стоя или сидя, руки на поясе. Локти свести назад - прогнуться, локти вперед - выгнуться 6 раз 3. И.п. стоя. Подняться на носки и одновременно сжимать пальцы рук 10 раз 4. И.п. стоя. Ходьба на месте 20 шагов 5. Сосредоточить внимание на ручке, перевести взгляд на нос 3-5 раз

Рабочая программа внеурочных занятий

© 2010-2022