- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа дополнительного образования «Юный читатель»
Программа дополнительного образования «Юный читатель»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова Н.В. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Перми
Утверждаю
директор МАОУ «СОШ № 83»
г. Перми
---------------------------- О.В. Пономарев
«--------------------------2013 года
Программа дополнительного образования
«Юный читатель»
Авторы-составители
учителя начальных классов
Н. В. Филиппова- руководитель
Ю.Н. Маркова
Р.Х. Мустафина
г. Пермь
2013 г
Пояснительная записка
Ценность детского чтения, как источника развития личности, как фактора ее социальной защищенности,признано во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли он вообще, зависит то, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить. Книга, как средство совершенствования души сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в памяти и сердце. Важно только, чтобы каждый ребенок нашел свою хорошую книгу. А для того, чтобы он получил такую возможность, важно развивать и поддерживать интерес начинающего школьника к книге, расширять круг его интересов. И что очень важно, показать насколько чтение увлекательное и интересное занятие, чтобы с первого года обучения, книга стала настоящим другом для младшего школьника, с которым интересно и нескучно. Учитывая эти ценности и интересы составлена программа « Юный читатель». В основе программы лежат идеи начального литературного образования. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Программа «Юный читатель» предназначена для учащихся первого класса и рассчитана на полгода. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, всего- 18 часов. Способы занятия младших школьников с книгой игровые и коммуникативные: игровые непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым, где чтение выступает как школьный вид занятий. Изменение позиции свидетельствует о том, что теперь эмоционально-непосредственные переживания обогащаются способностью осознавать их, отличать художественные черты, вызванные художественным произведением, от эмоций реальной жизни. В своем творческом опыте первоклассник открывает авторскую позицию.
Цели программы
1.Создание условий для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребенка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной. 2.Развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению. 3.Создание пространства для диалога ребенка и взрослого. 4.Привлечениедетей к пользованию библиотекой.
Задачи программы: Обучающие: 1. Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослым. 2.Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями. 3.Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением). 4. Повысить рейтинг книги в досуге школьников. 5. Развитие мотивации к работе. 6. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: 1.Воспитание культуры обращения с книгой. 2. Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:
1.Развивать смекалку и сообразительность.
2.Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
3.Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
4.Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся. Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры искусством к общению художественными средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте. Основная форма организации занятий - коллективная игра с нежесткими, условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
- проявление познавательных мотивов;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия по результату;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
- формулировать проблемы с помощью учителя;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Тематический план № п/п Тема занятия Форма организации внеурочной деятельности/форма занятия Ауди- тор- ные (прак- тика) Внеау- дитор- ные (прак- тика)
Раздел «АБВГдейка»
1 На что похожа буква Дидактические игры. Выставка поделок и рисунков. /кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке 1
2 Веселая азбука «Чтение»-игра. Выставка продуктов детского творчества./кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке 1
Раздел «Чудесный короб»
3 Прибаутка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете 1
4 Колыбельная песенка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете 1
5 Считалка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете
1 6 Загадка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете
1 7 Скороговорка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете 1
8 Закличка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете
1
Раздел «Лукошко сказок»
9 Расскажи сказку Беседа. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете 1
10 Сказка-цепочка Беседа. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете 1
11 Сочиняем сказки Беседа. Выставка продуктов детского творчества. /кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке 1 1
Раздел «Стихи и рассказы»
16 Рассказ и стихотворение «Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете 1 1 17 Звучащие стихи «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. Конкурс чтецов. /кружковые занятия в учебном кабинете, занятие-конкурс
1 18 Как Незнайка сочинял стихи «Чтение»-рассматривание. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете
1 19 Стихи и рассказы о детях «Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке 1 1
Итого за год: 18
10 8
Методические рекомендации
Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.
Рекомендации по организации занятий:
-
Речевые разминки
Речевые разминки могут решать следующие задачи:
-
развитие артикуляционного аппарата;
-
формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
-
формирование умений участия в диалоге;
-
развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
-
Организация восприятия художественных произведений
Формы деятельности:
-
совместное «чтение»-слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
-
«чтение»-игра (считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, песенки и др.);
-
«чтение»-рассматривание;
-
индивидуальное чтение (для тех, кто уже умеет читать);
-
слушание аудиозаписей или чтение наизусть;
-
Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:
-
учебно-художественные игры (игры с запретами, игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);
-
задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
Типовые задачи решаемые на 2-3 этапах занятия:
-
Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.
-
Опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка, инсценировка).
-
Наблюдение за звуковым составом слова в связи с предметом изображения; узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения.
-
Наблюдение за концевыми созвучиями (рифмами) в стихотворении.
-
Наблюдение за характером словесных повторов, их количеством, местом.
-
Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки. Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.
-
Определение главного персонажа сказки, его роли в событиях. Выявление моментов, в которых действие переходит от одного персонажа к другому.
-
Опредмечивание персонажей и событий сказки в ином художественном материале (иллюстрация, диафильм, инсценировка).
-
Наблюдение за строением игровых стихотворных текстов путем сравнения их друг с другом внутри одного жанра и разных жанров.
-
Сравнение текстов игровых стихотворений и иллюстраций к ним с целью выявления сходства и различия в словесном и изобразительном описании действия, предмета, события.
-
Организация работы с книгой
Формы деятельности:
-
Рассматривание книги;
-
Работа с выставкой книг.
Алгоритм рассматривания книги: Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет, если знаком, то какие его книги помнишь и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение). Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается - одно в книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
-
Подведение итогов.
Литература
-
Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2001.
-
Дьячкова Е.В. Организация внеурочной работы с книжкой игрушкой. 1 класс.//Начальная школ. - 1991. - №5
-
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост. В.Волина. - М.: Просвещение, 1991.
-
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987..
-
Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.
-
Светловская Н.П., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб.пособие для студ. Пед. Вузов. - М. Издательский центр «Академия», 2001.