Программа дополнительного образования «Юный читатель»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Перми




Утверждаю

директор МАОУ «СОШ № 83»

г. Перми

---------------------------- О.В. Пономарев

«--------------------------2013 года

Программа дополнительного образования

«Юный читатель»

Авторы-составители

учителя начальных классов

Н. В. Филиппова- руководитель

Ю.Н. Маркова

Р.Х. Мустафина


г. Пермь

2013 г

Пояснительная записка


Ценность детского чтения, как источника развития личности, как фактора ее социальной защищенности,признано во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли он вообще, зависит то, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить. Книга, как средство совершенствования души сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в памяти и сердце. Важно только, чтобы каждый ребенок нашел свою хорошую книгу. А для того, чтобы он получил такую возможность, важно развивать и поддерживать интерес начинающего школьника к книге, расширять круг его интересов. И что очень важно, показать насколько чтение увлекательное и интересное занятие, чтобы с первого года обучения, книга стала настоящим другом для младшего школьника, с которым интересно и нескучно. Учитывая эти ценности и интересы составлена программа « Юный читатель». В основе программы лежат идеи начального литературного образования. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Программа «Юный читатель» предназначена для учащихся первого класса и рассчитана на полгода. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, всего- 18 часов. Способы занятия младших школьников с книгой игровые и коммуникативные: игровые непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым, где чтение выступает как школьный вид занятий. Изменение позиции свидетельствует о том, что теперь эмоционально-непосредственные переживания обогащаются способностью осознавать их, отличать художественные черты, вызванные художественным произведением, от эмоций реальной жизни. В своем творческом опыте первоклассник открывает авторскую позицию.


Цели программы
1.Создание условий для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребенка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной. 2.Развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению. 3.Создание пространства для диалога ребенка и взрослого. 4.Привлечениедетей к пользованию библиотекой.


Задачи программы: Обучающие: 1. Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослым. 2.Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями. 3.Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением). 4. Повысить рейтинг книги в досуге школьников. 5. Развитие мотивации к работе. 6. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: 1.Воспитание культуры обращения с книгой. 2. Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:

1.Развивать смекалку и сообразительность.

2.Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

3.Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.

4.Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся. Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры искусством к общению художественными средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте. Основная форма организации занятий - коллективная игра с нежесткими, условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
  • проявление познавательных мотивов;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия по результату;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
  • формулировать проблемы с помощью учителя;
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
  • знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
  • узнавать сюжет по иллюстрациям;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты реализации программы: Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию. Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (прибаутки, колыбельной песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички); сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по фольклорным произведениям. Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы. Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру. Основные разделы программы: АБВГдейка. Чтение стихов и сказок о звуках речи и буквах, о словах и письменности: Я. Аким, В. Берестов, Е. Благинина, Г. Виеру, Б. Заходер, В. Лунин, С. Маршак, С. Михалков, А. Пудваль, Т. Рождественская, Г. Сапгир, И. Токмакова, С. Черный, А. Шибаев, Ю. Энтин, Г. Юдин, Г. Юрмин, М. Яснов и др. Лепка и рисование иллюстраций к произведениям. Сочинение своих историй, где персонажами выступают звуки речи, буквы, слоги, слова и т.п. Чудесный короб. Детский игровой фольклор. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых фольклорных жанров. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Литературные стихотворения-шутки, колыбельные песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички. Лукошко сказок. Кумулятивная сказка: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) жанра. Детская авторская поэзия и проза: К. Чуковский, С. Маршак, Саша Черный, А.Введенский, Ю.Владимиров, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, О. Григорьев, Ю. Мориц и др. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Первичные представления об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме.

Тематический план № п/п Тема занятия Форма организации внеурочной деятельности/форма занятия Ауди- тор- ные (прак- тика) Внеау- дитор- ные (прак- тика)

Раздел «АБВГдейка»



1 На что похожа буква Дидактические игры. Выставка поделок и рисунков. /кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке 1







2 Веселая азбука «Чтение»-игра. Выставка продуктов детского творчества./кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке 1

Раздел «Чудесный короб»


3 Прибаутка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете 1



4 Колыбельная песенка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете 1


5 Считалка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете


1 6 Загадка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете


1 7 Скороговорка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете 1


8 Закличка «Чтение»-игра. /кружковое занятие в учебном кабинете


1

Раздел «Лукошко сказок»


9 Расскажи сказку Беседа. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете 1
10 Сказка-цепочка Беседа. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете 1





11 Сочиняем сказки Беседа. Выставка продуктов детского творчества. /кружковые занятия в учебном кабинете, библиотеке 1 1

Раздел «Стихи и рассказы»


16 Рассказ и стихотворение «Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете 1 1 17 Звучащие стихи «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. Конкурс чтецов. /кружковые занятия в учебном кабинете, занятие-конкурс
1 18 Как Незнайка сочинял стихи «Чтение»-рассматривание. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете
1 19 Стихи и рассказы о детях «Чтение»-рассматривание. «Чтение»-игра. Учебно-художественные игры. /кружковое занятие в учебном кабинете, библиотеке 1 1

Итого за год: 18


10 8

Методические рекомендации

Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.

Рекомендации по организации занятий:

  1. Речевые разминки

Речевые разминки могут решать следующие задачи:

  • развитие артикуляционного аппарата;

  • формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;

  • формирование умений участия в диалоге;

  • развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.

  1. Организация восприятия художественных произведений

Формы деятельности:

  • совместное «чтение»-слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;

  • «чтение»-игра (считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, песенки и др.);

  • «чтение»-рассматривание;

  • индивидуальное чтение (для тех, кто уже умеет читать);

  • слушание аудиозаписей или чтение наизусть;

  1. Решение учебно-художественных задач

Формы деятельности:

  • учебно-художественные игры (игры с запретами, игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);

  • задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).

Типовые задачи решаемые на 2-3 этапах занятия:

  • Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.

  • Опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка, инсценировка).

  • Наблюдение за звуковым составом слова в связи с предметом изображения; узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения.

  • Наблюдение за концевыми созвучиями (рифмами) в стихотворении.

  • Наблюдение за характером словесных повторов, их количеством, местом.

  • Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки. Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.

  • Определение главного персонажа сказки, его роли в событиях. Выявление моментов, в которых действие переходит от одного персонажа к другому.

  • Опредмечивание персонажей и событий сказки в ином художественном материале (иллюстрация, диафильм, инсценировка).

  • Наблюдение за строением игровых стихотворных текстов путем сравнения их друг с другом внутри одного жанра и разных жанров.

  • Сравнение текстов игровых стихотворений и иллюстраций к ним с целью выявления сходства и различия в словесном и изобразительном описании действия, предмета, события.

  1. Организация работы с книгой

Формы деятельности:

  • Рассматривание книги;

  • Работа с выставкой книг.

Алгоритм рассматривания книги: Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет, если знаком, то какие его книги помнишь и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение). Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается - одно в книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

  1. Подведение итогов.

Литература

  1. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2001.

  2. Дьячкова Е.В. Организация внеурочной работы с книжкой игрушкой. 1 класс.//Начальная школ. - 1991. - №5

  3. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост. В.Волина. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987..

  5. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.

  6. Светловская Н.П., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб.пособие для студ. Пед. Вузов. - М. Издательский центр «Академия», 2001.



© 2010-2022