Конспект выступления на окружном методическом заседании

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на заседании окружного методического объединения. "Инновационный подход к экологическому образованию для устойчивого развития дошкольников"

Тема: « Анализ состояния работы по взаимодействию дошкольного и начального общего образования в рамках социально - экологического образования».

Утверждение идей устойчивого развития на основе становления у человека новой мировоззренческой позиции по отношению к природе невозможно без системы непрерывного экологического образования. К сожалению, в настоящее время, на важнейшем, самом первом переходном этапе (дошкольник-младший школьник), звено непрерывной цепи эко-образования оказывается не вполне прочным. Тому есть несколько причин:
- в образовательных системах дошкольного и начального школьного возраста акцент делается на разные виды деятельности - игровую и учебную соответственно. В учебном плане начальной школы при этом доминирует вербальная подача информации и недостаточное использование методов внедрения полученных знаний в практику.

- прослеживается явный недостаток сквозных экологических программ по дошкольному и начальному школьному образованию, основанных на интеграции психофизического, духовно-эстетического и интеллектуально-познавательного направлений развития личности ребенка;
- образовательные пространства начальной школы и детского сада в подавляющем большинстве случаев не пересекаются, личностное преемственное взаимодействие между педагогами отсутствует.
В результате на начальных этапах в целом оказывается недостаточно отлаженным механизм формирования основ экологического мировоззрения, заключающийся в логической цепи "чувство - знание - понимание - убеждение - мировоззрение".
Тем не менее, определенная позитивная деятельность по осуществлению преемственности в экологическом образовании дошкольников и младших школьников возможна и при сложившейся ситуации.
Удачным моментом является расширение сети создаваемых в последние годы комплексов "Детский сад - начальная школа", реализующих принцип непрерывного экологического образования и воспитания. В подобных комплексах проводится работа по внедрению инновационных эколого-образовательных технологий, отрабатываются наиболее эффективные методы организации личностно-ориентированной педагогики в работе с детьми. С внедрением внеурочной деятельности в начальной школе становится возможной организация кружковых и факультативных занятий при четко скоординированной работе всех участников экологизированного педагогического процесса. Это позволяет, не перегружая сетку основных занятий, использовать неограниченно широкий спектр адекватных приемов и методов, расширяющих и углубляющих все сферы развития личности ребенка и, в первую очередь - уровень его экологической культуры.
В дошкольном возрасте для детей характерно преобладание правополушарного типа мышления, когда они знакомятся с окружающим миром через эмоционально-чувственное восприятие всего того, с чем сталкиваются в природе. На этой ступени задача - дать воспитанникам почувствовать мир и восхититься им. Организацию образовательного процесса возможно определенным образом видоизменить: через все виды деятельности дошкольников (экологическую прогулку, музыкальную, изобразительную деятельность, развитие речи и т.д.) проходит общая экологическая тема недели. У младших школьников закрепляются те знания, которые были даны детям на дошкольной ступени и вводятся экологические понятия с постепенным углублением и расширением их содержания.

Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников и младших школьников, а также членов их семей в массовых экологических акциях.

Так в феврале 2014г, когда птицам особенно нужны кормушки, в период сильных морозов и снегопадов, найти корм значительно труднее, чем летом. В нашей школе прошла ежегодная акция « Каждой пичужке по кормушке» в которой приняли участие 1А класс ( кл руководитель Писарева С.С),2 А класс (кл.рук Данилова Г.Д) 3 А класс (кл.рук Булгакова М.П) 7 А класс (руководитель Васенина Е.П.),воспитанники СП МДОУ № 23. Дети совместно с учителями и родителями изготовили кормушки из различных материалов. Это и фанера, и молочные пакеты, коробки из - под сока и пластиковая посуда. Столько фантазий вложили дети, выполняя эту работу! Кормушки были развешены в парке ДК Горького, на территории у школы и вокруг детского сада. В каждую кормушку дети насыпали корм, и птицы тут же посетили эти птичьи столовые. Данное мероприятие детям очень понравилось. Главное, что частичку добра, любви, радости оно посеяло в ребячьи души. Да и ответственность(забота) появилась: каждый день проверять кормушки и подсыпать корм.

Так же весной 2014 года был выполнен социальный проект. На тему « Бросовый материал» т.к. накопление отходов является одной из глобальных проблем человечества, несущей в себе большую угрозу экологической катастрофы планеты. Свалки пластиковых бутылок заполонили улицы нашего города, близлежащие овраги, обочины дорог, лес. С каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут за счёт того, что появляется всё большее количество продуктов, которые упаковывают в пластиковые бутылки. Возник вопрос: « Какое применение можно найти использованным пластиковым бутылкам ?» Учащимися нашей школы - 1-А классом были изготовлены фигуры из пластиковых бутылок. Ребята увлеклись проектом подключив к нему и своих родителей. После защиты проекта на окружной конференции, ребята решили сделать подарок своему детскому саду, украсив этими поделками двор и заодно увлечь, приобщить к хорошему делу и малышей, с которыми провели столько времени в детском саду, показав им мастер -класс по выполнению подобных работ и возможностью подарить новую жизнь тому материалу, который мы считаем уже мусором...

Осенью 2014года так же было проведено познавательно-развлекательное мероприятие "Что такое экология ". Четвероклассники под руководством педагога пригласили к себе в гости воспитанников подготовительной группы детского сада и в игровой интерактивной форме провели занятие. Во время, которого дети познакомились с правилами поведения в природе. В ходе работы на ноутбуках в игровой форме освоили, какой вид транспорта не загрязняет окружающую среду. На всех этапах совместной деятельности школьники 4 класса эффективно и корректно осуществляли контролирующую роль старших детей над младшими.

Итак, системный подход в организации образовательной системы явление необходимое. Так как Экология наука, устремлённая в будущее. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобнее, чем нам! Чтобы в нём сохранилось всё необходимое для жизни людей» И она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего.

А сейчас мне бы хотелось закончить свое выступление небольшим видеороликом.

Спасибо за внимание.



© 2010-2022