- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Использование методов проблемного обучения в начальной школе
Статья Использование методов проблемного обучения в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Логик Н.А. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Горынычу нужна… Он не должен видеть….
Знаю, что она бывает… Это не значит, что посуды вообще …
Надо использовать свойство воды… Значит, можно использовать посуду для… Вывод: (Что сделали дети?) Обобщение: Чтобы решить задачу, нам пришлось разделить условие на две части: «Что я знаю о воде?», «Что делать с посудой?». Обдумывая постепенно каждую часть проблемы, мы пришли к выводу о том, что выводу, что можно воду заморозить в посуде и принести ее в твердом состоянии без посуды. 3.Игра «Вопросы инопланетянина» «Инопланетянин» выбирает любой предмет в классе, сделанный руками человека, и должен поставить как можно больше вопросов, которые мог бы задать, решивши сделать такой же предмет на своей планете. На поставленные им вопросы отвечают ученики класса по командам. Задача инопланетянина постараться задать такой вопрос, который не задал бы землянин. Игра развивает речь, мышление, находчивость. 5.Фрагмент урока русского языка по теме «Обращение» Проверим, услышите ли вы обращения в детских песенках? Если слышите обращение - записывайте его в тетрадь. (Звучат отрывки из детских песен). 1. Антошка, Антошка, Пойдём копать картошку! 2. - Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела? - За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я горьких слёз. 3. - Состоянье у тебя истерическое, Скушай, доченька, яйцо диетическое, Или, может, обратимся к врачу? - Ничего я не хочу. 4. Ложкой снег мешая, ночь идёт большая, Что же ты, глупышка, не спишь? Спят твои соседи, белые медведи, Спи скорей и ты, малыш. (В тетради получается запись: Антошка, Снегурочка, милая, Дед Мороз, доченька, глупышка, малыш). Распределите эти обращения на две группы. - 1-ая группа - имена собственные (Антошка, Снегурочка, Дед Мороз), - 2-ая группа - имена нарицательные (милая, доченька, глупышка, малыш); - 1-ая группа - обращения с уменьшительно-ласкательным значением (Антошка, Снегурочка, доченька, глупышка), -2-ая группа - без уменьшительно-ласкательного значения (Дед Мороз, малыш, милая); - 1-ая группа - существительное мужского рода (Антошка, Дед Мороз, малыш); 2-ая группа - существительные женского рода (Снегурочка, милая, доченька, глупышка). - Но ведь в песне медведица обращалась со словом «глупышка» к медвежонку Умке, а Умка - мальчик, значит, глупышка - имя существительное мужского рода. - Давайте поиграем. Если я называю существительное женского рода - встают девочки, а если мужского рода - встают мальчики. - Драчун, драчунья, крикунья, крикун, болтун, плакса, умница, молодец. - Оказывается, в русском языке есть существительные общего рода. 6. Фрагмент урока русского языка по теме «Части речи» Что вы можете сказать о глаголах, записанных на доске? Бегать, перебегу, забежал, выбегать, бег, сбежали, отбегать. - Эти глаголы - родственные, потому что они все по смыслу связаны с бегом. - У них одинаковый корень -бе-. - Нет, у них корень не -бе-, а -бег- или -беж-, происходит чередование. - Мне кажется, что бег - это не глагол. - Глагол! Ведь бег - это действие. Смотри (вскакивает, показывает)! - Но отвечает он на вопрос что? а не что делает? - Ребята, а как вы думаете? (Да, на доске «ловушка». Бег - это имя существительное, а не глагол.) Ответ найден. Путь к ответу был успешно пройден благодаря тому, что каждый ученик продвигал решение дальше, опираясь на сказанное предыдущим. Выслушав всех, не приходится добавлять готовых ответов, правил. Общими усилиями приходим к правильным выводам. Говорят все: и слабые, и сильные ученики - и не только говорят, но и слушают товарища. 7.Фрагмент урока математики (2 класс): -Замените сложение умножением в следующих выражениях: 3+3+3+3= 21+21+21= 7+7+7+7+7+7= 5+5= 4+4+8+4+4= Ученики: 3+3+3+3=3 ∙ 4 21+21+21=21 ∙ 3 7+7+7+7+7+7=7 ∙ 6 5+5=5 ∙ 2 4+4+8+4+4= - Последнее выражение нельзя заменить произведением, потому что там слагаемые разные. Весь класс уверенно соглашается с этим мнением. Настаивает на своей правоте. Видя, что учитель не спешит соглашаться, некоторые ребята задумываются… и делают сразу три открытия! 4+4+8+4+4=4 ∙ 4+8 4+4+8+4+4=8 ∙ 3, потому что 4+4=8, и ещё раз 4+4=8, значит взяли три раза по 8. 4+4+8+4+4=4 ∙ 6, можно заменить 8 суммой чисел 4+4. Таким образом, проблемная ситуация, разрешая которую, ученики строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения.- М.: Знание, 1999.- С.6-78.
- Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. - Калининград: Издательство КГУ,1998.-90с.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Академия, 2001.- 80 с.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -М. :Педагогическое общество России,2001.-224с.
- Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. М.:АРКТИ, 2004.-216с.
- Лайло В.В. Повышкение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя.-3-е-изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2001.-96с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.-с.323
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М., 1977.-123с.
- Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: учебное пособие. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.-176с.
- Петрова Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова. Практика образования. - 2010. - № 1. - С. 2 - 5.