Урок окружающего мира с презентацией «Хуже Грозного царя только междуцарствие. Смутное время»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Талаканская средняя общеобразовательная школа №6»

Бурейского района Амурской области

Конспект урока окружающего мира

в 3 классе

«Хуже Грозного царя только междуцарствие.

Смутное время».

УМК: «Школа 2100»

подготовила

учитель начальных классов

Евсейцева Светлана Геннадьевна

Талакан, 2012.


Урок окружающего мира по учебнику А. А. Вахрушева «Моё Отечество» 3 класс.
Тема: «Хуже Грозного царя только междуцарствие. Смутное время». Цель урока: познакомить учащихся с обстановкой Смуты в 17 веке, выявить причины беспорядков в Московском государстве;

Задачи урока: I. Образовательные: - повторить изученный ранее материал по истории России (деятельность князей, монголо-татарское иго); - ввести в лексикон детей термины: Смута, ополчение, самозванцы, интервенция; - дать представление об исторических личностях в истории России начала XVIIвека: Борис Годунов, Лжедмитрий, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Романов и др.; - дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского. II. Развивающие - развивать навык работы с различными видами тестов; - развивать внимание, мышление, память, воображение. III. Воспитательные: - воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину и ее жителей. - воспитывать интерес и любовь к изучаемому предмету - истории. Оборудование: Мультимедийная презентация, учебник окружающего мира для 3 класса «Моё Отечество», рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество».
Ход урока:

  1. Актуализация знаний.
-Что такое государство? (Организация общества в какой-либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, армия, служба порядка). - Как стали называть правителя Московско государства в 16 веке? (Царь, его помощники бояре). - Кто стал первым царём? (Иван Грозный) - Вспомните, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве? (Проверка домашнего задания в тетради с. 22 №3) 2. Постановка проблемы. Откройте с. 62 учебника. Прочитайте название темы. -Как вы понимаете слово «междуцарствие»? (Предположения детей). -Посмотрите на фотографию памятника. Кому поставлен? (Гражданину Минину и князю Пожарскому). -Купола какого собора видите вдалеке? (Собора Василия Блаженного). О чём это говорит, в каком месте Москвы находится памятник? ( Значит памятник стоит на Красной площади). -Прочитаем разговор папы с Илюшей и Анютой. - Кому обычно ставят памятники? (Правителям, писателям, художникам и т.д.) -Какое возникает противоречие? (Минин и Пожарский не были правителями, они были обычные люди, но о них помнят и даже поставили памятник на главной площади страны). Проблемный вопрос: - Почему обычным людям благодарна вся Россия? (Дети могут предположить, что эти люди отличились на войне, или совершили героические поступки в мирное время).
3. Поиск решения проблемы. 1. Период междуцарствия в стране. Нарушение порядка. Чтение текста учебника с.62-63 (до иллюстрации). Составление плана статьи учебника. 1. Царём стал боярин Борис Годунов. (Слайды 2-4). 2. Голодные бунты крестьян и горожан против властей. (Слайд 5). 3. Лжедмитрий I. Смутное время. (Слайды 6-8). 4. Вступление польского войска в Москву. -Что в первую очередь необходимо было сделать, чтобы спасти государство от гибели? (Предположения детей.) Вспомните события 13-14 веков, почему Русь оказалась под игом Золотой Орды? (Государство было раздробленным, не было единства среди князей). -Когда Русь смогла избавиться от ига? (Когда князья объединили силы и стали бороться с общим врагом). - Вспомни имена великих полководцев, которые во времена Древней Руси и Московского государства объединяли вокруг себя народ для защиты страны. (Александр Невский, Д. Донской)
2.Восстановление порядка в стране. Чтение текста учебника на с.63-64. Составление плана. 1. Создание народного ополчения К.Мининым и Д. Пожарским. (Слайды 10-13) 2. Освобождение Москвы от поляков в 1612 году. 3. Избрание Земским собором нового царя Михаила Романова. (Слайд 14). - Рассматривая иллюстрации к уроку, вы уже обратили внимание на то, что после изгнания захватчиков из Москвы произошло венчание на царство Михаила Романова. -Найдите в тексте, кто избирал нового царя? - Все ли группы населения участвовали в избрании царя? (Да.) - Можно ли сказать, что он занял престол «по закону»? (Да.)
4. Выражение решения проблемы. - Какой же ответ вы можете дать на проблемный вопрос нашего урока? - Почему Минин и Пожарский стали народными героями? Вывод: Минин и Пожарский смогли объединить народ в трудное смутное время для государства и поднять его на защиту своего Отечества . Их помнят благодарные потомки и спустя много лет после событий 1612 года воздвигли памятник. В память о тех исторических событиях в современной России существует государственный праздник «День народного единства». (Слайд 15).
5. Применение нового знания. - Как вы думаете, из-за чего в стране могут наступить «смутные времена»? Работа в тетради: с. 25 №1 - самостоятельно вставить в текст пропущенные слова. Взаимопроверка. с. 25 №2 - установить последовательность событий. Проверить, собрав несколько тетрадей.
6. Итог урока. -Если при выполнении задания в тетради вы испытывали трудности, поставьте на полях рядом с заданием вопросительный знак. -Если вам всё было понятно, поставьте восклицательный знак. - Что на уроке вам было интересным?
7. Домашнее задание. 1. Выполнить задание 4 в рабочей тетради на с. 26. 2. Составьте кроссворд по темам «Москва Златоглавая», «Хуже Грозного царя только междуцарствие. Смутное время».

Используемая литература
1. А.А. Вахрушев. Окружающий мир 3 класс («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть2. - М.: Баласс, 2011.
2. А.А. Вахрушев и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. - М.: Баласс,2011г.
3. Казимир Валишевский. Смутное время. - СП «Квадрат» Москва, 1993.

© 2010-2022