Конспект

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
КонспектКонспектКонспектКонспектКонспектКонспектКонспектКонспектКонспектМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ Тюменский государственный университет (филиал в г. Ишиме)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 1 классе

Образовательная система «Школа 2100»

Предмет: Методика обучения русскому языку и литературному чтению (обучение грамоте)

Учебник: «Букварь», авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

Тема урока: звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф.
Преподаватель:

к.п.н., доцент Колесникова Татьяна Михайловна

Выполнила: студентка 3 курса 322 группы очного курса обучения

Байгиреева Жаннета






Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цели урока: создать условия для знакомства с новыми звуками [ф] [ф'] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение. Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу. Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Формирование УУД: умение обобщать и конкретизировать при построении ответа на вопрос, четко и правильно выражать свои мысли, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, умение следовать инструкции учителя при выполнении задания, работать с различными источниками информации: учебником, наглядными пособиями, использовать ленту букв, дополнять ответ одноклассника, работать в группе, в паре. Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Оборудование: рисунок фокусника, предметные картинки, карточки со словами (нос, голова и т.д.), таблица со слогами (названия цветов), таблица «Звуки речи», «звуковички» не раскрашенные, карточки для вычеркивания букв (18 шт.), шнурки, алфавиты, сигнальные карточки, билеты в цирк с написанными буквами, таблица с буквами Ф, ф; таблица со слогами и словами с буквой ф, магнитные буквы, 2 звуковые схемы слов.
Ход урока.

  1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
  1. Актуализация знаний, постановка проблемы. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
    1. Игра «Доскажи словечко»
    Каждая группа приготовила по 2 вопроса другой группе.

























    2.Постановкапроблемы. - Назовите звук, который является парным звуком для согласного (в) и охарактеризуйте его. - Наша речь состоит ….(из предложений). - Звуки бывают … (гласные и согласные). - При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука). - Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда (твердые). - Звуки [й'], [ч'], [щ']-всегда (мягкие). - Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).
    Затруднение. Попытка найти ответ Коммуникативные. Самоопределение
  2. Мобилизующий этап.
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь, о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
шляпа голова кудри брюки улыбка карты нос руки плащ тапочки волшебная палочка чудо - Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок? (Показываю картинку с изображением фокусника). - А теперь? Как его можно по-другому назвать? - Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

На доске поочередно появляются карточки со словами, ученики их читают. По данным словам пытаются догадаться, о ком идет речь.


















- Маг, чародей, иллюзионист, волшебник. - Фокусника можно встретить в цирке, в театре и т.д. Он показывает разные фокусы . Универсальные логические действия. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву, и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания. - Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник. (Выставляю предметные картинки): картофель флаг фламинго телефон графин дельфин фен жирафы фазаны фиалки
- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока. - Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? - Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока. Познакомиться с ….. Учиться отличать …. Учиться читать ….. Научится писать….























- О звуках [ф], [ф'].






- Познакомиться с новым звуком и новой буквой. - Учиться отличать от других звуков и букв. - Учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. - Научиться писать новую букву. Коммуникативные УУД. Поиск информации.

V. Открытие нового знания. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Групповая работа (исследование звуков) 1 группа и 3 группа. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (флаг, фламинго, телефон, фазаны). 2 группа и 4 группа. - Исследуйте картинки (фея, финиш, фен), выделите первый звук, охарактеризуйте его. 2.- Поделитесь своими открытиями.











3. Давайте «оденем звуковичка». Вспомните все, что говорили ребята.


Проверка. - Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?



Вывод.


4. Посмотрите внимательно на картинки, которые принес фокусник. На какие группы их можно разделить?

- Докажите, что дельфин, фламинго, жираф, фазаны одушевленные предметы.
- На какие группы их ещё можно разделить?

5.- Наш фокусник что-то заскучал. Попробуем его угостить чем-то вкусненьким. Он любит есть только те вкусные продукты, в которых есть звуки[ф], [ф'].Придумайте «вкусные» слова с новыми звуками, они могут стоять и в начале слова, и в середине, и в конце. -- А я хочу угостить нашего гостя мороженым. Можно ему его съесть? Почему?





Рассматривают картинки, выделяют первый звук, дают ему характеристику.


Исследуют слова со звуком [ф'] и дают ему характеристику.



1 группа называет слова, выделяет первый звук. 2 группа дает характеристику. - Звук [ф] - согласный, парный глухой, твердый. Аналогично 2 и 4 группы со звуком [ф'].- Звук [ф'] - согласный, глухой, мягкий.
Работают со «звуковичками». Один учащийся у доски выбирает из предложенных «звуковичков» нужного.
Тапочки раскрасили в синий и зеленый цвет, потому что звук может быть твердым и мягким, нарисовали шляпу, потому что звук глухой. - Звук согласный, парный, глухой, может быть твердым [ф] и мягким [ф'].


- Одушевленные (дельфин, фламинго, жираф, фазаны). - Неодушевленные - все остальные. - Эти слова отвечают на вопрос кто? А остальные - на вопрос что?

- Предметы, которые стоят в единственном числе и во множественном числе.












- Финики, вафли, фисташки, кефир, конфеты, зефир, фрукты. - Нет, потому что нет звука [ф].

Коммуникативные УУД. Поиск информации. Простейший логический анализ.





Коммуникативные. Универсальные логические действия. Обнаружение особенностей звуков.
VI. Знакомство с новой буквой. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД 1. Упражнения на узнавание буквы. - Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться? Работа в группах. 1и 3 группа получает билеты в цирк. На них написано несколько букв («афиша»)- слово рассыпалось. - Соберите слово. Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф']. Обведите ее. 2 и 4 группа находит в «Прописях» образец буквы, анализирует элементы, объясняет написание.
- Давайте на алфавите найдем эту букву. Назовите её соседей. - Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф). - На что она похожа? - Для чего нужна заглавная буква Ф?





- Какое имя может быть у нашего фокусника? - Послушайте стихотворения про букву Ф. Филин - два огромных глаза - Букву Ф напомнит сразу, Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. Физминутка. Федя ходит Руки в боки. Видно, выучил уроки. - Давайте встанем и изобразим эту букву.
2. Упражнение на концентрацию внимания. - Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. - Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача - найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали. УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ Взаимопроверка. - Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными. - Сколько раз она встретилась?
4. ФИЗМИНУТКА. - Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки [в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий - глухой». - Если в слове есть звуки [ф], [ф'], то хлопаем, если нет - приседаем. Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.


- Надо познакомиться с новой буквой. - Получилось слово «афиша», в нем встретилась новая буква, она называется буква «эф».
1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах. Называют её соседей.
Предположения детей. - Чтобы писать имена, фамилии, названия городов, рек, улиц. - Федя, Фома, Филипп, Филька.



Заучивание наизусть, выполнение движений.






Индивидуальная работа на листочках, подсчет букв.





Проверяют друг у друга.

- 5раз. Простейший логический анализ. Коммуникативные. Универсальные логические действия. Обнаружение особенностей буквы. Универсальные логические действия. Подведение под понятие: формирование понятия «буква - знак для звука» посредством сопоставления разных обозначений звуков. VII. Чтение слогов и слов с новой буквой. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Давайте порадуем фокусника своим чтением.(стр. 142) 1. Каждая группа читает слоги, в которых встречается буква ф, находит слоги, соответствующие своей схеме.











  1. Чтение слов.
Каждая группа читает свой столбик слов и выполняет своё задание.



















- А теперь 2, 3 и 4 группы работают со словами ниже.

3. Чтение текста.














4.Физминутка. - Фокусник предлагает отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.









5. Чтение предложения.

6. Вопросы на понимание. - Найдите на нашей лесной полянке то, что можно отнести к флоре и то, что можно отнести к фауне. - Сколько красивых цветов на этой волшебной поляне! А какие это цветы, мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на цветах, составьте слова. 5. Игра в превращения слов. - Хотите стать на минутку фокусниками? - Попробуйте слово фантик превратить в то, что носят девочки. - Молодцы, первые фокусы вам удались.
1группа читает и находит слоги, соответствующие схеме
2группа читает и находит слоги, соответствующие схеме
3 группа читает и находит слоги, соответствующие схеме
4 группа читает и находит слоги, соответствующие схеме


1группа читает первый столбик слов, делит слова на слоги, находит в толковом словаре значение непонятных слов (фауна, фуфайка). 2 группа читает 2 столбик слов, находит лишнее слово, зачитывают слова, в которых [ф']. 3 группа читает 3 столбик слов, находит лишнее слово, зачитывает слово, в котором звуков больше, чем букв. 4 группа читает 4 столбик слов, находит лишнее слово, значение непонятных слов находят в толковом словаре. Дети читают слова, поясняют их лексическое значение.
1группа читает текст на стр.143 и кратко рассказывает другим группам, о чем этот текст.


Дети закрывают глаза, нараспев, раскачиваясь, произносят волшебные слова. Ой, ты, вольный ветерок,
Мчись скорее на восток,
В дальний лес лети, лети,
Нас с собою захвати! Дети читают сначала про себя, а потом вслух Находят на слайде нужные изображения.


Дети составляют слова: фиалки, флоксы, фикусы, шафран.


Дети меняют первую букву и получают слово «бантик» Коммуникативные. Поиск и выделение необходимой информации: работа над значениями слов.






































Коммуникативные. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с целью поиска нужных строчек.
















Поиск и выделение необходимой информации.


VIII. Итог урока,рефлексия. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД - Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет). 1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему? 2. Звук [ф] - глухой. 3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. 4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук. 5. В слове фуфайка только одна буква «ф». - С какой буквой познакомились? - Какие звуки она обозначает? - Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания. - Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? - Если вам урок понравился и вы считаете, что работали хорошо, то поднимите зеленую карточку, а если недостаточно хорошо работали и не все получалось, то красную карточку. Работа детей с сигнальными карточками.

© 2010-2022