Разработка урока Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей философии планетарного гуманизма городского округа Самара










Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского

и женского рода с основой на шипящий звук






Работу выполнила: Краснова Светлана Александровна,

учитель начальных классов









Самара, 2015 г.

УМК: Перспективная начальная школа

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Тип урока: Урок открытия новых знаний


Цель: познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих.

Задачи:

  • образовательная: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода имен существительных после букв шипящих;
учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; учить дифференцировать слова с основой на шипящий по родам;
  • развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости.
  • воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения, взаимоуважения, умению работать коллективно и индивидуально.

Планируемые результаты (предметные): научатся определять наличие орфограммы и применять новое орфографическое правило: правописание ь после шипящих в именах существительных (в начальной форме);

Самостоятельно находить информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные результаты:

регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

планируют свои действия для решения языковых задач;

действуют по намеченному плану;

выполняют действия контроля и самоконтроля по ходу деятельности и после ее завершения;

осуществляют оценку правильности выполнения действия; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного процесса; устанавливают причинно-следственные связи, умозаключения, выводы, обобщения; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование других точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Дидактический материал: предметные картинки для каждого ученика, карточки с буквами шипящих, карточка со словом речь, учебник Каленчук М.Л. Русский язык [Текст]: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. /М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - Ч.2., карточки для выполнения творческого задания, желтые полоски бумаги.

Ход урока



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, упражнения и задания



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Универсальные учебные действия Органи-зацион-ный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Проверяют порядок на рабочем месте.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Актуализация знаний

Рассмотрение предметных картинок. Постановка проблемной задачи. Решение проблемной задачи. Повторение материала. Работа по словарю «Пиши правильно».



Выбор слов.

Выявление «лишнего» слова.

Составление нового слова.

- Рассмотрите предметные картинки, которые лежат у вас на партах.

(На партах у учеников лежат предметные картинки, на которых изображены карандаш, мышь, мяч, еж, плащ, печь, ландыш, нож)

- Что на них изображено?

- Что объединяет эти слова?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Что еще знаете про имена существительные?

- Назовите буквы, которые обозначают шипящие звуки. (На доске появляются карточки с изображением этих букв)

- Дайте характеристику звукам, которые эти буквы обозначают.

- Откройте словарик «Пиши правильно» и найдите слова, которые оканчиваются на шипящий звук.

- Запишите слова в тетрадь, объясняя орфограмму.

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске: широкое раздолье, стройная ель, веселое чириканье.

- Назовите только имена существительные. (Раздолье, ель, чириканье)

- Подумайте, что в них общего? (Во всех словах есть буква ь)

- Найдите среди этих слов слово лишнее.

- Объясните, почему так считаете?

- Какую роль выполняет мягкий знак в словах?

- Посмотрите на первые буквы каждого слова, прочитайте, что у вас получится?

Рассматривают картинки, говорят, что на них изображено. Высказывают свои предположения. (Это слова названия - предметов, являются именами существительными; эти слова оканчиваются на шипящий звук)

Дают определение имени существительному.

Аргументируют свои ответы.

Дают характеристику шипящим звукам, которые обозначают буквы ж, ш, ч, щ.

По словарю «Пиши правильно» находят слова, которые оканчиваются на шипящий звук и записывают в тетрадь, комментируют написание.

Читают словосочетания, наблюдают, анализируют, находят имена существительные.

Высказывают свое мнение

Находят лишнее слово (ель).

Дают объяснение.

Говорят о той роли, которую выполняет мягкий знак в словах (ь - показатель мягкости, ь - разделительный)

Получают новое слово - речь

Личностные: проявляют положительную мотивацию и познавательный интерес к учебному материалу; проявляют активность в ходе повторения материала.

Коммуникативные

участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задачи.

Познавательные:

ориентируются в учебной книге.

Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные:

осознают ответственность за произнесенное слово.

Регулятивные:

самостоятельно формулируют задачи урока после предварительного совместно с учителем обсуждения.

Познавательные:

Устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные

высказывают свое мнение по обсуждаемому вопросу.

Познавательные:

находят в словаре необходимую информацию, используют ее для решения практических задач.

Читают язык условных обозначений.

Личностные:

осознают свои возможности в работе над материалом.

Регулятивные:

осознают то, что уже усвоено и то, что еще предстоит усвоить.

Личностные:

проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные

в рамках коммуникации как сотрудничества работают в группе, распределяют работу между собой и другими участниками команды.

Участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении проблемы.

Регулятивные:

определяют план выполнения задания.

Регулятивные:

оценивают свою собственную успешность в выполнении задания.

Познавательные:

выбирают наиболее подходящий способ решения задачи, структурируют информацию в нужной форме.

Личностные:

осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коммуникативные

участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задач.

Регулятивные:

осознают, что усвоено, а что еще предстоит усвоить, а также качество и уровень усвоения.

Коммуникативные

могут осуществлять продуктивное взаимодействие со взрослыми и одноклассниками, умеют выражать свои мысли.

Регулятивные:

в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Поста-новка целей и задач урока

Сообщение темы. Определение целей и задач урока.

- Посмотрите, как пишется слово речь. (На доске появляется карточка)

- Какую роль играет мягкий знак в этом слове?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Наблюдают, высказывают свои предположения.

Формулируют свои ответы.

Работа над новым материа-лом















Работа со словами.



Работа по учебнику с.152-153.

Работа по Обратному словарю.









Работа в группах.

Составление алгоритма рассуждения.

(На доске записаны слова в два столбика

речь ключ

вещь камыш

дрожь плащ

мышь багаж)

- Сравните слова первого столбика. Что у них общего?

- Сравните слова второго столбика. Что у них общего?

- Как вы думаете, какую функцию выполняет ь в словах первого столбика?

- Откройте Обратный словарь на букву -ч.

- Есть ли среди слов-названий предметов, основа которых оканчивается на -ч, слова женского рода? - А есть слова среднего рода?

- Какого рода все эти слова?

- Выпишите пять любых слов.

- Откройте Обратный словарь на букву -ь.

- Найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на -чь.

- Выпишите пять любых слов.

- Какие слова вы выписали?

-Какого рода все эти слова?

- Какой вывод можете сделать о написании слов-названий предметов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -ч или -чь?

- Откройте Обратный словарь на букву -ш.

- Предположите, какого рода будут все слова-названия предметов, основа которых оканчивается на -ш.

- Выпишите пять любых слов.

- Какие слова вы выписали?

- Какой вывод можете сделать о написании слов-названий предметов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -ч или -чь?

- Можете ли, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа которых оканчивается на -ж и -жь, -щ и -щь?

-Проверьте правильность своих выводов по Обратному словарю. Мальчики проверяет слова с основой на -ж и -жь, девочки - -щ и -щь.

- Какой вывод можете сделать?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы сделать правильный выбор в написании ь в словах-названиях предметов после букв шипящих?

При совместной работе на доске появляется алгоритм рассуждения.

  1. Прочитать слово.

  2. Определить часть речи:

если слово - имя существительное, то

определить, какой звук слышится на конце слова:

если звук - шипящий, надо определить род имени существительного.

3. Сделать выбор:

если слово м.р., то ь - не пишу;

если слово ж.р., то ь - пишу.

4. Записать слово согласно рассуждению.

Наблюдают, анализируют, находят сходство, делают заключение.

Высказывают свои предположения.

Работают по Обратному словарю.

Осуществляют выбор слов. Записывают слова в тетрадь. Наблюдают за постановкой ь на конце слов с основой на -ч, -чь.

Читают слова, которые записали в тетрадь.

Делают умозаключение о написании ь в именах существительных с основой на шипящий -чь .

Работают по Обратному словарю.

Высказывают свои предположения.

Осуществляют выбор слов. Записывают слова в тетрадь.

Читают слова, которые записали в тетрадь.

Делают вывод о работе ь в словах-названиях предметов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -ч или -чь .

Высказывают свои предположения о работе ь в словах-названиях предметов, основа которых оканчивается на -ж и -жь, -щ и -щь.

Сравнивают слова, анализируют.

Формулируют вывод о написании ь в словах-названиях предметов после букв шипящих.

Составляют алгоритм рассуждения:

Физми-нутка

Упражнение на повышение уровня двигательной активности.

Читает слова: вещь, кирпич, шалаш, мышь, калач, печь, ковш, мелочь, багаж, дочь, ландыш, грач, плащ, тишь.

Если слово-название предмета м.р. - топаем, если слово-название предмета ж.р - хлопаем.

Выполняют действия согласно заданию физминутки.

Первич-ное закрепление

Работа с предметными картинками.

Словарно-логическое упражнение

Самостоятель-ная работа. Взаимопровер-ка.





Работа в группах. Творческое задание

- Посмотрите еще раз на предметные картинки. Теперь вы можете объяснить правильное написание слов.

- Запишите в тетрадь слова, пользуясь алгоритмом рассуждения.

- Замените фразу одним словом, самостоятельно запишите слова. Если затрудняетесь в правильном написании слова, оставьте «окошечко».

Суп со свеклой и другими овощами.

Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике.

Человек, который играет на скрипке.

Помещение, где стоят автомобили.

Сооружение для отопления избы и приготовления пищи, на котором путешествовал Емеля.

Середина ночи.

- Выполните графическую работу.

- Проверьте свою работу.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

- Поднимите руку, кто справился с работой без ошибок.

- Что вам помогло?

- Кто допустил ошибку, но при проверке нашел ее?

- Кому помог обнаружить ошибку товарищ при взаимопроверке?

- Написание каких слов вызвало затруднение?

- Поработаем в группах.

- Составьте небольшие рифмовки с данными словами:

а) ………..циркач. в) ………...стриж.

………..силач. ………...чиж.

б) ……….багаж. г) …………луч.

……….экипаж. …………ключ.

-Прочитайте, что у вас получилось.

Планируют свои действия и осуществляют их при записи слов. Записывают слова в тетрадь, объясняя их написание по составленному алгоритму.

Самостоятельно записывают слова в тетрадь (Борщ, брошь, скрипач, гараж, печь, полночь)



Выполняют графическую работу.

Осуществляют контроль и взаимопроверку в парах.



Работают в группах, составляют рифмовки.

Зачитывают результат работы.

Итог урока, домаш- нее задание

Обобщение по теме урока. Задание по выбору

- Что нового узнали на уроке? С каким познакомились правилом?

- Предлагаю вам задание по выбору.

Вы можете выполнить упражнение 120 из учебника на с.154, в котором необходимо записать слова правильно, либо выполнить задание по карточкам, в которых необходимо списать несколько предложений, вставив пропущенные буквы в слова на изученное правило

Формулируют результаты своей работы на уроке. Записывают задание в дневник.

Рефлек-сия

Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения.

- Что удалось сегодня на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Какие трудности испытывали на уроке?

- Что не получилось?

- На что следует обратить внимание, над чем поработать?

- На партах у вас лежат желтые полоски. Скажите, на что они похожи? (Лучи солнца)

- Предлагаю вам взять свой лучик солнышка и прикрепить его к доске. Только сделайте свой выбор: задания на уроке были интересными, все удалось, во всем разобрались - прикрепим самые длинные лучики, если иногда испытывали трудности, работа не совсем понравилась - средние лучики, если было трудно, в теме не разобрались - самые короткие лучики.

- Посмотрите, как засияло наше солнышко.

Оценивают свою работу на уроке.



Прикрепляют к доске «лучики солнышка»

14


© 2010-2022