• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»

Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»Министерство образования и науки Республики Казахстан

Р-н М. Жумабаева

Надеждинская средняя школа













Конспект урока для начальных классов «Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»

Учитель начальных классов:

Рябова Тамара Анатольевна



Надеждинская сш -2013

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения

быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

В начальной школе много времени уделяется работе со словарными словами. Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается. При работе над словарём очень важно развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредствам упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

I.Комплексное изучение нового слова

  1. Карточка

  2. Иллюстрация (работа по развитию речи)

  3. Значение слова

Погода - это состояние атмосферы (ясность, облачность, температура воздуха, влажность и т.д), в данном рассматриваемом месте в определённый момент или за ограниченный момент времени(сутки, месяц).

  1. Однокоренные слова (погода, погодка, погодушка, погодные, погожий - хороший в отношении погоды).

  2. Сочетаемость слов

- хорошая, чудесная, прекрасная, плохая, солнечная, ясная, дождливая, сухая и т.д ;

-прогноз погоды, сообщение о погоде;

- погода изменилась, переменилась, ухудшается, улучшается, установилась, стоит, держится, сохраняется, ожидается;

-погодные условия, наблюдать за погодой, календарь погоды, погода в доме (отношения в семье).

6. Выдержки из произведений

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе… А. Пушкин

  1. Загадки, пословицы, поговорки, приметы

*Погода такая, что хороший хозяин собаку со двора не выгонит.

*Посеешь погоду, больше приплоду.

*Кошка стену дерёт к непогоде.

8. Когда так говорят (фразеологизмы)

*Ждать у моря погоды (находиться в ожидании чего-либо неопределённого)

*Делать погоду (иметь решающее значение для чего либо)



  1. Знаете ли вы?

Нашу погоду в течение дня определяет солнце, воздух и вода.

Солнце даёт нам тепло, ветер образуется от перемещения воздуха, а вода, образуя облака, дарит нам дождь и снег.


  1. Грамматический разбор слова …

Фонетический разбор

Морфологический разбор

Разбор по составу



  1. Происхождение слова (этимологический словарь)

Первоначальное значение слова ПОГОДА было хорошее время «ведро», недаром непогодой мы называем НЕНАСТЬЕ. Слово погода образовалось с помощью суффикса ПО от ГОД

  1. Погода - праздник

  2. Карточки задания для индивидуальной работы с учащимися

  • На улице стоит ненастная погода

- Прочитай предложение, выпиши словосочетания с вопросами, укажи части речи.

Изучая слова с непроверяемым написанием, запоминание быстро, почти с первого урока и не требует длительных тренировок, в том случае если изучение их происходит как СЛОВ ПОНЯТИЙ, которыми пользуется человек в жизни. Различные виды упражнений письменных работ не должны быть отвлечены от жизни, это лишает их смысла, одно дело списывание из учебника упражнений, выполняя грамматические задания и другое дело «живые» задания, когда слово является необходимостью при написании письма, ведению записей, составление сценария.

Учитель может напоминать целый год ученикам, что слово ПАЛЬТО пишется через А , что оно не склоняемое, результат будет безуспешным, а можно за один урок всё запомнить, но для этого надо на один урок превратиться в модельера( на уроках труда), в начале рассмотреть вырезки из журналов мод, почитать что модно носить в этом сезоне, придумать и зарисовать новые модели пальто (на уроках рисования), подобрать к ним шапку, варежки, платок и дать описание для журнала. Попробовать рекламировать свою модель. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, которую можно будет сделать на уроке (или дома, как творческое задание). Проколем в листочках дырочки, завяжем бантик и журнал готов.

Каждый учитель знает, что в слове УЖИН долго приходиться исправлять Е на И , а ведь это слово волшебное. За ужином собирается вся семья. Предлагается детям подумать, как сделать так, чтобы ужин стал минуткой приятного общения, как накрыть стол, чтобы вызвать улыбку всех членов семьи. Красивые салфетки, посуда, цветы и через 3 мин стол готов…

Изучая слова: ЗАВТРАК, ОБЕД, УЖИН ученики не только повторяют правило поведения за столом, практически усваивают, как правильно сервировать стол, как правильно употреблять глагол н.ф. закрепляется правописание НЕ с глаголом.

Такое усвоение понятий не занимает много времени, а наоборот играет на тему урока.

Так при знакомстве со словами ПОРТРЕТ, КАРТИНА, АКВАРЕЛЬ (на уроках литературного чтения) дети могут рассмотреть репродукцию известного художника портретиста. Могут дать описание внешности изображаемого персонажа, способа изображения и т.д. В художественном тексте нашли описание персонажа. Это даёт возможность к раскрытию понятия не только как изображение определённого человека или группы людей в живописи, скульптуре, но и как описание внешности в литературе. Этот вид работы сопровождается составлением предложений, записью их с использованием нового слова, подбором к слову определений и т.д.

Слова: ШОФЁР, ШОССЕ, АВТОМОБИЛЬ, ТРАМВАЙ, ДОРОГА изучаются одновременно. Выполняется такая работа в виде написания небольших сценариев для инсценировки. Затем обсуждается и делается вправка. Для декорации, понадобиться и машина и дорога и т.д. которые дети рисуют на уроках рисования и труда. Слова необходимы в устной и письменной речи и закрепление их основывается на интересной работе.

При изучении слов с/х тематики АГРОНОМ, ДЕРЕВНЯ, КОМБАЙН, ТРАКТОР, ОВЁС, ПШЕНИЦА, КАРТОФЕЛЬ понадобятся следующие приёмы усвоения. Во внеурочное время наблюдать, как из пшеницы получают хлеб, на уроках познания выращивание рассады, ставятся опыты, узнают историю появления картофеля во времена Петра I. С опорой на знания учащихся вспомнить, как посадить картофель. Все выводы, рисунки дети заносят в специальные тетради.

Слова с общей для всех частью: ФОН - МАГНИТОФОН, ПАТИФОН, ТЕЛЕФОН - эти слова служат для передачи звука. На уроке создаём ряд ситуаций, когда необходимо воспользоваться телефоном и это целая наука. Совсем непросто лаконично, чётко, быстро, сообщить необходимую информацию сделать вызов пожарной, скорой помощи, милиции, ещё сложнее позвонить маме, поговорить по телефону с незнакомым человеком. Вместе со всем этим дети усваивают культуру общения по телефону в процессе записи основных правил, запоминают и правильное написание слов.

Чаще на уроке в работе несколько слов с непроверяемым написанием. Предположим, нужно отработать правописание слов ПУТЕШЕСТВИЕ, ШОФЁР, АВТОМОБИЛЬ, ВОСЕМЬ, ДВАДЦАТЬ, ДВЕНАДЦАТЬ, ВОКЗАЛ, БИЛЕТ и др. Урок строиться как путешествие.

«В этот чудесный зимний день, если вам конечно не лень, мы отправляемся в далёкое путешествие…» Как правильно написать последнее слово? Сверяемся в словаре, определяем его род, выделяем окончание.

Продолжение игры в которой картинки, цифры, ребусы дети заменяют словами и записывают (орфографическая тетрадь для словарной работы)

«Мы сядем к шофёру (рис автомобиля) и ровно в восемь часов отправимся на вокзал. Отправление в двадцать часов двенадцать минут Поезд опаздывает на одиннадцать минут. Мы ещё успеем купить (обед, билет, букет). Всё что нужно на обед сложим мы сейчас в пакет (рулет, паштет, винегрет, штук пять конфет…) Потом садимся в вагон, машем всем ДО СВИДАНИЯ, поём песенку весёлых путешественников, пишем письмо домой о нашем путешествии.» Все эти слова употребляем с прилагательными, склоняем их, определяем состав слов, выполняем комплексное изучение новых слов.

Можно привести разные примеры работы со словарными словами на

уроке. И учителя не должны останавливаться на тех упражнениях, которые

приведены здесь в качестве примеров. Это благодатная почва для поиска и творческой фантазии учителя. На основе личного опыта использования разнообразных форм, методов, средств обучения в работе над трудными словами активизируется мысленная деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемой гласной, с

которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Литература:

1. Журнал «Начальная школа» №3 2001 г. с.9-16.

2. Республиканский журнал для учителей, учеников и родителей «Средняя школа СК» №8 август 2007 с.17-18; №2 февраль 2008 с.13

3.ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Тетрадь предназначена для работы над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в 3 классе

6


© 2010-2022