- Преподавателю
- Начальные классы
- «Жизнь растений осенью»
«Жизнь растений осенью»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тищенко О.В. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира по теме: Жизнь растений осенью. Учитель: Тищенко О.В. | |||
Дата 23.10.2013 | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент
| Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку. Звонок прозвенел - отвечай поскорей, | Приготовить подставки, пенал, учебник | Познавательные: расширять познавательную сферу, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять синтез. Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями. Личностные: установление обучающей связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание важности нового социального статуса «ученик», стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание общественной полезности своего труда. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Листопад! Листопад! Листья жёлтые летят. - И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени. - Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ) - Чем богата осень? - Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все. | Слушают учителя. | |
3. Постановка учебной задачи.
| - Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? - Сформулируйте тему урока. - Тема нашего урока: "Жизнь растений осенью". | Определяют тему урока | |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Физминутка | - Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет? Октябрь - середина осенней поры. В старину этот месяц называли "листопадом", "грязником", потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме. Практическая работа. (У детей - листья). - Рассмотрите осенние листья. - Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так - это внутренняя сторона, а так - внешняя. А на листьях - это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это - лицевая сторона, т. е. внешняя. ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ ФИЗМИНУТКУ Физминутка. Руки подняли и помахали. - Посмотрите, какой стороной упали листья в классе. Задание: По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете. | Участвуют в беседе. Выполняют практическую работу | |
5. Первичное закрепление | Исследовательская работа 1 этап. Эксперимент. - Откройте учебник стр. 26. - Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника) - На какие две большие группы их можно разделить? - Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа - лиственных. Закройте учебник. - Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию. (читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии с. 12) Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему? Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому) - А зачем же растения сбрасывают листья на зиму? (Читающий ученик читает материал хрестоматии «Как растения к зиме готовятся» с.12) Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову) - А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ - УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся. Физминутка Мы зашли в осенний лес. | Ходьба на месте Приседание Потягивание |
2 этап. Наблюдение.
- Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?
- Чем они похожи друг на друга?
- Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.
- Какие они по длине? Длинные, узкие.
- А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.
- А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да
Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.
- Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.
Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки.
3 этап. Постановка проблемы.
- Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (показ иллюстраций птиц)
- Полезно гулять в хвойных лесах! А почему - найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.
- ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна.
Видеосюжет "Осень в лесу"
ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС В СИНЕЙ РАМКЕ.
(Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?)
Попробуйте найти ответ в фильме.
Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!
Динамическая минутка
- Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке технологии.
Учащиеся работают по учебнику.
Отвечают на вопросы учителя.
Наблюдают
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в ТПО с. 20 № 19 -Соедини рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.
Работа в ТПО
7.Рефлексия деятельности
В течение урока вы были учёными-исследователями.
- Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.
Как вы оцениваете свою работу на уроке (ввести образец)?