«Жизнь растений осенью»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира по теме: Жизнь растений осенью. Учитель: Тищенко О.В.

Дата 23.10.2013

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент


Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.

Звонок прозвенел - отвечай поскорей,
Время года, какое стоит у дверей? (осень)
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать много нам надо.

Приготовить подставки, пенал, учебник

Познавательные: расширять познавательную сферу, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять синтез. Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями.

Личностные: установление обучающей связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание важности нового социального статуса «ученик», стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание общественной полезности своего труда.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук.
Жёлтый солнца в небе круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна.
Значит осень - не весна.

- И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

- Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)

- Чем богата осень?

- Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все.

Слушают учителя.

3. Постановка учебной задачи.


- Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? - Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего урока: "Жизнь растений осенью".

Определяют тему урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка

- Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет?

Октябрь - середина осенней поры. В старину этот месяц называли "листопадом", "грязником", потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме.

Практическая работа. (У детей - листья).

- Рассмотрите осенние листья.

- Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так - это внутренняя сторона, а так - внешняя. А на листьях - это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это - лицевая сторона, т. е. внешняя.

ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ ФИЗМИНУТКУ

Физминутка.

Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали
Как бабочки на карнавале.

- Посмотрите, какой стороной упали листья в классе.

Задание: По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.

Участвуют в беседе.

Выполняют практическую работу

5. Первичное закрепление

Исследовательская работа

1 этап. Эксперимент.

- Откройте учебник стр. 26.

- Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)

- На какие две большие группы их можно разделить?

- Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа - лиственных. Закройте учебник.

- Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию.

(читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии с. 12)

Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?

Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)

- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

(Читающий ученик читает материал хрестоматии «Как растения к зиме готовятся» с.12)

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)

- А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ - УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.

Физминутка

Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в позолоте стоит,
Слева зеленая елка глядит.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.

Ходьба на месте
Повороты
Посмотреть на березку в классе
На елку
Прыжки

Приседание

Потягивание
Садятся за парты

2 этап. Наблюдение.

- Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?

- Чем они похожи друг на друга?

- Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.

- Какие они по длине? Длинные, узкие.

- А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

- А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да

Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.

- Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.

Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки.

3 этап. Постановка проблемы.

- Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (показ иллюстраций птиц)

- Полезно гулять в хвойных лесах! А почему - найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.

- ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна.

Видеосюжет "Осень в лесу"

ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС В СИНЕЙ РАМКЕ.

(Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?)

Попробуйте найти ответ в фильме.

Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!

Динамическая минутка

- Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке технологии.

Учащиеся работают по учебнику.

Отвечают на вопросы учителя.






Наблюдают

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в ТПО с. 20 № 19 -Соедини рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.

Работа в ТПО

7.Рефлексия деятельности

В течение урока вы были учёными-исследователями.

- Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.

Как вы оцениваете свою работу на уроке (ввести образец)?



© 2010-2022