Конспект урока музыки 1класс 3 четверть Разыграй сказку

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока музыки в 1 классе по теме:

«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».

Цель урока: воспитание интереса и уважения к своим истокам и к национальным особенностям своего народа через русский фольклор.

Тип урока: урок-игра

Проблема урока: зачем музыка в сказке?

Задачи урока:

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.

П.Чайковский «Баба Яга», А.Лядов « Баба- Яга»

« Баба - Яга» - детская песенка

Знать/ понимать: образы народного фольклора.

Уметь: выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.

1. образовательные

  • познакомить учащихся с образцами русского народного фольклора;

  • познакомить детей с классическими произведениями русских композиторов;

2. развивающие

  • развивать познавательный интерес учащихся;

  • развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся

  • развивать умение делать выводы и строить умозаключения;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

3. воспитательные

  • воспитывать уважение к классической музыке;

  • воспитывать гордость за фольклорное наследие русского народа;

  • воспитывать любовь к своей земле, своему народу и истории.

Используемые учебники и учебные пособия: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учеб. для учащихся 1 кл.нач.шк. М.: Просвещение, 2014.

Используемое оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, пианино.

Используемый материал: учебники для 1 класса, презентация «Разыграй сказку», СD «Музыка 1 класс», коробочка, метла, ведро, платок.

Музыкальный материал:

  • «Приходите в гости к нам» - песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках», В.Дашкевич;

  • «Кикимора. Народные сказания» - А.К.Лядов;

  • «Песня кикиморы» - Ольга Ш.

  • «Песенка про Лешего» - Н.Масленникова;

  • «Песня Водяного» - песня из м/ф «Летучий корабль», М.Дунаевский (минус);

  • «Баба-Яга» - А.К.Лядова;

  • «Баба-Яга» - группа «Ариэль»;

  • музыка для игры «Баба-Яга»;

  • «Баба-Яга» - П.И.Чайковский;

  • «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Разыграй сказку».









Ход урока

  1. Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет под музыку «Приходите в гости к нам» - Песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках» В. Дашкевича. (Слайд 1 - тема урока)

  1. Введение в содержание урока.

Учитель: Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Герой нашего урока спрятался в этой коробочке. Шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке? (Угадать, кто там.)

III. Углубление темы урока.

Учитель: Совершенно верно. Но прежде, чем мы отгадаем нашего героя, мы познакомимся с его друзьями. Внимательно послушайте и скажите, кто там может быть.
(Слайд 2 - загадка про кикимору) Учитель читает загадку, параллельно звучит музыкальное произведение «Кикимора. Народные сказания» А.К.Лядова.

В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

А зовут её...

Учащиеся отгадывают.

Учитель: Что вы знаете о кикиморе? (Звучат ответы детей).

Учитель: Кики́мора обитает в жилище человека, приносит вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в курятнике.

- «Песня кикиморы» Ольги Ш.)

Учитель: Ещё один друг нашего героя.

(Слайд 3 - загадка про водяного) Учитель читает загадку, учащиеся отгадывают.

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка...

Учитель: Что вы слышали о водяном? (Звучат ответы детей).

Учитель: Водяно́й - дух, обитающий в воде, хозяин вод. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Говорят «дедушка водяной, начальник над водой».

Давайте изобразим водяного, сидя на стуле под музыку.

- «Песня Водяного» - песня из м/ф «Летучий корабль», М.Дунаевский (минус)

Учитель: Следующий гость, друг нашего спрятавшегося героя, пришёл к нам в гости. Кто же это?

(Слайд 4 - загадка про лешего) Учитель читает загадку, учащиеся отгадывают.

Есть ещё в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив,

как зайка, а зовут его...

Учитель: Что вы слышали о лешем? (Звучат ответы детей).

Учитель: Ле́ший - в мифологии восточных славян хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Давайте изобразим лешего. Будем негромко хлопать в ладоши, аукать, хохотать и плакать под песенку про лешего.

«Песенка про Лешего» Н.Масленниковой) Учитель: Пожалуйста, садитесь.

Учитель: Мы познакомились с друзьями нашего героя, который спрятался в коробочке. Что вы можете сказать о них? Они хорошие, добрые или отрицательные герои? (Злые, отрицательные герои)

Учитель: Как вы думаете, наш спрятавшийся герой добрый или злой? (Звучат ответы детей).

Учитель: Кто же наш герой?

Учитель: Внимательно прослушайте музыку, которая передаст характер этого персонажа.

(Слайд 1) Слушание «Баба-Яга» А.К.Лядова.

- загадка про Бабу-Ягу) Учитель читает загадку.

(Слайд 5-8)
Учитель:
Узнали вы, кто же спрятался в коробочке? (Баба - Яга).

Учитель: Почему вы так решили? (Звучат ответы детей).

Проходит сопоставление-анализ музыкального образа и игрушки, спрятанной в коробочке.

Учитель: Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

Учитель: Если это Баба-Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Что вам подсказывает музыка?

Учитель: С помощью чего она передвигается? (Помело, ступа)

Учитель: Сделайте вывод, какая же она, эта Баба-Яга? (Хитрая, обманщица, коварная, дружит с кикиморой, лешим и водяным, она ужасно одета, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос и т.д.)

У.: А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет? (учитель достает из коробочки Бабу - Ягу.)

У.: Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?

(Слайд 9 )

- «Баба-Яга» - группа «Ариэль»слушают и читают слова песни

1V. Физминутка.Игра «Баба - Яга».

(Слайд 10-11)

В центре круга стоит водящий с завязанными глазами - это Баба-Яга. В руках у него помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу-Ягу.

Звучит музыка для игры «Баба-Яга». (CD«Музыка 1 класс»)
Баба- Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба-Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то осаленный становится водящим.

V. Закрепление материала.

Учитель: Ребята! Как вы думаете, можно рассказать сказку с помощью музыки? (Ответы детей).

- У нас сегодня в гостях один из сказочных героев. Только его портрет нарисует вам музыка П. И. Чайковского. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать - кто это?

(Учитель играет произведение П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома).

- Покажите мне с помощью пластических движений под музыку этот сказочный персонаж.

(Ученики импровизируют под музыку, исполняя пластический этюд)

- Скажите, а какой характер музыки? (Ответы).
- А теперь назовите этого сказочного героя. (Ученики называют варианты ответов).
- Итак, мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На экране мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П.И.Чайковского. Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора. (Ответы учеников). Звучит «Баба-Яга» П.И.Чайковского. (Слайд 12)

- О Бабе Яге написано немало замечательных песен. Одну из них мы с вами сейчас разучим.

Вокальная работа над исполнением песни. Слышится стук за дверью.

- Кто бы это мог быть?

В класс входит переодетая девочка в костюме внучки Бабы Яги.

- Здравствуйте дети! Вы меня узнали? (Ответы детей). Я - внучка Бабы Яги, Ёжка.
У. Ребята, давайте сыграем для Ёжки русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный».

(Музицирование с использованием различных музыкальных инструментов, вовлечение в этот вид деятельности всех детей.)

Ёжка. Какие талантливые дети! А хотите со мной поиграть?

V1. Театрализация. «Баба - Яга».

Учитель: Сейчас мы с вами будем изображать Бабу-Ягу и лесных жителей, которые её боятся. Кто хочет быть Бабой-Ягой?

Либо по желанию, либо с помощью считалки выбирается учащийся, который будет изображать Бабу-Ягу.

Учитель: Баба-Яга под музыку выходит, свистит, залезает в ступу и летит в ней. А мы с вами, ребята, будем лесными жителями, которые её боятся и прячутся.

Звучит «Баба-Яга» А.К.Лядова. (CD«Музыка 1 класс»)

Дети изображают сказочных персонажей. Игра повторяется несколько раз. Учитель: Пожалуйста, садитесь. VII.Подведение итогов урока.

Учитель: Легко ли бы было вам узнать Бабу- Ягу и её характер?

(Слайд 13-14* - Спасибо за урок.

Д\з выучи текст песни, раскрась рисунок или нарисуй избушку Бабы Яги.

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся уходят под музыкальное произведение «Баба-Яга» П.И.Чайковского.)

© 2010-2022