Урок русского языка во 2 «З» классе Цветы – улыбка весны. Синонимы, их роль и значение в языке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка во 2 «З» классе Тема: Цветы - улыбка весны. Синонимы, их роль и значение в языке. Задачи. *Научить детей составлять синонимический ряд слов и использовать его в речи; познакомить с этимологией слов «цвет», «цветок»; продолжить знакомство с фразеологизмами; сообщить познавательный материал о цветах. *Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу; обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. *Приобщить детей к поэзии; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: магнитофон, грамзаписи «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Грёзы любви» Ф.Лист; рисунки цветов; «зеленый пейзаж», карточки с названиями цветов; листы с текстами для работы учащихся; красная книга РК

ХОД УРОКА I.Организационный момент. Громко прозвенел звонок. Начинаем мы урок. Ваши ушки на макушке Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! (Учитель включает музыкальный фрагмент «Вальс цветов» П.И.Чайковского) Учитель: Дети, дайте музыке цветочную оценку. (у каждого лежат на парте листики цветной бумаги всех основных цветов).
II.Подготовительная беседа. Учитель: Я слышу в ваших оценках спор цветов. (показать сценку, где дети выступают в роли цветов)
ОРАНЖЕВЫЙ: я - морковь, я - апельсин, я - заря. ЖЁЛТЫЙ: я - пух утёнка, я - пшеница, я - солнце. СИНИЙ: я - колокольчик, я - чернила, я-море. ФИОЛЕТОВЫЙ: я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки. ЗЕЛЁНЫЙ: я - трава, я - сады, я - леса. Учитель: Кто же из нас прав? Какой цвет должен преобладать?
Дети: Все они правы и не правы по - своему. Нельзя, чтобы преобладал один какой-то цвет. Все должны быть.
Учитель: Представьте, что все краски исчезли, кроме одной! (Учитель показывает рисунок, на котором всё выполнено в одном цвете - зелёном, и одновременно читает стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски»).
Если б все на свете было Одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, На зелёной спать перине Под зелёным одеялом? И зеленою водою На рассвете умываться, И зелёным - презелёным Полотенцем вытираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелёными домами Ярко солнце зеленеет? Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным- Пусть же всё вокруг нас будет Удивительным и разным! Учитель: Цвет - общеславянское слово, восходящее к родственному латинскому слову kvitet - «сверкать», «блестеть». В украинском языке квiток - «цветок». Цветок от слова «цвет».
III. Постановка темы урока. Давайте сегодня поговорим о цветах. Знаете, есть такое выражение: «Дети - цветы жизни». А ещё мы будем тренироваться в употреблении синонимов. IV. Разминка пальчиков. -Руки? (на месте!)

-Ноги? (на месте!)

-Локти? (у края!)

-Спина? (прямая!)

Наши нежные цветки

Распускают лепестки. (раскрыть пальчики)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (шевелить пальчиками)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. (пальцы сжать в кулачки)

Тихо засыпают,

Головой качают. (вращение кистями рук) (Открыть тетради и записать дату). V. Минутка чистописания. (Упражнение для развития свободных движений руки)

VI. Работа по теме урока.

1.Учитель: Какие же цветы радуют нас после стужи? Дети: Мать - и - Мачеха, гусиный лук, медуница, чистяк, калужница, одуванчик, хохлатка, ландыш и др. Учитель: Эти цветы называют в природе первоцветами. Догадайтесь, почему? Дети: Они расцветают первыми. (Учитель прикрепляет на доску рисунки одуванчика, ландыша, мать-и-мачехи. Рядом с ними карточки со словами:

Молочник, ландыш, пустодуй, односторонник, мать- и - мачеха, гладыш, серебренник, одуванчик, двоелистник.

Перед вами рисунки первоцветов и названия, которые им давал народ в различных местах. Соотнесите рисунки с их названиями.

Дети: -одуванчик, молочник, пустодуй

-ландыш, серебренник, гладыш

-мать - и мачеха, односторонник, двоелистник.

(Записать в тетради первую строчку). 2.Учитель: Попробуйте описать какой-нибудь первоцвет, не называя его, а мы должны будем узнать, о каком цветке идет речь. 3.Физминутка Весенняя Дождик песенку поёт - кап-кап Только кто её поймет - кап-кап Не пойму ни я, ни ты - кап-кап Но зато поймут цветы - кап-кап И весёлая листва - кап - кап И зелёная трава - кап - кап





4. Комментировать письмо (о цветке мать-и-мачеха) Этот красивый, роскошный, великолепный цветок на мохнатом стебельке появляется рано весной. Он так торопится, спешит, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они. 5. Физминутка для пальчиков. VII. Работа над образными средствами языка. Учитель: Возьмите в руки листочки со стихотворением Л. Усанова. Прочитайте его и подчеркните в тексте слова - синонимы. Улетела злая вьюга Принесли тепло грачи Побежали друг за другом Беспокойные ручьи По лугам несутся смело, По тропинкам, по полям! Зацвела, похорошела Отдохнувшая земля! Учитель: Какие синонимы вы нашли? Дети: О ручьях говорится: побежали, несутся. О земле: зацвела, похорошела. Учитель: Русский язык богат синонимами, поэтому, когда в нашей речи часто повторяются одни и те же слова - это некрасиво. Давайте предложенный вам текст украсим, заменив повторяющиеся слова синонимами. (Разделить текст по абзацам и раздать на парты). 1. С первым весенним солнышком вы увидите желтые огоньки мать-и-мачехи. Её часто путают с одуванчиком, но мать-и-мачеха цветет без листьев, они у неё появляются уже летом. 2. Войдя в весенний лес, вы обязательно увидите необычный цветок, который зацветёт через несколько дней после мать-и-мачехи. Цветки медуницы хоть и некрупные, но зато какие яркие! 3. Давайте пройдем ещё по лесным тропинкам. Вы, конечно, увидите, как спешит скорее развернуть свои листья торопливая хохлатка. 4. Что же вы ещё увидите в весеннем лесу? Это и подснежник, и фиалка, и первоцвет. И наверняка вы унесете домой букетик первых цветов. Но помните, что вы отнимаете у леса его весеннюю улыбку. А стоит ли?

(Показать рисунок медуницы и хохлатки).

Дети: Часто появляется слово «увидите»

Учитель: Давайте составим его синонимический ряд.

(Даны несколько, выбрать нужные).

Составить цветок Гусиный лук.

Любоваться Заметить Созерцать

Засмотреться Увидите Сверкать

Темнеть Взглянуть Рассмотреть

- А теперь украсьте текст.

VIII. Словарная работа. У нас на уроке сегодня звучат слова «цвет», «цветок». А на Руси красный цвет считался издревле главным. Отсюда пошли выражения: «Красная строка», «красная нить», «Красная книга». «Красная строка» - красная строка абзаца, начинающаяся с отступа. «Красная нить» - выделение, подчеркивание в качестве основной идеи. (Отыскать в «Красной книге» цветы, о которых сегодня говорили).
XI. Итог урока. -Я иду в весенний лес, Полон всяких он чудес. Соберу большой букет - Это мне весны привет. -Вам понравилось стихотворение? -Нужен ли большой букет? -Постарайтесь не рвать больших букетов, так как вы уничтожаете растения. А доставить радость можно и небольшим букетом. Домашнее задание. Раздать ученикам по цветку. На обратной стороне записано слово, к нему подобрать синонимы. (врать, воровать, поймать, дивный, умный, добрый, вежливый, волшебник, грустный). -Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов-этого хрупкого и драгоценного добра природы. Нет на земле ничего поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыке, удивительной гармонии форм, линий и красок. Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры!

© 2010-2022