Урок-путешествие по книгам Н. Носова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока внеклассного чтения «Книги Николая Носова»

во 2 классе.

(Урок-путешествие)

Подготовила учитель начальных классов

Куликова Татьяна Сергеевна МБОУ «СОШ»

С.Объячево, Республика Коми



Цель:
- прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.
- обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширить читательский кругозор учащихся.
- содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

Оборудование: выставка книг Н. Носова, портрет писателя, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек-малышек, мини-сочинений, раздаточный материал для конкурсов, рассказы Н.Н. Носова, компьютер.
Предварительная подготовка.
Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках технологии изготовили поделки, аппликации по произведениям Н.Н. Носова, писали мини-сочинения: «Чем мне симпатичны герои произведений Н. Носова», по желанию составляли свои кроссворды и загадки, готовили костюмы.
Жюри: библиотекарь, родители.

Плакаты:

«Книга не самолет, а за тридевять земель унесет».
«Всем хорошим во мне я обязан книгам».
М. Горький
«Книга твой друг, без неё как без рук».
«Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде».
«Одна книга тысячу людей учит».
«Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру»
С.В. Михалков



Ход урока:

Вступление. Слово учителя
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому «Великому чуду» на свете. Что же это за чудо? Послушайте и скажите:
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь вчетверо умней. (Книга)
- Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?
Мы отправляемся в Книгоград.
(Открывается название на доске. Выходят ученики и читают стихи).
1 ученик: Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.

2 ученик: Книга нам про все расскажет,
Книга нам про всё покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.

3 ученик: В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и карты в руки.
Пусть герои оживут.

4 ученик: Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

5 ученик: Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.
И собрались мы сегодня книгу новую создать.

Учитель: Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно. Книги Н. Носова. (Учитель открывает портрет).
Какие произведения Н.Н. Носова вы читали?

Чем запомнились произведения Носова?

Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные).
О ком и для кого писал Н. Носов?



  1. Ученик рассказывает о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
    Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

    Деление на команды и выполнение заданий.

    Учитель: Путешествовать будем группами. Определим 3 команды игроков и команду болельщиков.(фантазеры, затейники, знайки)
    А сейчас активно отвечайте на «Спринт-вопросы» и занимайте места за столиками. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

1.Назовите имя и отчество Носова. (Николай Николаевич)
2. Где и когда родился Носов? (В Киеве, в 1908 году)
3. Кто испугался волка под кроватью? Назовите имя героя и рассказ.
(Валя, «Затейники»)
4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (Картофелем)
5. В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
6. Кто уронил в колодец чайник и ведро? Назови рассказ и имя героя. (Мишка,
«Мишкина каша)
7. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы?
(«Фантазеры»)
8. В какой сказке Н.Носов рассказал нам о человечках-коротышках?
(Приключения Незнайки и его друзей»)
9 Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)

10. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка)
11. Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)
12. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? Телефон»)

Конкурс: «Бюро находок».
Определите, из каких произведений Н.Носова потерялись предметы.
(Учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон).
Шляпа - «Живая шляпа»
Нитки, иголки, ткань - «Заплатка»
Отвертка, винтики - сказка «Приключения Незнайки и его друзей»
«Винтик и Шпунтик»
Лопата, песок - «На горке»
Телефон - «Телефон»
Учебник математики - «Федина задача»


Конкурс: «Театральные подмостки»
Проверим артистические способности.
Подготовить чтение эпизода по ролям: из рассказа «Фантазеры»

Дети готовятся.
Игра с болельщиками: «Розыск».
Внимание, болельщики. Объявляется розыск, в «розыске» находятся герои произведений.
- С кем первым из малышей подружился Незнайка? В слове 8 букв.
Кнопочка
- Как называется рыба, которую зажарил Мишка на сковороде? В слове 7 букв.
пескарь
- Как зовут коротышку из Цветочного города, который придумал воздушный шар. В слове 6 букв.
Знайка
(Ученики получают жетоны).

А сейчас рубрика «Это интересно».
(Выходит Знайка).
Знайка: А знаете ли вы, что существуют книжки-малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мм на 94 мм. Есть «миниатюрные книги», длина страницы - не превышает 2-3 см. (показывает.)
Есть книги-великаны. В Самарканде это книга «Великий Коран». Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост. Книга-скрипка, один из её экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеки.

Чтение по ролям: «Фантазеры» - 1 команда,2 команда,3 команда.

Физминутка.

Кроссворд

1.В каком рассказе Н.Носова мальчик впервые берет в руки иголку?(Заплатка)
2.В какой сказке герой становится космонавтом?(Незнайка на Луне)

3.В каком рассказе автор сообщает,как не надо вести себя в кино?(Замазка)

4.Из какого рассказа мы узнаем рецепт приготовления каши?(Мишкина каша)

Конкурс: «Объяснялки».
Учитель: Соотнесите пословицы и рассказы Н.Носова.
Листы с заданием раздаются каждой команде.

Берись дружно, не будет грузно. «На горке»
У страха глаза велики. «Затейники»
«Живая шляпа»
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. «Огурцы»
Семь раз отмерь, один раз отрежь. «Мишкина каша»
Терпенье дает уменье. «Заплатка»

Команды работают.
Игра с болельщиками (во время конкурса «Объяснялки»).
Кем были по профессии коротышки? (На доске листы с заданием).

Пилюлькин врач
Тюбик художник
Цветик поэт
Гусля музыкант
Винтик и Шпунтик механики-изобретатели
Знайка ученый.

Проверка задания «Объяснялки».

Показ мультфильма «Винтик и Шпунтик»( Жюри подводит итоги.)
(Награждение грамотами)
Учитель: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н. Носова?
- Почему вам нравится читать произведения Носова?
- Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова не стареют?

Вывод:

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что - то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера - от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.


- Как нужно обращаться с книгами?

-Какую книгу приятно держать в руках?

Учитель: Послушайте инсценировку стихотворения Ильиной «Две книжки».
Одна красиво оформлена, другая - рваная, растрёпанная.


Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как-нибудь, а на «отлично»!
- Ну, мой на тройки едет еле-еле
И даже двойки получил на той неделе.
Учитель: И в этом нет загадки:
«Расскажут напрямик и книжки, и тетрадки, какой ты ученик».

1 ученик. Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

2 ученик Я к вам обращаюсь, дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

3 ученик. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум. Книги помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книг, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

Подведение итогов.
Учитель: Вам понравилось наше мероприятие?

Кто доволен своей работой, знаниями?

Чьи работы, выступления вам больше всего понравились?

Что нового вы узнали?

Какое у вас настроение?


Литература.

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/02/19/prezentatsiya-zhivaya-shlyapa-nnosov

myshared.ru/slide/244482/

kostyor.ru/biography/?n=134

savchenko-ta.ucoz.ru/publ/2-1-0-12



© 2010-2022