- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Во что нельзя играть в 3 классе
Урок литературного чтения Во что нельзя играть в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Протасова Л.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе
«Во что нельзя играть?» (И. Дик «Красные яблоки»)
Паспорт открытого урока
Класс: третий
Предмет: литературное чтение
Тема: Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)
Цель: познакомить обучающихся с произведением И. Дика «Красные яблоки»
Задачи:
1. Учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; составлять словесный портрет главных героев
2. Совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, сознательность и выразительность
3. Развивать мышление, воображение, память, речь, умение высказывать свое мнение
4. Воспитывать уважение к окружающим людям, ответственность за свои поступки
Тип урока: Урок изучения нового материала
Основные дидактические методы: частично-поисковой, практический
Дидактические средства Табличка «Наши желания и мечты», детские рисунки; портрет И. Дика; Плакат с афоризмом И. А. Крылова - «Вперёд чужой беде не смейся голубок» и пословицей - «Нет милее дружка, как родная матушка», схема «Герои произведения», таблички «друг», «приятель», толковый словарь Ожегова, рисунок «Яблоки на снегу», оценочный веер (по количеству обучающихся), магнитофон, диск с записью песни «Настоящий друг»
Методическая литература:
- Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя
- Литературное чтение 3 класс: поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеевой «В одном счастливом детстве: II полугодие», автор-составитель Н. В. Лободина
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: Книга для чтения в 3-м классе. Часть 2
- Чтение наизусть отрывка из произведения Ю. Коринца
- Выставка рисунков «Наши желания и мечты»
- Чтение вслух по абзацам I части, словарная работа
- Вопросы после чтения I части
- Физкультминутка
- Чтение II части (учитель, ученики), словарная работа
- Вопросы после чтения II части
- Обобщающая беседа
- Составление сравнительной характеристики героев рассказа
Ход урока I. Оргмомент. Встали прямо, подтянулись, Все друг другу улыбнулись. Начинаем мы урок- Он пойдёт ребятам впрок. II. Проверка домашнего задания. 1.Чтение наизусть отрывка из произведения Ю. Коринца. - Мы прочитали у Ю. Коринца, что подарки украшают нашу жизнь. Расскажите наизусть отрывок из рассказа (2-я часть,1-й абзац) - 2 человека. 2.Выставка рисунков «Наши желания и мечты» - Вы нарисовали то, что бы вы хотели найти под подушкой. Посетим выставку рисунков «Наши желания и мечты». - Поделитесь своими мечтами, расскажите друг другу о своих желаниях (Работа в парах). 3.Взаимооценка - Оцените рассказы своего соседа по парте с помощью оценочного веера. - Подарком человеку могут быть не только вещи, купленные в магазине или сделанные своими руками, но и … (продолжайте!) … Любовь помощь Забота радость общения и т.д. Душевное тепло Ш. Речевая минутка. - Прочитайте выразительно с доски стихотворение Я. Акима. Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. - Молодцы, хорошо прочитали. - Давайте дадим название этому четверостишию. Ваши предложения. (Яблоко. Красное яблоко. Спелое яблоко. Сладкое яблоко) - Я ведь не зря предложила прочитать вам именно это стихотворение. IV Чтение рассказа И. Дика «Красные яблоки» I этап. Работа с текстом до чтения. - Прочитайте заглавие и фамилию автора. ( И.Дик. «Красные яблоки») - Какое произведение И.Дика мы уже читали ?(«В дебрях Кара-Бумбы») - Да, это произведение мы читали в разделе … («Летние путешествия и приключения») - А только ли оно о летнем отдыхе, приключениях?(Нет,оно и о взаимоотношениях детей и взрослых.) - Откройте учебники на с.112.Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на переднем плане? На заднем? Кем приходятся друг другу эти мальчики? В какое время года происходят события? - Какую мысль выразил художник? - Прочитайте афоризм и пословицу, записанные на доске. Они подскажут тему, героев рассказа. «Вперёд чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов). «Нет милее дружка, как родная матушка» - Так о чём мы будем читать? - В конце урока мы еще вернемся к вопросу темы (Во что нельзя «играть»?) Вот сколько у вас гипотез. А что же надо сделать, чтобы узнать истину? (Прочитать) II этап. Работа с текстом во время чтения. 1.Чтение вслух по абзацам I части (диалог с автором, комментированное чтение) Словарная работа Закатывались от смеха - громко, от души смеялись Лакированный асфальт - скользкий Балансировать руками( от слова «баланс») - сохранять равновесие при неустойчивом положении. Авоська - сетчатая или из лёгкого материала хозяйственная сумка; «Злополучное место» - несчастное место, где происходят бедствия. Старушка брякнется - упадёт. «Сейчас поцелуется» - упадёт лицом вниз. 2.Вопросы после чтения I части. - Какое «цирковое представление» происходило за окном? - С кем автор сравнивает людей на льду? - Что из увиденного особенно смешило ребят? - Что уже можно сказать о ребятах? - Какую игру придумали ребята? Как вы относитесь к этому развлечению? Вы бы стали ее участником? Почему? - От чего встрепенулся Валерка? - Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу? Обобщающие вопросы. - Какие наши предположения подтвердились? - Увидели связь между названием и содержанием? 3.Физкультминутка Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лёд, Да мелькают огоньки Кто несёт меня?… (Коньки) 4.Чтение II части Первые 4 абзаца читает учитель, на самом интересном месте останавливается, далее заканчивают чтение дети. Словарная работа. Парадное - подъезд «Голова трухой набита» - так говорят, когда человек плохо соображает, не думает, что говорит. 5.Вопросы после чтения II части. - Что случилось с женщиной? - Почему Валерке захотелось увидеть её лицо? - О чем задумался Валерка? - Понял ли состояние Валерки его друг? Из каких слов это видно? - Почему Валерке становиться страшно? - О чем он пожалел во время отсутствия мамы? - Почему он бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал? 6.Обобщающая беседа. а) Попробуйте теперь объяснить ещё раз, почему рассказ называется «Красные яблоки». ( Красные яблоки на белом снегу, выпавшие из сумки женщины,- это как свет, вспышка: мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как мама ему дорога.) Красный цвет - запрещающий сигнал светофора. б) Как бы вы поступили на месте мальчиков? в) О чём автор просит нас задуматься? ( О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать, как свою, уметь помогать в беде, а не смеяться) г) Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение к людям у Валерки и Севки? 7. Составление сравнительной характеристики героев рассказа. ( Схема фикстируется на доску) - Каких мы видим мальчиков в начале рассказа? ( Весёлыми, беззаботными, равнодушными к чужой беде, затеяли жестокую глупую игру, равнодушны к чужому горю) - У кого изменилось отношение к игре? (У Валерки) Почему? (Переживает за маму) - Что можно сказать о Севке? (Не понял переживаний друга, проявил бездушие, он так и не осознал своей неправоты) Выявление разницы между понятиями «друг» и «приятель» - Прочитайте 3-й вопрос на стр.115, ответьте на него. Работа с толковым словарём (индивидуальная работа) -Обратимся за разъяснением к толковому словарю. Друзья - близкие люди, отношения которых основаны на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Приятель - близкий знакомый. (Валерка и Севка - приятели, а не друзья, они разные по духу, по поступкам) - Смогут ли по-прежнему дружить мальчики? Почему? III этап. Работа с текстом после чтения. Рассказ об авторе (заранее подготовленный ученик) Иосиф Иванович Дик (1922-1984). Отец Иосифа Ивановича Дика был румыном, а мать литовка, но жили они в России. Он очень рано осиротел, долгое время был бездомным, а позднее определён в детский дом. Может быть, эти страницы его жизни повлияли на его творчество. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было более 60, и большая часть посвящена школьной тематике, мальчишкам и девчонкам. И. Дик в юности мечтал стать геологом. Но война помешала сбыться мечтам. После тяжелого ранения ( а в армии он был подрывником) с мыслью о геологии пришлось расстаться. Можно предположить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений. V. Итог урока. - Как связаны пословица и афоризм из басни И. А. Крылова с текстом рассказа? - Как вы ответите на вопрос темы урока? VI.Домашнее задание. 1.Прочитать II часть рассказа по ролям 2.Написать сочинение-миниатюру «Что мы должны делать, чтобы наши близкие были счастливы», (ответ на 4-й вопрос учебника). VII. Самооценка. Оценки за урок. - Оцените свою работу на уроке. (Зелёное яблоко - задания выполнены хорошо; Яблоко жёлтого цвета - задания выполнены с недочетами; Яблоко красного цвета - задания выполнить не удалось.) Учитель комментирует оценки за урок. - Напишите с обратной стороны рисунка яблока, какими качествами должен обладать настоящий друг. (Честный, чуткий, отзывчивый, надёжный)Дети прикрепляют на доску рисунки яблок, звучит песня «Настоящий друг». - Урок окончен. Всем спасибо за работу.
«Вперёд чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов)