Роль учителя начальных классов в педагогическом взаимодействии «школа-семья»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Кукуйская средняя общеобразовательная школа № 1»

Районная конференция «Её величество - семья»


Роль учителя начальных классов

в педагогическом взаимодействии

« школа- семья».

Бочкарникова Е.В.

Учитель начальных классов


Кокуй 2008 В настоящее время заметно возрос интерес общества к проблемам воспитания. Всем ясно: социальное, семейное и школьное воспитание должны осуществляется в неразрывном единстве. Только в этом случае можно достигнуть общей цели, а именно: счастливый, здоровый нравственно и физически ребенок.[4] Школе принадлежит ведущая роль в организации семейного и общественного воспитания. Однако давно известно: влияние семьи особенно важно и намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации и общественные организации.[5] Что же происходит в жизни? Печально, но многие родители самоустранились от воспитания своих детей, они предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Попустительский стиль семейного воспитания особенно свойственен молодым родителям. Все труднее находить общий язык с ними: мамы и папы пассивны, безынициативны, постоянно твердят о своей занятости на работе. При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность.[2] Почему же родители, оберегая детей от болезней и физических увечий, так жестоко относятся к состоянию психики, нравственности и этических норм? Этот вопрос заставляет педагогов, работу с семьёй сделать одной из главных задач школы, в частности учителя начальных классов. Как же помочь отцам и матерям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребенка? Как доказать, что семья это стартовая площадка, которая определяет жизненный маршрут человека? Как объяснить, что стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель? Что сделать, чтобы семья повернулась лицом к школе, которая может помочь в воспитании детей.[3] В ответах на эти вопросы и есть смысл педагогического взаимодействия семьи и школы. Велика роль учителя начальных классов в этом взаимодействии. Одним из условий позитивного общения с семьями учащихся, является доброжелательное знакомство с родителями. Оно начинается в детском саду или в доме данной семьи. Первую встречу, учителя стараются строить так, чтобы родители поняли - мы волнуемся за ребенка, принимаем его и готовы помочь ему в трудных ситуациях. Классный руководитель должен уметь наладить доверительный контакт с родителями, чтобы они были рады следующим встречам, искренне делились своими страхами, вопросами, переживаниями о первых шагах в школе.[3] В сентябре, когда мамы и папы приводят дочку или сына в 1 класс, мы встречаемся уже как старые знакомые.[3] Теперь наша задача - познакомить родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отметить, насколько необходимо и приятно детям их активное участие. Личные беседы и анкетирование позволяют выявить склонности, интересы и таланты родителей. Следующий шаг к взаимопониманию строится на одной из основных форм одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса - родительском собрании. Именно от того, насколько классный руководитель продумал первые собрания, как он их подготовил - зависит результативность вклада родителей в помощь в обучении ребёнка и его воспитании. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.[2] Если мамы и папы не получат пользу от встреч с учителем в начальном звене - в средней школе педагогам нельзя будет рассчитывать на то, что родители будут посещать их и обращаться за советом и помощью. Заранее продумываем темы, планы предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки творческих работ учащихся, лучших тетрадей, детских рисунков, фотомонтажи прошедших мероприятий. Тематику собраний планируем исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся и родителей. Традиционными на родительских собраниях стали и «минутки благодарности», когда педагог поощряет родителей различными сувенирами, сделанными руками детей; номерами художественной самодеятельности, в которых принимают участие дети; грамотами, благодарственными письмами за помощь в деле обучения и правильное воспитание ребенка. Привлечь родителей в школу пытаемся и организацией нетрадиционных форм рс. Творческий отчет педагога о проделанной работе за год так же привлекает мам и пап учащихся в школу. Тематические групповые консультации учитель начальной школы проводит по мере необходимости. Темами для таких консультаций могут стать: «Если ребенок- левша?», «Как общаться с гиперактивным ребенком?» и другие. Индивидуальные беседы с родителями и посещение ребенка на дому не только с целью изучения бытовых условий жизни, характера организации семейного воспитания, но и для того, чтобы поздравить ученика с днем рождения, навестить больного ребенка - то, же является привычной формой взаимодействия не только учителей начальной школы, а и всех остальных педагогов. Выяснить воспитательные возможности семьи помогают и педагогические диагностики. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. К таким видам деятельности в первом звене обучения относятся всевозможные праздники и любая другая внеурочная деятельность: походы, экскурсии. Здесь родители из пассивной группы зрителей могут превратиться в организаторов, постановщиков, а возможно, и в оформителей или артистов.[1] Мамы и папы не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора, обучает различным способам деятельности. Этапы проведения совместного с родителями мероприятия для детей таковы: 1.Мотивационный этап - создание ситуации заинтересованности, желания участвовать в подготовке и проведении праздника. Родителям предлагается на выбор следующие варианты непосредственного участия в мероприятиях: - быть оформителями (сюда входит разработка проектов по оформлению класса, поощрительных призов, сервировка праздничного стола, если будет чаепитие) - быть костюмером (разработка проектов и помощь при изготовлении костюмов и различных атрибутов) - сценаристы (разработка программы, сценария праздника) - актеры (исполнители отдельных номеров) - члены жюри (если в классе проводятся конкурсы, турниры, викторины), члены жюри разрабатывают систему судейства. Родители могут пробовать себя каждый раз в новых творческих мастерских или же совершенствовать свои умения в какой-то одной. 2. Этап подготовительный (самый длительный и важный). Именно на этом этапе сплачивается детско-родительская группа, что особенно важно в ситуации дефицита семейного общения. Здесь развиваются творческие способности детей и их родителей, инициативность и самостоятельность. 3. Исполнительский этап, когда все затраченные усилия выливаются в благодарственные лица детей и родителей, радость общения и эмоциональную разрядку. 4.Заключительный, рефлексивно - оценочный этап заключается в обсуждении праздника: что получилось хорошо? Что не получилось? Что нужно учесть на будущее? Этот этап чаще всего проходит на родительском собрании. Сразу хочется заметить, что практика «частых мероприятий» может привести такие дела в дело для «галочки», поэтому здесь уместно высказывание «лучше меньше, да лучше».[3] Взаимодействие учителя начальной школы с семьёй осуществляется и по средствам рекомендаций для прочтения специальной педагогической литературы. Такой вид работы с родителями полезен в том случае, если родители осознают проблему, из-за которой педагог советует прочесть книгу или статью. Ежегодно 1-2 раза организуются встречи родительской общественности с администрацией школы. Проходят и Дни Открытых Дверей, когда родители могут, не просто встречается с учителем, а и посетить любой урок, школьную библиотеку, столовую, спортивный зал, кабинет психолога и получать от этих специалистов различные консультации. Ещё один вид работы, привлекающий семьи учащихся в школу- это создание родительского комитета. Родительский комитет класса выбирается общим собранием родителей и является опорой педагогов. При умелом взаимодействии родительский комитет становится активным организатором классных дел. Главное условие - добровольность и заинтересованность, что в настоящее время являются редкостью. В рк класса могут входить 3-4 родителя и у каждого своя роль, направленная на обогащение школьной жизни детей. Вот возможные роли:

  • Председатель рк - помогает классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей, выступает с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе.
  • Оформительский сектор (помогает учителю в изготовлении наглядных пособий, в оформлении проводимых в классе праздников и других внекл. меропр. для детей и родителей.)
  • Сектор по работе с родителями - вовлекает других родителей в совместную деятельность с детьми; влияет на формирование культуры родительского общения; стимулирует подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения.
  • Сектор по работе с детьми при необходимости и по собственной инициативе помогает кл.руков.в организации и проведении экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, кл. часов, праздников и др. мероприятий. При необходимости присутствует при индивидуальных беседах с учащимися, не справляющимися с требованиями школы. Содействует сплочению детского коллектива.
Таким образом, содержание работы учителя нач. кл. с семьями учащихся, включает 3 основных блока:
  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  3. участие родителей в управлении школой.
Бывает, родители не очень радужно оценивают работу педагогов. Школа же всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. Именно плохое семейное воспитание почти всегда ведет к невосполнимым потерям в формировании личности ребёнка. В таких случаях, никакое, даже хорошо и отлично организованное общественное воспитание практически не может восстановить эти потери. Исследования психологов доказали, что неблагополучные семьи, ошибки именно семейного воспитания порождают неблагополучных людей, с низкой самооценкой. Семья дает первые уроки любви, понимания, доверия, веры.[2] Многое зависит от учителей, с которыми общается ребёнок и его близкие, однако основная успешность человека зависит от тех взаимоотношений, которые складываются в семье.



Список литературы:

  1. Вискунова В.Н. Статья из журнала «Начальная школа» 2005. №8

  2. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе - часть 1. Волгоград. 2003.

  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классов. М. 2007.

  4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов вузов. М., 2001

  5. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. М., 2002


© 2010-2022