Конспект открытого урока по русскому языку Части речи 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 1.Организационный момент





2.Определение темы и постановка цели урока

3.Мотивация учащихся к деятельности



4.Актуализация знаний









5.Проблемная ситуация. Поиск выхода из проблемной ситуации Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Учащиеся настраиваются на урок - Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и слова «Классная работа». -А начнем мы с вами урок с разгадывания ребуса. Конспект открытого урока по русскому языку Части речи 3 класс - Вас не удивляет, что на уроке русского языка мы сегодня говорим о природе? Попробуем разобраться с этим вопросом с помощью ребят.

- они приготовили нам литературные загадки, прослушав, вы должны определить, о чем или о каком природном объекте идет речь и рассказать, как вы об этом догадались.





















- Как вы догадались? (записывают в тетрадь)































- Какие особые слова характеризуют снежинку? (запишите в тетрадь)

- На какие группы в русском языке можно разделить выписанные слова?



- Как в русском языке называются эти группы слов? - сможем ли мы ответить на вопрос, почему сегодня на уроке РЯ мы отгадали загадку о природе?



- Вот я вам сегодня предлагаю на уроке повторить, что мы знаем об этих частях речи, применить наши знания к описанию природы.

- открывают тетради, записывают число и классная работа

- разгадывают ребус



-природа





-да

















- А.Фет Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон на той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

- О каком времени года идет речь? (об осени) - ласточки пропали, лист сухой валится.

- К.Бальмонт Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда кристальная. -Что это? (снежинка)

- дрожит, взметается, крутится, кристальная.

- Имя существительное, имя прилагательное и глагол.

- Части речи

-Описать явления природы и объекты природы можно используя многообразие частей речи, их выразительные свойства 6.Систематизация знаний о частях речи



























7.Самостоятельная работа по определению морфологических признаков Повторение организуем в парах, используя разрезные карточки. Составьте схему о частях речи. 1 рад - имя сущ. 2 ряд - имя прилаг. 3 ряд - глагол

















- А теперь проверим, как вы умеете различать части речи. Задание по вариантам (карточка)

1 вариант
Предмет






Признак предмета Действие предмета

1.Легковой автомобиль.


2.Жёлтые цветы.


3.Журчит ручеек.


4.Потянул лёгкий ветерок.


5.Утренняя роса покрывала траву.


6.Заливался голосистый соловей.


7.Было тёплое утро.












2 вариант
Предмет






Признак предмета Действие предмета

1.Слетают листья с берёз.


2.По небу плывут тёмные тучи.


3.Чудесный цветок.


4.Морозное утро.


5.Дует ветер.


6.Рыхлый снег темнеет в марте.


7.Тепло греет весеннее солнце.




- Поменяйтесь карточками в парах, проверьте и поставьте отметку: 0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3 ошибки - «3» 4 и более ошибок -«2»

- Поднимите руки, у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3 ошибки, у кого больше 3. - Научились распознавать часть речи? - Часть ребят справились, часть не справились, надеемся, что выполнение следующих заданий поможет им. продолжаем работу. - составляют схемы в парах, вывешивают и проговаривают у доски всему классу







- выполняют самостоятельно









- проверяют по эталону, оцениваютработу друг друга

- поднимают руки

-да, нет 8.Физкультминутка Музыкальная «Зимушка-зима» Повторяют движения с экрана

9.Включение знаний о частях речи в систему умений Перед вами на экране текст: 1 2 Наступил день. Солнце невысоко висело над облаками. В саду стояли покрытые инеем деревья. Тени на снегу были пропитаны тем же светом.
Наступил морозный день. Красноватое солнце невысоко висело над слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем голые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. - Сравните данные тексты. Чем они отличаются? Какие слова делают текст более развернутым. Задайте вопросы к этим словам. К какой части речи отнесем эти слова?

- Какую роль играют имена прилагательные?







-А сейчас вы в группах потренируетесь в использовании имен прилагательных. Составляя рассказ о лесном жителе. - Вставьте пропущенные слова, чтобы получился рассказ о лисе (по картинке).

У кумушки-лисы зубки ___________, рыльце _____________, шубка ___________. Хорошо кума принаряжена. Шерсть у лисы ___________, ___________. На груди у лисы жилет. На шее ___________ галстучек. - а теперь зачитайте мой вариант рассказа о лисе. - используя прилагательные, мы получили портрет пушистого, замечательного, игривого лисенка.

- читаю текст (2 человека вслух)

























- второй текст более развернутый.

- да

- Имена прилагательные делают нашу речь образной, яркой, помогают лучше представить предмет или явление.





- садятся по группам, вставляют пропущенные слова. Затем, каждая группа зачитывает. У К.И. Чуковского есть замечательное стихотворение «Путаница». Прочитаем отрывок.



























- в чем вы видите путаницу?



- к какой части речи относятся эти слова? - Для чего нужен глагол в описании животных?



- Запишите в тетрадях нужные глаголы в этих предложениях. - читают по цепочке:

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!»


- слова, изображающих звуки животных, подобраны неправильно.

- к глаголу

- глагол нужен для того, чтобы наиболее точно описать действия предметов.

- записывают в тетрадях: захрюкали, замяукали, закрякали, закудахтали, зачирикал 10.Определение признаков текста - От фантастической картины К.И. Чуковского вернемся в реальный зимний день. - Когда журналист школьной газеты Коля путешествовал, то на ходу записал словами наблюдаемую картину: Прочитаем заметки журналиста. В зимнем тумане встает холодное и тусклое солнце зимняя стужа околдовала лес спят под снегом кусты от мороза потрескивают высокие деревья их ветви согнулись под тяжестью белого снега Однако, жизнь в лесу продолжается на снегу видны следы диких животных и птиц
- Можно ли заметки назвать текстом? Почему?





- Что такое заголовок?



- Что такое текст?









1.Озаглавить текст. 2.Расставить точки. 3.Начала предложений записать с заглавной буквы.

- Выполним задания по тексту:

1.В первом предложении подчеркните имена прилагательные?

2.В четвертом предложении подчеркните глаголи задайте к нему вопрос.

3.В седьмом предложении задайте вопрос к слову следы.

-О чем этот текст?

















- читают







































- нет, так как нет заголовка, нет разделений на предложения.



- заголовок - это название текста, главная мысль текста.

- текст - это несколько предложений, связанные друг с другом по смыслу и грамматически

- выполняют работу самостоятельно - проверяют сами свою работу по эталону

- выполняют задания - проверяют по эталону















- ответы детей (зима, зимний лес, зима в лесу) 11.Рефлексия учебной деятельности -Ребята, чем мы занимались на уроке?





-Какие части речи мы использовали для описания? - Для чего используются части речи в РЯ?



- Выберите и продолжите начало фразы: Мне было интересно … . Я научился (-ась) … . Мне было трудно … . - у каждого на парте есть картинки солнышка и тучки. С каким настроением вы сегодня уходите с урока? (Если с хорошим настроением, то поднимите солнышко. Если с плохим настроением, то - тучку.) - Я хочу посмотреть, покажите и нашим гостям. - составляли описание зверька, природы, учились работать с текстом, составляли схему о частях речи. - имя сущ, прилаг, глагол

- их используют для точного представления предметов и явлений.

- составляют фразы







- поднимают карточки















































12.Домашняя работа Карточка - записывают домашнее задание в дневники



12


© 2010-2022