• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по обучению грамоте по теме: Упражнения в чтении и письме. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М (1 класс)

Конспект урока по обучению грамоте по теме: Упражнения в чтении и письме. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комбинированный урок по обучению грамоте.

Урок 40 (2 ч.).

Тема: Упражнения в чтении и письме. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М.

Тип урока: повторение изученного.

Цель: создать условия для осознания смысла слов в предложении, осмысления написания слов с заглавными буквами.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

- формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

Развивающие:

- развивать умение писать предложения;

- развивать умение анализировать текст,

Воспитательные:

- осознанно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- воспитывать любовь к родному краю, малой родине.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке, кружки со слогами лит у ка па ка рил, картинки Петрушки(куклы) и петрушки(овоща), слова - карточки (Россия, Ртищево), ИКТ.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Мотивация деятельности.

II. Актуализация знаний.Фиксация затруднений в деятельности.


  1. Орг. момент.

- Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? 1. Выразительное чтение стихотворения Юнны Мориц «Дом гнома, гном - дома!» детьми, которые выучили его наизусть или приготовили выразительное чтение. -Откройте 68 страницу «Букваря». Рассмотрите разворот и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке. П6

Составление плана урока.

План. Р3 Л2

  1. Чтение слогов и слов.

  2. Составление схем предложений.

  3. Чтение предложений и текстов.

  4. Знакомство с написанием заглавных букв М и Л. (Добавляет учитель.)

2. Работа в «Букваре». П3 П6

- С чего начнём нашу работу? (С чтения слогов.)

- Просмотрите все слоги. Что заметили?

- Прочитайте слоги 1-го столбика. Есть ли что-то общее?

- Что можете рассказать про звук [л]?

- Какого цвета точку поставите?

- Прочитайте слоги 1-й строчки. Есть ли что-то общее?

- Что можете сказать про согласные звуки в этих слогах? Они во всех слогах разные или это один и тот же звук?

Аналогично читают столбики и строчки.

- Замените букву Л в слогах на букву М, прочитайте.

- В каких слогах мягкий звук [л']? Почему? Как вы определили? (Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙI. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

  1. Работа в прописи. Р2 П5
1)Сегодня мы будем учиться писать заглавные буквы Л, М. - Что можете сказать про буквы 1-й и 2-й строчки на с. 12? - Какие это буквы? - Похожи ли они на строчные? - В чём отличие? - Давайте напишем буквы под счёт. (Л: и-раз-и. М: и-раз-и-два-и.) 2) Написание строчных букв. 3) Написание слогов с буквами Л, М. - Прочитайте слоги со строчными буквами М, Л. - Подберите слова, в которых встречаются данные слоги. - Обведите слоги, которые встретились в ваших словах. - Какие соединения потребовались вам для письма? 4) Физкультминутка для глаз с использованием ИКТ. 2. Работа в тетради для печатания. - Откройте тетради для печатания на с. 19. Постарайтесь сами написать заглавные буквы Л и М. - Отличаются ли они от строчных? - Приведите примеры слов, которые можно записать с большой буквы. - Отгадайте загадку:

Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита
-
Для того и сшита.
(Панама.)


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


ΙV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.





V.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение.







1. Работа в «Букваре П5 П6 - Откройте «Буквари», найдите это слово.

- Прочитайте слово, которое написано под ним.

- Чем похожи эти слова?

- Чем отличаются? (Отличие в размерах.)

- Прочитайте все слова в столбиках про себя.


Чтение вслух по заданиям. - Прочитайте слово, обозначающее «говорить ярко, с большим чув­ством». (Пылко.) - Прочитайте слово, в котором есть мягкий согласный звук. (Пилка.) - Какие согласные звуки есть в каждом из прочитанных слов? - Почему одно и то же слово роман написано с маленькой и с боль­шой буквы? (Роман - это мужское имя, пишется с большой буквы; роман - это большое по объёму литературное произведение, слово пи­шется с маленькой буквы.) - Как Романа называют друзья? - Поставьте ударение во всех этих словах. - Что заметили? - Подчерк­ните ударный слог. - Сколько слогов в каждом слове? Как узнали? - Прочитайте слово, обозначающее название рыбы. - Что такое маслина? (Маслина растёт на оливковом дереве, плод с косточкой.) - Прочитайте слово, которое написано в этом же столбике. - Чем похожи слова маслина и масло? - Подчеркните безударные слоги в словах. 2. Работа в прописи. 1) - Откройте в прописи, найдите слова. Прочитайте их про себя. - Прочитайте вслух первое слово. - Кто это? - Обведите его. Обозначьте буквы гласных звуков. Поставьте ударение. Напишите на следующей строчке.

2) Запись под диктовку: лиса, лоси, сила, маки, кума, мука. 3) Самостоятельное написание соединений лм, мл. Самопроверка. - Рассмотрите работу, которую мы сейчас выполнили. Проведём Конкурс красоты. Найдите на странице самые красивые букву, слог и слово. Подчеркните их.

- В кружке внизу страницы справа оцените свою работу: «выполнено хорошо» -заштрихуйте зелёным цветом, «выполнено с недочётами» - жёлтым.

- Как вы оценили свою работу? Почему?


1. Работа в «Букваре». Игра «Слоги рассыпались» в парах. Составление слов (с. 68: калитка, улитка, парилка, парил) с записью на доске. - Посмотрите, что написано на доске в кружочках? (Слоги.) - Найдите такие же слоги в «Букваре». - Какие слова можно составить из данных слогов? Один ученик выходит к доске, остальные на местах в парах составляют слоги. Вопросы к ученику, составлявшему слова (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе составить слова? - Ты составил их правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с помощью товарища? - Сейчас мы учились оценивать свою работу.
1. Работа в тетрадях для печатания. П2 Звуко-буквенный анализ слова калитка. Сделаем звуко-буквенный анализ слова калитка. П4 - В этом слове три слога, так как три гласных звука, ударный второй слог.

- Послушаем первый звук.

Учитель произносит слово, голосом выделяя первый звук: кккалитка.

  1. Звук [к] - согласный глухой, твёрдый. Ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой К.
- Слушаем второй звук: кааалитка.
  1. Звук [а] - гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой А.
- Слушаем третий звук: калллитка.
  1. Звук ,] - согласный звонкий, мягкий, ставим точку зелёным цветом, на письме обозначается буквой Л.
- Слушаем четвёртый звук: калииитка.
  1. Звук [и] - гласный ударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой И.
- Слушаем пятый звук: калитттка.
  1. Звук [т] - согласный глухой, твёрдый, ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой Т.
- Слушаем шестой звук: калитккка.
  1. Звук [к] - согласный глухой, твёрдый. Ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой К.
- Слушаем седьмой звук: калиткааа.
  1. Звук [а] - гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой А.
Вывод: В этом слове семь букв, семь звуков.
  1. Работа в «Букваре». П7 К2
  2. Физминутка. Дыхательная гимнастика.

Чтение предложений с «игрой слов». Беседа о лексическом значении слов (с помощью картинок). Чтение 1-го предложения. - Посмотрите на предложения внизу страницы. Прочитайте первое предложение. - Что заметили? - Почему одно и то же слово написано и с маленькой, и с большой буквы? - Объясните, что значит: Роман листал роман. (Это значит, он его не читал, а просматривал.) - Подчеркните буквы Р, р в этих словах. - Есть ли иллюстрация к этому предложению? Чтение 2-го предложения, объяснение. (Галка - женское имя, Галина, пишем с большой буквы, галка - название птицы, пишем с маленькой буквы.) - Подчеркните первые буквы в словах, одинаковых по произноше­нию. Чтение 3-го предложения. - Почему необходимо было поставить ударение во всех словах? - Прочитаем с другим ударением, что получится? - Есть ли иллюстрация к этому предложению? - Что делает пугало? - Кого пугает? - Почему его прозвали пугалом? (Пугало - палка, воткнутая в землю, к ней прибивается поперечи­на, на неё надевается старая одежда, к которой привязаны предме­ты, создающие шум при ветре. Используют в саду, на огороде для от­пугивания птиц.) Аналогично дети сами объясняют значение слов сорок сорок, обращая внимание на ударение. - Очень интересное предложение, прочитаем его ещё раз. Чтение 4-го предложения. Подчёркивание букв. Объяснение значения слов. Чтение последних двух предложений с опорой на картинки. У странника панама стара. - Кто такой странник? (Путешественник.) - Что значит: У странника панама стара? (Это значит, что его го­ловной убор не новый, а старый, он часто в панаме был в различных путешествиях. Это слово пишется с маленькой буквы.) - Почему в последнем предложении слово Панама написано с боль­шой буквы? (Это название государства.) - Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? (Это указатель для водителей, путешественников, подсказка, в какой стороне на­ходится страна Панама.) - А как называется страна, в которой мы с вами живём?(Россия). - А в каком городе мы живём?(Ртищево). - Это наша малая родина, которая мила каждому сердцу. - Как будем писать эти географические названия? (с заглавной буквы). - Сколько всего предложений прочитали? Докажите графически. - Найдите предлоги и обведите их в треугольник. - Сколько предлогов использовали для составления предложе­ний? - Прочитайте слова с предлогами. - Прочитайте только те слова, которые написаны с заглавной бук­вы. - Прочитайте имена. - Прочитайте название страны. - Прочитайте предлоги. - А можно ли все эти предложения назвать текстом? Почему? Анализ схемы и составление предложения. - Посмотрите внимательно на схему над картинками. Это схема чего? (Это схема предложения. Начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку.) П1 - Сколько в этом предложении слов? (4.) - Как определили? - Какое самое маленькое? Почему? Составление предложения. 1-е слово - книга, так как мы видим на картинке книгу. 2-е слово состоит из трёх слогов, ударный второй слог, начи­нается на букву У. Наверное, упала. 3-е слово маленькое - это предлог с. 4-е слово - здесь нарисована картинка, на которой изображено мно­го книг. Они стоят на полке. Получилось предложение: Книга упала с полки. - Что мы сейчас делали? - Чему учились, выполняя эти задания? П4 Р4
4. Работа в прописи, с. 12. Анализ предложения и подготовка к списыванию.

- Физминутка под музыку для мышц пальцев кисти рук. - Посмотрите, какое предложение записано в прописи.

- Сколько слов в этом предложении?

- Прочитайте первое слово, почему оно написано с большой буквы? (Это начало предложение и имя.)

- Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.

- Прочитайте второе слово. С какой буквы оно написано? Почему?

- Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.

- Прочитайте третье слово. Это союз.

- Прочитайте четвёртое.

- Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы. Запись предложения с комментированием.

- Постарайтесь написать так, чтобы это задание было выполнено ещё лучше, чем та оценка, которой вы уже оценили работу на этой странице.
5. Чтение текста Надежды Надеждиной «Почему её назвали пе­трушкой?» Л1 К4 П7 Р1

(На доске картинки Петрушки(куклы) и петрушки(овоща). 1) Работа с текстом до чтения. - О чём говорит имя автора? - Интересно, о чём Надежда Надеждина расскажет на этот раз? Рассматривание иллюстрации. - Кто изображён на картинке? - Что в руке? - Где, когда происходит дей­ствие? - Давайте прочитаем название. - Что такое петрушка? - Вкусная? По­лезная? - Интересно, что Надежда Надеждина расскажет про петрушку? Физминутка «Гномы и лилипуты». 2) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста про себя. Перечитывание: чтение текста по смысловым частям. После чтения 1-го абзаца: - Оказывается, имена, которыми мы называем людей, пришли к нам из Греции. После 2-го абзаца: - Зачем давали детям при рождении имя Пётр? - Какое уменьшительное имя от Петра? - Кем в старину являлся Петрушка? (Это весёлый, смешной, озор­ной герой народного кукольного театра.)
После 3-го абзаца: - Почему же такое имя дано овощу? - В чём отличие Петрушки от петрушки? - А что общего? 3) Работа с текстом после чтения. - Сколько частей (абзацев) в тексте? - Как об этом догадались? - Прочитайте первую часть. - …Вторую часть. - …Третью часть. - Чем удивил прочитанный текст? - В какой книге можно узнать о значении и происхождении имён?


Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ТООУ

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ТООУ

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.













ТООУ





VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какие буквы научились писать? Р4 П4 - Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? - Все ли пункты плана выполнили? - Чему научились на уроке? - Кому сегодня было легко? - Кому ПОКА было трудновато? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?


ТООУ

V. Домашнее задание (по желанию)


- Расскажите родителям, что узнали о греческих именах в русском языке.



Конспект урока по обучению грамоте по теме:Упражнения в чтении и письме. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. Написание слогов и слов с заглавными буквами Л,М (1 класс).

10

© 2010-2022