Урок русского языка на тему Удвоенные буквы согласных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Понятие об удвоенных буквах согласных»

Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий

Класс: 3 А УМК: «Школа 2100» Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности обучающихся в процессе освоения знаний по развитию умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова. Задачи:

  1. Учить наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
  2. Развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость (познавательные УУД), умения работать в парах (коммуникативные УУД), умения анализа и самоанализа деятельности (регулятивные УУД).
  3. Воспитать эмоционально-личностное отношение к предмету/

Планируемый результат:

  1. Обучающиеся научатся наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
  2. Проявляют умения строить устную и письменную речь, работать в парах (коммуникативные УУД), анализа и самоанализа деятельности (регулятивные УУД).
  3. Проявляют эмоционально-личностное отношение к предмету.

Оборудование: учебник русского языка Е.В.Бунеевой, Н.А.Исаевой, презентация

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. СЛАЙД 1 Сегодня урок русского языка. Присаживайтесь. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи - За работу, в добрый час!

Приветствуют учителя

Актуализация знаний и способов действий

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте - Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите дату. Сегодня 29 сентября. Классная работа. Выделите орфограммы. Комментированная запись числа. - Ребята, а кто-нибудь из вас находил клад? -а как вы считаете, что это такое? -Что для вас будет являться кладом? -А как зовут человека, который ищет клад? (кладоискатель) -сегодня мы будем в роли кладоискателей. СЛАЙД 2 Ребята, какой клад вы бы хотели найти сегодня? -Нашим кладом сегодня будут, конечно, знания, которые мы получим. - Все необходимое для нахождения клада у нас готово, вперед! - Чтобы дойти до заветной цели, нам нужно будет выполнить множество заданий. - Начнем с минутки чистописания.

Минутка чистописания

(Минутка чистописания

становится "мостиком" к теме)

Посмотрите на доску.

Мм пп лл рр нн

- Можно ли сказать, что это слоги?

- Какое буквосочетание может быть лишним?


- Запишите данные соединения себе в тетрадь, по одному разу соблюдая при этом высоту букв и наклон.
-Я вижу , что большинство из вас старались. Молодцы!

Открывают тетради, записывают дату, классная работа


Ответы детей

Кладоискатель: варианты детей




Нет, т.к. состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный
Пп - обозначает глухой согласный звук

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию



- Ребята, все помнят мультфильм «трое из Простоквашино»?

- Так вот герои направились искать клад, а мы им поможем.

Поможем героям-кладоискателям выполнить задание 1.

Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду загадывать загадки, а вам нужно их отгадать и с помощью вееров, работая в парах, показать буквы, которые нужно запомнить в этих словах. Ответ говорим хором.(СЛАЙД 3) Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный... (класс) слайд 4 2. Простудился я вчера, Голова болит с утра, Я закашлялся, охрип. Уменя, наверно...(грипп) слайд 5 3. Вдоль дороги по бокам Липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут... (аллея) слайд 6 - Что интересного в этих словах, что в них необычного? Какие буквы вы показывали? (сспплл) - О каких орфограммах мы будем говорить на уроке? Слайд 7(Об орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.) -Что такое удвоенная буква согласного?
- Ребята, поставьте пред собой цель.



(Проблемный вопрос) -А можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове? Вот и узнаем ответ на этот вопрос Откройте учебник на с. 58. Найдите упр.57 Прочитайте задание. - Попробуем подобрать проверочные слова к словам массаж, касса, сумма. - Что можно сказать?



-Сделайте вывод. СЛАЙД 8

-а проверить их написание можно только по словарю
-Выполняем упражнение по заданию. Списываем, подчёркивая удвоенную букву согласного зеленой пастой. Следим за посадкой, наклоном тетрадей на парте. Свою готовность показываем посадкой.


(Проблемный вопрос) - В какой части слова находится удвоенная буква согласного? - Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Возьмем слово класс. Подберите однокоренные слова. (Вывод) В какой же части слова находится удвоенная буква?

Отгадывают загадки





Согласные,

удвоенные.

сспплл

Об орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.

Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом

Научиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте

Да/нет

Откр. учебники

проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно
Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.




Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного зеленой пастой.


Подобрать однокоренные слова.

Классный, одноклассники.

В корне.

Развитие умений - применение знания.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группах

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-Найдём упр. 58. Прочитайте задание. СЛАЙД 9 -Выполним упражнение по рядам. 1 ряд находит однокоренные слова к словам «касса, ссора». 2 ряд - к словам «класс, жужжит». 3 ряд - «ванна, аллея».Выполняем по образцу, его вы видите на слайде. Образец записи: (на слайде) Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша -Прочитайте задание после упражнения, выполните его. Покажите посадкой, кто готов. (После их работы) -Проверяем по слайду. СЛАЙД 10 -Что вы заметили? Сделайте вывод. (Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.)
Физминутка.
Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного. - Ребята, с написанием удвоенной согласной в корне слова связано еще одно правило. - ребята, а как вы думаете, как мы будем переносить слова с удвоенной согласной в корне слова? - Прочитайте правило на с. 58. - Что нового вы узнали из этого правила? -
- Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного?
- Всегда ли можно так переносить слова?

- Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него?

-правильно!




Ученики самостоятельно находят однокоренные слова по рядам.



Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.



Читают самостоятельно

Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.

Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.

Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.

Нельзя оставлять одну букву при переносе

Самостоятельная работа

Найдите упражнение 60.

Прочитайте задание.

Мы продолжаем работать в командах.

1 ряд выписывает слова, которые используют на математике, 2 ряд -на русском языке. 3 ряд - на физ.культуре.

Зеленой пастой разделите слова вертикальной чертой для переноса. Пользуемся памяткой на стр.173

-из 1 ряда (2, 3) кто хочет прочитать слова? Читать надо по слогам. Как вы бы разделили для переноса.

-проверяем , 1 ряд в тетрадях, остальные слушают.. (проверка на слайде)

-молодцы!

-Сделаем вывод, о том, как надо переносить слова с удвоенной согласной.. (

Переносить слова с удвоенной буквой согласного нужно так, одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку, только если удвоенная буква находится в середине слова. Нельзя оставлять одну букву при переносе

Информация о домашнем задании

Записываем домашнее задание:

П с. 58 учить, с. 68 упр. 1, 2

Рефлексия

- В начале урока вы сказали, какой клад хотели бы найти. Что же нового вы сегодня узнали?

(Спросить нескольких).

-У вас на столах лежат разноцветные драгоценности. А на доске у нас сундук. Кто работал на уроке активно, всё получалось, было легко -
складываем в этот сундук зеленые драгоценности, кому было немного трудно, но очень старался.- желтые.

-новых вам кладов в стране знаний!



© 2010-2022