- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование умений самооценки младшего школьника как аспект повышения уровня личностных учебных действий
Формирование умений самооценки младшего школьника как аспект повышения уровня личностных учебных действий
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ольшевская Т.В. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
18
Содержание I. Введение
2 II. Основная часть
3 - 11 1. Самооценка - необходимый компонент развития самосознания.
3 - 4 2. Диагностическое исследование самооценки учеников в 1 классе.
4 - 6 3. Путь развития самооценки - как один из компонентов деятельности, связанный с выставлением себе отметок.
6 4. Процедура самооценки.
6 - 7 5. Приёмы самооценки.
7 6. Оценивание в условиях безотметочного обучения.
7 - 8 7. Инструменты самооценки своих достижений.
8 - 10 8. Сравнение диагностических исследований самооценки учащихся в 1 и 3 классах.
11 III. Актуальность работы. Выводы
11 - 12 IV. Распространение опыта работы по данной проблеме
12 - 13 V. Список используемой литературы
13 - 14 VI. Приложения
14 - 18
I. Введение Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, иными словами обладать регулятивными действиями. По ФГОС в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Иными словами - научатся учиться. Противоречие наблюдается в том, что по старым стандартам оценочная деятельность была сосредоточена в руках учителя. Поэтому самооценка складывалась по результатам, а процесс деятельности и этапы планирования и прогнозирования не находили в ней отражения. По новым стандартам у ребенка будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия, в том числе и самооценка. Самооценка является ядром самосознания личности и одним из составляющих регулятивных и личностных УУД. Но учебное действие оценки становится основой для развития самооценки ребёнка лишь в том случае, если он усваивает критерии и алгоритм оценивания. Поэтому, с первого класса формирую умения самооценки учащихся, что позволит снизить уровень тревожности в учебных ситуациях, повысить сознательное отношение к целям обучения и к самой учебной деятельности. Основная цель работы: формирование самооценки, направленное на становление сознания и личности ученика в целом. Задачи: - создание условий для успешного учения (ситуации успеха); - активизация познавательной деятельности и интереса к предметам; - формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; - приобщение к поисковой и творческой деятельности; - создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке. Гипотеза: предполагаю , что адекватная самооценка учащихся является показателем становления сознания и личности ученика в целом и повышения уровня личностных УУД. Объект исследования: умения самооценки младшего школьника. Предмет исследования: самооценка младшего школьника. Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ, шкалирование, регистрация.
II. Основная часть
- Самооценка - необходимый компонент развития самосознания.
- Диагностическое исследование самооценки учеников в 1 классе.
Вывод. 10 - 44% обучающихся имеют завышенную самооценку, 6-26% адекватную самооценку, 7-30% -заниженную самооценку. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейна позволила мне увидеть самооценку некоторых личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Испытуемому выдавался бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Обработка проводилась по шести шкалам. Каждый ответ выражался в баллах. По каждой из шести шкал предлагалось определить: • уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; • высоту самооценки - от «о» до знака «-»; • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом. Следует заметить, что уровень притязаний в классе высокий. 81% учащихся имеют завышенную самооценку, которая подтверждает личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка указывает на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Заниженная самооценка - 4 % свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. По итогам данной методики можно сделать вывод, что 22 ученика-81% - завышенная самооценка, у 4-15%- адекватная ,1-4% -заниженная.
Вывод. Сравнивая успешность обучения с результатами, полученными в ходе исследования самооценки, увидела, что большинство детей моего класса переоценивали результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживали расхождение между тем, что от них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником. Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. Результаты проведенных исследований помогли мне определить уровень самооценки обучающихся и наметить пути развития личностных и регулятивных УУД. 3. Путь развития самооценки - как один из компонентов деятельности, связанный с выставлением себе отметок. Основной путь развития самооценки, я определяю - как один из компонентов деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, поэтому самооценку использую с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Опираясь на положение психолого-педагогической теории и практики о том, что самооценка включает самоконтроль и самопроверку, чтобы определить соответствие учебных действий обучающихся условиям и требованиям учебной задачи, я стала самоконтроль использовать для выявления связи с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому обеспечивалась нужная полнота операционального состава действий и правильность их выполнения. Выполнение действий самоконтроля и самооценки помогала мне учить детей обращать внимание на содержание собственных действий, рассмотрение их оснований с точки зрения требуемого задачей результата. 4. Процедура самооценки. Развитие оценочной самостоятельности считаю ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования. Поэтому, в процедуру самооценки включаю: 1. Разработку для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания. 2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов. 3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы. 4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. 5. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника. 5. Приёмы самооценки. Вера ребёнка в свои силы в значительной степени зависит от учительского внимания, доброты, чуткости и веры в детские возможности. Поэтому для повышения самооценки учащихся использую следующие приёмы: 1. Авансируя успех ребёнка, оцениваю его инициативу, стремление, старания (в том случае, если результат был низким). 2. Предлагаю ему выполнить доступное задание, (но об этом ему не сообщаю), чтобы закрепить у ученика положительное впечатление о достигнутых результатах. 3.Стараюсь, чтобы к каждому ребёнку одноклассники относились доброжелательно, особенно к тем ребятам, о знаниях которых первоначально сложилось не лучшее мнение. 6. Оценивание в условиях безотметочного обучения. Оценивание в условиях безотметочного обучения строю по следующим правилам: 1) оценивание начинаю с первого дня обучения; 2) при оценивании опираюсь на достижения ребёнка; 3) оценивание осуществляю последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания; 4) оценкой формирую у ребёнка видение его перспективы; 5) оценка осуществляется на основе чётких, понятных ребёнку критериев; 6) оценивание провожу систематически. Не забываю о том, что родители служат для ребёнка главным источником суждений о нём самом, поэтому формирую самооценку учащихся совместными усилиями школы и семьи. Для родителей первоклассников я провожу собрание на тему « Роль самооценки в развитии учащихся», на котором даю рекомендации, как повысить у ребёнка самооценку. Поначалу мы брали для оценивания, какое - нибудь одно из умений, например, наклон буквы или цифры, высоту написания букв, аккуратность и т. д. Постепенно способность учащихся к самооценке развивалась, ребята учились воспринимать свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Чтобы приучить школьников ответственно относиться к оценочным действиям, предлагаю такие задания, где им самим надо выбрать ту часть работы, которую они хотят сегодня предъявить учителю для оценки, и самим выбрать критерии оценивания. 7. Инструменты самооценки своих достижений. Для самооценки своих достижений (на начальном этапе) учащиеся использовали: - «волшебную линеечку» - измерительный «прибор». Например, на самом верху «линеечки» может поставить «крестик» тот ребёнок, который все буквы или слова написал правильно, а в самом низу - тот, кто все буквы или слоги написал неверно.
- «Волшебные линеечки»
-Высокий уровень достижений. - Хороший уровень достижений. - Средний уровень достижений. - Низкий уровень достижений. Развитие может диагностировать взрослый - учитель или психолог.
«Ступеньки роста»
Не очень доволен Доволен Очень доволен «Кнопочки» Чем больше закрашен кружочек, тем выше усвоение программного материала.
«Цветные сигналы» - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой.
- допущены неточности. - надо постараться, и успех придёт.
- зелёный цвет - работа понравилась, хочу выполнить ещё;
- синий цвет - работа понравилась;
- красный цвет - работа не понравилась, потому что …
УУД
1 класс
3 класс
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий Личностные
36%
45%
17%
48%
48%
4% Внутренняя позиция школьниуа
18%
52%
30%
68%
28%
4% Самооценка
81%
15%
4%
30%
66%
4% Мотивация учебной деятельности
10%
68%
22%
44%
48%
8% Регулятивные
12%
54%
34%
42%
50%
8%
С развитием личностных и регулятивных УУД повышается процент качества знаний. Это можно проследить по диаграмме.
8. Сравнение диагностических исследований самооценки учащихся в 1 и 3 классах. Чтобы увидеть развитие самооценки я провела исследование в третьем классе по тем же методикам, которые были использованы в 1 классе.
Методика А.И.Липкиной "Три оценки" дала следующие результаты (Приложение № 5)
Вывод. 7 - 30% обучающихся имеют завышенную самооценку, 15-66% адекватную самооценку, 1-4% -заниженную самооценку. Уровень адекватной самооценки в данной методике увеличился на 40%. Исследование самооценки личностных качеств по методике Дембо - Рубинштейна показал (Приложение № 6)
Вывод. 9 - 40% имеют завышенный уровень самооценки, 13-56%- адекватный уровень,1-4% заниженный уровень. Адекватный уровень самооценки вырос на 30%. Многие скептики, скажут, что с возрастом и так изменится самооценка, но я считаю, что в моем классе решающим фактором была проведенная работа, без неё результат был бы ниже. III. Актуальность работы. Выводы Описанная мной работа, представляется мне очень важной, поскольку только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относится к собственным ошибкам и неудачам, превращая их в задачи самообучения, а, не воспринимая их как повод для обиды критикующего или впадая в уныние, отказываясь от каких бы то ни было усилий. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. В этой связи одним из самых важных умений самостоятельной личности современного обучащегося, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил.
- Целью самооценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.
- Безотметочное обучение выступает как предпосылка формирования и развития умения объективной самооценки обучающихся младших классов.
- Безотметочное обучение позволяет избежать наказания за недочеты процесса учебной деятельности.
- Адекватная самооценка учащихся повышает уровень сознания и личности, способствует развитию личности ученика в целом.
V. Список используемой литературы 1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 2000. - С. 49 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2001. - С. 64 3. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 2001. - С. 28 4. Выготский Л.С. Детская психология. - М.: Педагогика, 1999. - С. 44 5. Давыдов В.В. Психология младших школьников. - М., 2000. - С. 25 6. Захарова А.В. Формирование самосознания и самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 2003. - С. 83 7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 2002. - С. 20 8. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 2002г. - С. 32 9. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, - М.: Просвещение,2001. - С. 53 10. Эльконин Д.Б.Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., Педагогика, 2001. - С. 57 11. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995. - С. 34 12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1997. - С. 54
VI. Приложения
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
МБОУ гимназия № 42 г. Пензы