Проект Устное народное творчество (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Устное народное творчество»


Пояснительная записка
«…В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия…» Г. Н.Волков. Народная педагогика - мудрая и добрая помощница в воспитании детей. Большое значение в народном воспитании имеет преемственность поколений. Смысл воспитания в конечном счёте - это укрепление преемственности поколений, основанное на гуманистических традициях народа. Традиции являются корнями дерева культуры, связывающими его с почвой, питающими его соками. И как дереву, чтобы оно росло, нужны корни живые, растущие, так и культурные традиции требуются развивающие. Каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться живительному источнику народной мудрости - фольклору. «Фольклор» в переводе на нашу речь имеет несколько значений. Его начало «Фольк» - народ, а конец «лор» - знание. И так, слово принято переводить как « народная мудрость», а употребляется оно обычно, как « народное творчество». Благодаря фольклору, в частности, чувашским и русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами,- словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Цель проекта - сотрудничество классного коллектива с родителями для развития интереса к традициям, обычаям и особенностям семейного воспитания. Задачи: - формировать духовно - нравственные основы личности; - развивать художественно - эстетический вкус младших школьников; - воспитывать уважительное и бережное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного. Сроки реализации проекта: март 2012 года
Разработчик проекта: Долганова О. А., классный руководитель 2 класса МБОУ «Вурман - Сюктерская средняя общеобразовательная школа»
Участники проекта: учащиеся 3 класса, их родители.
Ресурсы: 1.Методические: 1) Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики 2)Волков Г. Н. Этнопедагогика 3) Журналы « Начальная школа»
2.Материальные: народные костюмы, самовар.
Средства реализации проекта: Пословицы. Небылицы. Сказки. Частушки. Игры. Этапы реализации проекта: I этап -Подготовительный -3- 13 марта 2012 года Заучивание детьми своих ролей. Разучивание русских народных песен, танцев, частушек. Шитьё костюмов. Чтение сказок. Знакомство с пословицами о труде. II этап - Основной -13 марта 2012 года Реализация проекта - проведение фольклорного праздника « Деревенские посиделки». III этап -Заключительный -13 марта 2012 года Анализ внеклассного мероприятия. Рефлексия. Механизмы реализации проекта: 1. Вступительное слово учителя. 2.Выступления учащихся. Планируемые результаты проекта: 1. Установление доброжелательных отношений между членами семьи. 2. Повышение уровня культуры учащихся и родителей.
Риски: Отсутствие некоторых учащихся на празднике и их родителей.


















Приложение
Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»
Класс, где проходят посиделки, украшен. Посреди класса стоит стол, покрытый белой скатертью. На столе самовар, расписная посуда, угощение. На скамейке сидят «девицы - рукодельницы» и «молодцы - мастера».

Проект Устное народное творчество (2 класс) Ведущий: Уважаемые гости, дорогие ребята! Мы продолжим разговор о традициях и обычаях русского народа. Сегодня у нас праздник « Деревенские посиделки». Посиделки - одна из форм активного отдыха, в основе которого лежат трудовые, нравственно - бытовые и фольклорные традиции. Посиделки - не просто времяпровождение. Они имели в себе ростки культуры, являясь хранителями лучших традиций народного творчества. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, показать своё искусство в рукоделии, пляске, пении - показать себя.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждём- поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Гость: В избу вашу жаркую Мы пришли с подарками.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость: Гостям - то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте- да не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах - светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки. (Гости исполняют шутливые диалоги.)
-Федул, что губы надул? -Кафтан прожёг. -Можно зашить. -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался.
-Фома, что из леса не идёшь? -Да медведя поймал. -Так веди сюда! -Да он не идёт! -Так сам иди! -Да он меня не пускает! -Сынок, сходи за водицей на речку! -Брюхо болит! -Сынок, иди кашу есть! -Что ж, раз мать велит. Надо идти! ( Гости поют русскую народную песню «Где был, Иванушка?»)
1.Где был, Иванушка? На ярмарке. Что купил, Иванушка? Курочку. Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт, Иванушка в горенке песенки поёт. 2. Где был, Иванушка? На ярмарке. Что купил, Иванушка? Уточку. Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт, Уточка по лужице взад - вперёд плывёт. Иванушка в горенке песенки поёт. 3. Где был, Иванушка? На ярмарке. Что купил, Иванушка? Барашка. Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт, Уточка по лужице взад - вперёд плывёт. Барашек в садике травушку жуёт. Иванушка в горенке песенки поёт. 4. Где был, Иванушка? На ярмарке. Что купил, Иванушка? Коровушку. Курочка по сеничкам зёрнышки клюёт, Уточка по лужице взад - вперёд плывёт. Барашек в садике травушку жуёт. Коровушка деткам молочко даёт. Иванушка в горенке песенки поёт.
-Что ваши девчата делают? -Шьют да поют. -А матушки? -Порют да плачут.
-Фома, у тебя в избе тепло? -Тепло. На печи в шубе согреться можно. ( Девочки выходят плясать, исполняют частушки.)
Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире. Не одна иду плясать, Нас идёт четыре.
А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала подружки.
Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла, Я не удержалася.
По деревне я шла И Никиту видела_ Под кустом сидел и плакал: Курица обидела.
Сидит ёжик на берёзе - Белая рубашка, На головке - сапожок, На ноге фуражка.
Я частушек много знаю, И хороших, и плохих. Хорошо тому послушать, Кто не знает никаких.
Разрешите поплясать, Разрешите топнуть. Неужели в этом доме Половицы лопнут?
Здорово, здорово У ворот Егорова. А у наших у ворот Всё идёт наоборот.
Ох, ты матушка Россия, До чего же хороша! Хоть и плохо мы живём, Зато пляшем и поём.
Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги, Оглянулася назад: Сапоги мои лежат.
Балалаечка гудок Своё дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет.
Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?
( На середину выбегают мальчики, они танцуют в присядку, один поёт.)
На горе стоит телега, Слёзы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги. ( Гости заняты делом. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.)
Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.
Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки.
-Акуля, что шьёшь не оттуля? -А я батюшка, ещё пороть буду.
(Дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько») 1. Ой, вставала я ранешенько, Умывалася белешенько. Ой - ли, да - ли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя. 2. Надевала черевички на босу. Я гнала свою корову на росу. Ой - ли, да - ли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя. 3.Я гнала свою корову на росу. Повстречался мне медведь во лесу. Ой - ли, да - ли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя. 4.Я медведя испугалася, Во часты кусты бросалася. Ой - ли, да - ли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя. 5. Ты, медведюшка - батюшка, Ты, не тронь мою коровушку. Ой - ли, да - ли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя. 6.Я коровушку доить буду, Малых детушек поить буду. Ой - ли, да - ли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя. 7.Ой, вставала я ранешенько, Умывалася белешенько. Ой - ли, да - ли, калинка моя, В саду ягода - малинка моя.
Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? ( Она угощает гостей конфетами.)
Гость: Жили-были дед да баба, Была у них курочка - ряба. Снесла курочка яичко, Не простое - золотое. Баба: Эй, старик, проснись скорей! Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха? Баба: Да смотри, что я нашла: Наша курочка-пеструха Под кустом яйцо снесла. Дед: Ну, снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела? Баба: Да яйцо-то не простое, А, гляди-ка, золотое. Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели. Баба: Погляди, горит как жар. Дед: Не случился бы пожар! Баба: Ох, горит, слепит глаза! Дед: Чудеса! Баба: Чудеса! Дед: Ты в сундук запри его. (Раздается стук в дверь) Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как назло, Ненароком принесло. Дед: Ты пойди, запри засов, Да спустить бы надо псов. Баба: В среду в город я поеду, Там Базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, Накидают мне рублей, На салоп себе добуду Я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, Разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую, До краев набью сундук. Дед: Что ты мелишь небылицы! Ишь, сыскалась молодица Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трехэтажные палаты И беседки по углам. Баба: Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живем других не хуже, Ни к чему нам этажи! А за эти за беседки Засмеют тебя соседки. Дед: Пусть смеются, мне не жалко! Баба: Да уймись ты, не кричи, Вон упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет! Дед: Я хозяин или нет?! Баба: Ох, яичко покатилось, Покатилось и разбилось. И скорлупки не осталось, Всё куда-то подевалось! Дед: Ну, чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили, И работать, как всегда. Баба: И шубенку справить можно, И подправить можно дом. Дед: Только то, видать, надежно, Что дается нам трудом. Открывай, старуха, дверь, Что нам прятаться теперь! Эй, соседка! Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след. Заходите на часок, У меня хорош квасок, И варенья, и соленья. Дед и баба: Заходите без стесненья!
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой! Большого здоровья! С новым вас урожаем! С вкусным караваем! Где труд - там и счастье! Кто любит трудиться, Тому без дела не сидится! Не бойся работы, пусть она сама тебя боится! Коли взялся за дело, доведи его до конца! Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня! Руки, ноги целы - стыдно сидеть без дела! Руками делай, головой думай! Безделье - начало бедности. Лень - ключ несчастья. Счастье добывается в труде, а не в лени и сне.
(Все гости встают в хоровод и поют русскую народную песню «По малину в сад пойдём»). 1.По малину в сад пойдём, В сад пойдём, в сад пойдём, Плясовую заведём, Заведём, заведём. Припев: Солнышко на дворе, А в саду тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка - малинка! 2.Ты, малинка, не в роток, Не в роток, не в роток, Насыпайся в кузовок, В кузовок, в кузовок. Припев: 3.Как малины наберём, Наберём, наберём, Пирогов мы напечём, Напечём, напечём.. Припев: 4.Пирогов мы напечём, Напечём, напечём, Всех соседей позовём, Позовём, позовём. Припев: Солнышко на дворе, А в саду тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка - малинка!
Ведущий: Вот и вспомнили мы старину. Но, как говорится, воробья баснями не накормишь. Угощайтесь, гости дорогие! Чай пить - не дрова рубить! ( После чаепития ведущий предлагает всем закончить посиделки хороводом. Звучит фонограмма хороводной песни. Родители и дети встают в круг.) Примечание. Песни, пляски, задорные частушки учат детей чувствовать красоту народной культуры, осознавать себя россиянами. Посиделки (улах) - деревенский молодёжный обряд. Девушки и парни собирались в избушке одиноких стариков и коротали осеннее - зимние вечера. Организаторами улаха были девушки. Они на этих вечерах занимались рукоделием: пряли, вязали, пели песни, частушки и плясали. Парни иногда плели лапти, играли на гармони. Основное время уделялось играм.


Литература: 1.Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. Москва «Педагогика», 1988. 2. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары Чувашское . книжное издательство,1989. 3. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары - 2004 4. Журнал « Начальная школа» №9, 1994. 5. Журнал « Начальная школа» №7, 1997.

15

© 2010-2022