Рабочая программа кружкового занятия по башкирскому языку Радуга. Изучаем башкирский язык

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан



Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании ШМО

зам. Директора по НРК

директор МБОУ СОШ № 2

протокол № 1 от 28.08.2015

29.08.2015

Ракчаев А.К._______

_____Хамитова З.Я.

__________Э.Х.Гареева

Приказ № 1 от 31.08.2015


Рабочая программа

внеурочной деятельности

по башкирскому языку во 2 классе

«Радуга. Изучаем башкирский язык»



Срок реализации: 2015-2016 учебный год Рабочая программа составлена в соответствии с программой по башкирскому языку и литературе для учащихся I-XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Х.А. Тулумбаев, М.С.Давлетшина, З.М.Габитова.- Ижевск, издательство «Книгоград», 2008. (Башҡорт теле һәм әҙәбиәте программаһы, уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең I-XI кластары өсөн. Ижевск: Китап, 2008. Төҙ. Х.А.Толомбаев, М.С. Дәүләтшина, М.Г.Усманова,З.М.Ғәбитова). Составитель: Садыкова Раиля Наиловна

Туймазы 2015

Пояснительная записка Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе. Курс башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к башкирскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
  • сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развивать образное мышление;
  • развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать творческие способности;
  • увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
  • содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Рабочая программа по башкирскому языку, разработанная на основе авторской программы «Программа по башкирскому языку для русскоязычных учащихся I - XI классов школ с русским языком обучения», авт.: Усманова М. Г., Тулумбаев Х. А., Давлетшина М.С., Габитова З.М. - Ижевск: Книгоград, 2008г. Программа допущена Министерством образования и науки РБ.

Краткое описание содержания программы Программа имеет возрастную привязку: для 2-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям. Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме дополнительного занятия общеинтеллектуальной направленности «Башкирский язык». Реализация программы рассчитана на 1 год начального образования, объёмом в 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет.

Формы организации внеурочной деятельности Для расширения кругозора обучающихся, расширения знаний о башкирском языке используются: - игры на развитие речи; - объединение по группам; - игры на развитие внимания; - упражнения на развитие логической связи; - упражнения на развитие логического мышления. - определение порядка и логической связи между предметами; - название предметов по их признакам; - исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами. Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Методическое обеспечение Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой работы;
  • методы индивидуальной работы.
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса. Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей. Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы для работы с текстами;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос;
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • воспроизводить способ решения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • оценивать предъявленное готовое решение;
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;
  • составлять тексты из частей речи, определять место данного слова в предложении.


Календарно-тематический план № Название темы

Дата проведения

по пл. факт.

2г,д

по пл. факт.

по пл. факт. 1. Һаумы, мәктәп! Здравствуй, школа!

1.09.


2.09.


3.09.


2. Тыуған Башҡортостан. Родной Башкортостан.

7.09.


9.09.


10.09.


3. Мәктәп баҡсаһы. Школьный сад.

14.09.


16.09.


17.09.


4. Беҙҙең класс. Наш класс.

21.09.


23.09.


25.09.


5. Кемдең? Кемдеке? Чьё?

28.09.


30.09.


1.10.


6. Мәктәп. Школа.

12.10.


14.10.


15.10.


7. Беҙ уҡыусылар. Мы - ученики.

19.10.


21.10.


22.10.


8. "Мәктәп" темаһы буйынса ҡабатлау. Повторение пройденного по теме "Школа".

26.10.


28.10.


29.10.


9. Ғаилә. Семья.

2.11.


3.11.


5.11.


10. Минең ғаилә. Моя семья.

9.11.


11.11.


12.11.


11. "Ғаилә" темаһы буйынса ҡабатлау. Повторение пройденного по теме "Семья".

23.11.


25.11.


26.11.


12. Аҙыҡ-түлек.Продукты

30.11.


2.12.


3.12.


13. Ҡайҙа?Где? Куда?

7.12.


9.12.


10.12.


14. Ҡайҙан? Откуда?

14.12.


16.12.


17.12.


15. Нимә менән? С чем? Чем?

21.12.


23.12.


24.12.


16. Тиҙәйткестәр. Һанашмаҡтар. Скороговорки. Считалки.

28.12.


30.12.


31.12


17. Һанай беләһеңме? Умеешь считать?

11.01.


13.01.


14.01.


18. Аҙыҡ-түлек магазины. Продуктовый магазин.

18.01.


20.01.


21.01.


19. Дауаханала. В больнице.

25.01.


27.01.


28.01.


20. К.Ушинскийҙан "Дарыу". От К.Ушинского "Лекарство".

1.02.


3.02.


4.02.


21. Кейем-һалым. Одежда.

8.02.


10.02.


11.02.


22. "Кейем" темаһы буйынса һорауҙарға яуап биреү. Ответы на вопросы по теме "Одежда". 15.02.
17.02.


18.02.


23. Уйындар, уйынсыҡтар. Игры, игрушки. 29.02.
2.03.


3.03.


24. Минең яратҡан уйынсығым. Моя любимая игрушка. 7.03.
9.03.


10.03.


25. "Көн-төн", "Йәшерәм яулыҡ", " Ҡап та ҡоп" уйындары. Игры. 14.03.
16.03.


17.03.


26. "Ҡаҙҙар", "Телефон" уйындары. Игры. 21.03.
23.03.


24.03.


27. Һөнәрҙәр. Профессии. 28.03.
30.03.


31.03.


28. Тән өлөштәре. Части тела. 4.04.
6.04.


7.04.


29. Еләк-емеш, йәшелсә. Фрукты, овощи. 18.04.
20.04.


21.04.


30. Таҙалыҡ. Гигиена. 25.04.
27.04.


28.04.


31. Көн тәртибе. Режим дня. 2.05.
4.05.


5.05.


32. Көн тәртибе төҙөү. Составление режима дня. 16.05.
11.05.


12.05.


33. Д.Лукич "Дүрт ҡыҙыҡай". Д.Лукич "Четыре девочки". 23.05.
18.05.


19.05.


34. 2-се класта үтелгәндәрҙе ҡабатлау. Повторение пройденного во 2-ом классе . 30.05.
25.05.


26.05.











Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Башкирский язык». В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования: Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УУД:
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий.

Список литературы:

  1. Рабочая программа по башкирскому языку, разработанная на основе авторской программы «Программа по башкирскому языку для русскоязычных учащихся I - XI классов школ с русским языком обучения», авт.: Усманова М. Г., Тулумбаев Х. А., Давлетшина М.С., Габитова З.М. - Ижевск: Книгоград, 2008г.
  2. Учебник: Башкирский язык. Учебник для 2 класса русскоязычных школ. Тулумбаев Х.А., Давлетшина М.С., Бикбова Н.С. - Уфа: Китап, 2012.
  3. Методическое пособие, сборник диктантов по башкирскому языку для 1-4классов .-Уфа:Китап, 1997.- 255с.
  4. Учебный словарь, башкиро-русский русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа, 2006.
  5. Русско- башкирский учебный словарь, Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001.
  6. Ураксин З.Г., Сиразетдинов З.А., Суфьянова Н.Ф. Толковый словарь башкирского языка: для начальных классов. - Уфа: Китап, 2005.

Методическое обеспечение:

  • ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер;
  • наглядные пособия: алфавит, набор картин, портреты;
  • электронный учебник "Башҡортса өйрәнәйек" (1-4 кл.)
  • электронный словарь по башкирскому языку: толковый, русско-башкирский, башкирско-русский, фразеологический.
© 2010-2022