Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Моё Отечество 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №191 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА




Рассмотрено

Протокол педагогического совета №__________

от «____»__________2015г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ

____________С.А. Бабак

«____»___________2015г.







Рабочая программа по внеурочной деятельности

по курсу «Моё Отечество»





Для детей 7-10лет Срок реализации 1год

Автор-составитель: Чемерис Светлана Анатольевна,

Воспитатель ГПД, первой квалификационной категории















Санкт - Петербург

2015

Пояснительная записка

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Программа "Моё Отечество" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования", установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа "Моё Отечество" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа:

Целью курса «Моё Отечество» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории - о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе - в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Для достижения указанной цели решаются следующие условия:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через внеурочную деятельность, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):

- Беседы

- Сообщения

- Встречи с интересными людьми

- Литературно - музыкальные композиции

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

- Экскурсии (внеурочная, внешкольная)

Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

- Творческие конкурсы

- Выставки декоративно-прикладного искусства

Коллективные творческие дела

- Соревнования

- Праздники

- Викторины

- Интеллектуально-познавательные игры

- Трудовые дела

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

- Заочные путешествия

- Акции благотворительности, милосердия

- Творческие проекты, презентации

- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (внеурочная, внешкольная)

Режим занятий: 1 час раз в неделю. Занятия продолжаются по 40-45 минут. Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный ;уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный ;любознательный ;сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный ;социально зрелый и др.

Требования к подготовке учащихся по предмету

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Содержание программы

Программа "Моё Отечество" реализуется во 2 классе. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы "Кто я? Какой я?", "Моё хобби", "Что такое личность?", тест "Познай себя", психологический практикум "Правила счастливого человека", час откровенного разговора "Мой сосед по парте", конкурс "Ученик года", беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. "Я и семья" - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы "Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью", " Забота о родителях - дело совести каждого", конкурс рисунков и стихотворений "Я люблю свою маму", конкурсы сочинений "Я и мои родственники", "Моя мама - самая лучшая", праздники "Семейные традиции", "Только раз в году", фотовыставка "Я и моя семья", классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей "День школы", родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. "Я и культура" - формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности "Минута славы" (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, КВН.

4. "Я и школа" - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений "ученик - воспитатель", "ученик - ученик", выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе "Мой школьный дом", беседы "Правила поведения в школе", беседа о школьном уставе "Мои права и обязанности", конкурс сочинений и рисунков "Моя школа", "Моя учительница", организация дежурств, игры "Самое сильное звено", "Проще простого о вежливости", конкурс сочинений "Наша школа в будущем", выпуск плакатов ко Дню учителя, конкурс классных уголков, трудовой десант "Укрась территорию школы".

5. "Я и мое Отечество" - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция "Права и обязанности ребенка", экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений "Моя малая Родина", встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

6. "Я и планета" - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол "Я - житель планеты Земля", конкурс рисунков "Береги природу - наш дом", конкурс стихотворений "Природа в поэзии", беседы "Мы в ответе за тех, кого приручили", экскурсии в природу "Вот и осень к нам пришла", "Зимушка-зима".

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности по курсу «Моё Отечество»: Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов: выставка творческих работ; викторины, тесты; мультимедийные презентации; доклады, фотоотчёты; итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

Общий годовой план работы составляет -34ч,(включая практические и теоретические занятия)



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 2 класс)

Номер урока

Тема по программе

Дата проведения

1

Моя Родина - Россия. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

2

Мир вокруг нас. День памяти жертв Беслана.

3

Моя малая Родина. Мой город.

4

День памяти и скорби «День начала Блокады Ленинграда». Вахта памяти.

5

Моя семья в истории.

6

Улицы города хранят имена героев.

7

Мой любимый район. О чем шепчут названия улиц родного города.

8

Россия - дом, где живёт уважение.

9

Международный день пожилых людей.

10

Русская старина (традиции и обычаи Древней Руси).

11

Родной край в древности.

12

День Толерантности.

13

Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе?

14

Международный день инвалидов. «Улыбку дарим малышам».

15

День Конституции РФ.

16

В ожидании чуда. История Нового Года (в России).

17

Город - герой Ленинград. Вахта памяти, посвящённая прорыву и полному снятию блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

18

Поклон тебе, солдат России. Конкурс стихов.

19

«Твои рядовые, Россия». Конкурс рисунков.

20

Широкая Масленица. Традиции и обычаи в России.

21

Мы и наши права.

22

Мы - будущее России.

23

Международный женский день.

24

Весна в родном городе. Знай и люби свой край.

25-26

Путь в космос (рассказ - путешествие). Первый полёт советского человека.

27

Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

28

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки.

29-30

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

31

Была война, была Победа (конкурс рисунков).

32

Экология нашего города. День добрых волшебников.

33

Знай и люби свой край (викторина).

34

Моя Родина- это?

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. - Волгоград: Учитель, 2004

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. - Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: 2008.



© 2010-2022