Вода и ее свойства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Вода и её свойства.

Цели урока:

  • познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие.

  • развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;

  • воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.

Учебные материалы: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, магнитофон, карточки с таблицами, глобус.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Добрый день, мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки окружающего нас мира.

- Какое настроение мы возьмем с собой?

2.Актуализация знаний.

Цветок, лебедь, водопад, бабочка, берёза.

- Назовите объекты.

- Как можно назвать, одним словом? (Природа)

- Какой объект лишний и почему?

( Лишняя - вода, т.к. это относится к неживой природе, все остальное - объекты живой природы)

3. Усвоение новых знаний и способов действий. Вода в природе.

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (Вода)

• Вода в природе.

(Слайды 2, 3, 4, 5,6)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.


В лес туманом заползает.


Ледником в горах зовётся.


Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

- Скажите, что вы знаете о воде, где она встречается в природе? (Ответы детей)

- Давайте рассмотрим схему (слайд 7).

Вода и ее свойства

- Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Ответы детей)

(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)

Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма.

- Ребята, вы можете сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме. Массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовишь, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. (слайд 8)

• Три состояния воды (слайд 9)

- А в каком состоянии может находиться вода в природе? (ответы детей)

Роса и дождь - какое состояние воды? (слайд 10)

- А лёд и снег? (слайд 11)

- Туман, пар и облака? (слайд 12)

- О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.

• Круговорот воды в природе.

Работа с учебником и схемой «Круговорот воды в природе» (слайд 13)

Вода и ее свойства

- Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд - нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? (Ответы детей)

- Сейчас мы узнаем об этом из рассказа о капельке.

4. Физкультминутка - релаксация.

(Запись шума воды - дождя, реки, водопада, морского прибоя)

- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте ручки и ножки, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.

- А сейчас посмотрите на глобус. Реки, озёра, моря и океаны покрывают нашу землю словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши.

- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.

5. Свойства воды.

- Чтобы узнать о свойствах воды, проведём опыты.

(На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, у детей индивидуальные таблички для заполнения)

ВОДА

ДА

НЕТ

Имеет ли форму?

Имеет ли цвет?

Имеет ли запах?

Есть ли в воде воздух?

Опыт 1.

- Имеет ли вода форму?

- Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 2.

- Имеет ли вода цвет и запах?

- Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)

- А если её понюхать? (вода не имеет запаха)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 3.

- Есть ли в воде воздух?

- Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки - это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.

Вывод запишите в таблицу.

А теперь посмотрите на экран (слайд 12)

- В воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.

- А теперь подумаем, какими свойствами обладает лёд?

- Посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда.

Опыт 4.

- А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие - тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее - то тонет). Подробно о том, почему одни предметы держатся на воде, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Творческая работа.

- Опираясь на полученные знания о свойствах воды, личный опыт, рисунок

в учебнике, расскажите о круговороте воды в природе.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Вывод: учебник - с. 89

- Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Какие вы знаете водоёмы?

Кругом вода,
А с питьём беда? (море)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит- не выбежит. (река)

И месяц, и звезды - все в нем отражается.

Как же это зеркало называется? (озеро)

Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (болото)

Три четвертых поверхности Земли занимает вода.

Вода - это жизнь. Для многих живых организмов вода - дом родной.

Вода - это драгоценный дар природы и мы должны беречь её.

- А сейчас послушайте стихотворение о воде.

Бежит вода, струится.

И прямо в домик твой.
К ней надо относиться,
Как к ценности большой.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.

8. Домашнее задание

  • заполнить таблицу о свойствах льда;

  • прочитать о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90

9. Рефлексия.

- Что открыли для себя нового, удивило вас на уроке?

- Посмотрите, у вас на столах лежат капельки воды синего и жёлтого цвета.

  • Синяя капелька - урок понравился, было интересно.

  • Жёлтая капелька - возникали трудности.

- Поднимите капельку, которую считаете нужной.

Спасибо. Урок окончен.

© 2010-2022