- Преподавателю
- Начальные классы
- Вода и ее свойства
Вода и ее свойства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дальникович Н.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Вода и её свойства.
Цели урока:
-
познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
ЗАДАЧИ УРОКА:
-
формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие.
-
развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;
-
воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
-
воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.
Учебные материалы: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, магнитофон, карточки с таблицами, глобус.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день, мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки окружающего нас мира.
- Какое настроение мы возьмем с собой?
2.Актуализация знаний.
Цветок, лебедь, водопад, бабочка, берёза.
- Назовите объекты.
- Как можно назвать, одним словом? (Природа)
- Какой объект лишний и почему?
( Лишняя - вода, т.к. это относится к неживой природе, все остальное - объекты живой природы)
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Вода в природе.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (Вода)
• Вода в природе.
(Слайды 2, 3, 4, 5,6)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
- Скажите, что вы знаете о воде, где она встречается в природе? (Ответы детей)
- Давайте рассмотрим схему (слайд 7).
- Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Ответы детей)
(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)
Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма.
- Ребята, вы можете сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме. Массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовишь, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. (слайд 8)
• Три состояния воды (слайд 9)
- А в каком состоянии может находиться вода в природе? (ответы детей)
Роса и дождь - какое состояние воды? (слайд 10)
- А лёд и снег? (слайд 11)
- Туман, пар и облака? (слайд 12)
- О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.
• Круговорот воды в природе.
Работа с учебником и схемой «Круговорот воды в природе» (слайд 13)
- Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд - нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? (Ответы детей)
- Сейчас мы узнаем об этом из рассказа о капельке.
4. Физкультминутка - релаксация.
(Запись шума воды - дождя, реки, водопада, морского прибоя)
- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте ручки и ножки, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.
- А сейчас посмотрите на глобус. Реки, озёра, моря и океаны покрывают нашу землю словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши.
- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.
5. Свойства воды.
- Чтобы узнать о свойствах воды, проведём опыты.
(На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, у детей индивидуальные таблички для заполнения)
ВОДА
ДА
НЕТ
Имеет ли форму?
Имеет ли цвет?
Имеет ли запах?
Есть ли в воде воздух?
Опыт 1.
- Имеет ли вода форму?
- Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 2.
- Имеет ли вода цвет и запах?
- Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)
- А если её понюхать? (вода не имеет запаха)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 3.
- Есть ли в воде воздух?
- Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки - это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.
Вывод запишите в таблицу.
А теперь посмотрите на экран (слайд 12)
- В воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.
- А теперь подумаем, какими свойствами обладает лёд?
- Посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда.
Опыт 4.
- А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие - тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее - то тонет). Подробно о том, почему одни предметы держатся на воде, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Творческая работа.
- Опираясь на полученные знания о свойствах воды, личный опыт, рисунок
в учебнике, расскажите о круговороте воды в природе.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Вывод: учебник - с. 89
- Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Какие вы знаете водоёмы?
Кругом вода,
А с питьём беда? (море)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит- не выбежит. (река)
И месяц, и звезды - все в нем отражается.
Как же это зеркало называется? (озеро)
Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (болото)
Три четвертых поверхности Земли занимает вода.
Вода - это жизнь. Для многих живых организмов вода - дом родной.
Вода - это драгоценный дар природы и мы должны беречь её.
- А сейчас послушайте стихотворение о воде.
Бежит вода, струится.
И прямо в домик твой.
К ней надо относиться,
Как к ценности большой.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
8. Домашнее задание
-
заполнить таблицу о свойствах льда;
-
прочитать о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90
9. Рефлексия.
- Что открыли для себя нового, удивило вас на уроке?
- Посмотрите, у вас на столах лежат капельки воды синего и жёлтого цвета.
-
Синяя капелька - урок понравился, было интересно.
-
Жёлтая капелька - возникали трудности.
- Поднимите капельку, которую считаете нужной.
Спасибо. Урок окончен.