- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Мир деятельности
Программа внеурочной деятельности Мир деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петухова А.Н. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2
им. А. Жаркова г.Яранска Кировской области.
Утверждена:
Директор _________М. М. Ванчугов
Приказ №95/2от 10.09.2013
ПРОГРАММА
надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
по формированию универсальных учебных действий у учащихся
1−4 классов общеобразовательной школы
1 класс
Автор -составитель: Петухова А.Н.
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с УИОП № 2
им. А. Жаркова
2015-1016 уч.год
1. Пояснительная записка
1. 1. Цели, задачи и структура курса Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни». В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач. Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Курс предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...»,УМК «Перспектива»)[4]. Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться». Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий - то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя - все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля. Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
- Контроль умения выполнять действие.
- вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
- затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
- затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
- и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
1. 2. Место курса На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.
1. 3. Оценивание работы учащихся Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
- Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
- Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
- Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
- Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов - на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
2. Учебное содержание курса «Мир деятельности» 1 класс
Организационно-рефлексивная линия (15 часов)
Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.
Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причинызатруднения. Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии. Адаптированная структура второго шага учебной деятельности −«Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок. Цель учебной деятельности. От "не знаю" к "знаю". От "знаю" к "умею". Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 часов). Коммуникативная линия (6 часов) Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке. Правила работы в паре. Правила работы в группе. Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе. Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Познавательная линия (2 часа)
Как исправить свою ошибку.
Правила выполнения домашней работы.
3. Примерное тематическое планирование курса «Мир деятельности»
№ п/п
Тема занятия
цель
Дата по плану
Дата по факту
1
«Учиться… А что это значит?»
Сформировать представление об УД
1 нед
2
«Как устроено общение? Доброе слово».
1)Сформировать представления о структуре общения.
2) Построить основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, вред кличек, сочувствие, комплименты).
2 нед
3
«Правила поведения на уроке»
На основе опыта, приобретенного учащимися на уроках в течение первых трех недель, и правил обще-
ния составить общий список правил поведения на уроках
3 нед
4
«Учимся работать вместе»
Построить простейшие правила работы в паре и группе
4 нед
5
«Учитель и ученик. Цель и результат»
Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.
5 нед
6
«Как проверить свою работу»
1) Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу.
2) Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.
6 нед
7
«Как исправить свою ошибку».
1) Построить алгоритм исправления ошибок.
2) Закрепить понятия образца и эталона.
7 нед
8
«Домашнее задание делаю самостоятельно».
Построить алгоритм выполнения домашнего задания.
8 нед
9
«Как выяснить, что я не знаю?»
Сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить
необходимое; подвести итог повторения; попробовать
сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение;
подумать; найти причину затруднения).
9 нед
10
«Пробное учебное действие. Затруднение… С чего начать?».
Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимых этапах учения.
10 нед
11
«Не могу? − Подумаю почему».
Построить способ действий «затруднение − думаю» как необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?»
11 нед
12
«Как найти причину затруднения».
Построить алгоритм выявления причины затруднения в пробном учебном действии.
12 нед
13
«Как выяснить, что я не знаю» (Рефлексия I шага УД.)
Закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.
13 нед
14
«Ценности нашей жизни».
1) Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни каждому человеку.
2) Создать ценностную диаграмму класса
14 нед
15
«Истинные и ложные ценности»
Сформировать представления об истинных и ложных ценностях
15 нед
16
«Как построить новый способ?»
Сформировать представление о
последовательности действий на втором шаге УД (постановка цели; построение нового способа; усвоение; самопроверка).
16 нед
17
«Ставлю цель!».
1) Сформировать представление о цели УД.
2) Построить алгоритм постановки цели УД
17 нед
18
«Путь к цели: узнаю новое»
Сформировать представление о том, что дорога к новому знанию строится с помощью того, что уже изучено
18 нед
19
«От знаю к умею».
1) Выявить отличие знаний и умений, сформировать
представление о повторении, тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению.
2) Построить алгоритм перехода от знания к умению
19 нед
20
«Как построить новый способ»
Закрепить последовательность этапов на втором шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.
20 нед
21
«Духовные и материальные ценности».
1) Сформировать представления о духовных и материальных ценностях, выявить признаки их отличия.
2) Организовать работу однодневного классного музея «Ценности моей семьи».
3) Сформировать восприятие материальных ценностей как средства созидания духовных ценностей.
21 нед
22
«Жизнь и здоровье».
1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью.
2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности
22 нед
23
«Семья»
1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей семье.
2) Сформировать у каждого ребенка представление о себе, как составной части своей семьи; творце ее истории.
23 нед
24
«Знание».
1) Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.
2) Сформировать у каждого ребенка желание быть человекомзнающим и представление о себе как о созидателе
24 нед
25-26
«Что значит учиться» (Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или история о том, что значить учиться»)
1) Систематизировать знания о структуре УД, сформированные в текущем учебном году.
2) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя
25, 26 нед
27
: «Учимся работать дружно. Я − автор».
1) Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий.
2) Сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений этапам УД
27 нед
28
«Учимся работать дружно. Я − понимающий».
1) Сформулировать правила поведения «понимающего», вопросы на понимание.
2) Тренировать навыки понимания с использованием приема «пара фраз».
28 нед
29
«Как понимать друг друга без слов»
1) Сформировать представление о культурных способах выражения своих чувств и эмоций.
2) Выработать правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои негативные эмоции, а с другой − помочь другому справиться со своими эмоциями
29 нед
30
Диагностика уровня сформированности организационно-рефлексивных умений
Определить уровень освоения учащимися системы норм УД
30 нед
31
«Родина».
1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к России.
2) Сформировать у каждого ребенка восприятие себя, как гражданина своей страны.
31 нед
32
«Природа, Земля».
1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы.
2) Сформировать восприятие себя как жителя планеты
Земля, как важную составную часть природы
32 нед
33
«Что для нас ценно: творческая гостиная для детей и родителей
1) Сформировать представление о ценностях как опыте поколений, открыть единство духовных ценностей для любого возраста.
2) Сформировать стремление становиться лучше самому, делать лучше мир, который тебя окружает.
3) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя в течение учебного года ценностям, наметить перспективы открытия новых ценностей.
4) Сформулировать правила поведения, которые помогут беречь Природу
33 нед
Ресурсное обеспечение
ДЛЯ УЧЕНИКА:
Учебная тетрадь для 1 класса
Разрезной материал + Наклейки для 1 класса
Эталоны + «Копилка моих достижений»