Программа внеурочной деятельности Мир деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2

им. А. Жаркова г.Яранска Кировской области.

Утверждена:

Директор _________М. М. Ванчугов

Приказ №95/2от 10.09.2013


ПРОГРАММА

надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по формированию универсальных учебных действий у учащихся

1−4 классов общеобразовательной школы

1 класс

Автор -составитель: Петухова А.Н.

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с УИОП № 2

им. А. Жаркова











2015-1016 уч.год

1. Пояснительная записка

1. 1. Цели, задачи и структура курса Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни». В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач. Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Курс предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...»,УМК «Перспектива»)[4]. Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться». Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий - то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя - все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля. Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений. Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,
  1. вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
  2. затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
  3. затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
  4. и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности - пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др. Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий. I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.). II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д. III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д. IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД). Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии. Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе. Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

1. 2. Место курса На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

1. 3. Оценивание работы учащихся Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
  4. Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов - на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Мы рекомендуем по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще». Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности. Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений - ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС. Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, Мы рекомендуем по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще». Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности. Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений - ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС. Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.

2. Учебное содержание курса «Мир деятельности» 1 класс

Организационно-рефлексивная линия (15 часов)

Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.

Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причинызатруднения. Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии. Адаптированная структура второго шага учебной деятельности −«Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок. Цель учебной деятельности. От "не знаю" к "знаю". От "знаю" к "умею". Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 часов). Коммуникативная линия (6 часов) Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке. Правила работы в паре. Правила работы в группе. Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе. Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.

Познавательная линия (2 часа)

Как исправить свою ошибку.

Правила выполнения домашней работы.

3. Примерное тематическое планирование курса «Мир деятельности»

№ п/п

Тема занятия

цель

Дата по плану

Дата по факту

1

«Учиться… А что это значит?»

Сформировать представление об УД

1 нед

2

«Как устроено общение? Доброе слово».

1)Сформировать представления о структуре общения.

2) Построить основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, вред кличек, сочувствие, комплименты).

2 нед

3

«Правила поведения на уроке»

На основе опыта, приобретенного учащимися на уроках в течение первых трех недель, и правил обще-

ния составить общий список правил поведения на уроках

3 нед

4

«Учимся работать вместе»

Построить простейшие правила работы в паре и группе

4 нед

5

«Учитель и ученик. Цель и результат»

Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.

5 нед

6

«Как проверить свою работу»

1) Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу.

2) Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.

6 нед

7

«Как исправить свою ошибку».

1) Построить алгоритм исправления ошибок.

2) Закрепить понятия образца и эталона.

7 нед

8

«Домашнее задание делаю самостоятельно».

Построить алгоритм выполнения домашнего задания.

8 нед

9

«Как выяснить, что я не знаю?»

Сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить

необходимое; подвести итог повторения; попробовать

сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение;

подумать; найти причину затруднения).

9 нед

10

«Пробное учебное действие. Затруднение… С чего начать?».

Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимых этапах учения.

10 нед

11

«Не могу? − Подумаю почему».

Построить способ действий «затруднение − думаю» как необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?»

11 нед

12

«Как найти причину затруднения».

Построить алгоритм выявления причины затруднения в пробном учебном действии.

12 нед

13

«Как выяснить, что я не знаю» (Рефлексия I шага УД.)

Закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.

13 нед

14

«Ценности нашей жизни».

1) Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни каждому человеку.

2) Создать ценностную диаграмму класса

14 нед

15

«Истинные и ложные ценности»

Сформировать представления об истинных и ложных ценностях

15 нед

16

«Как построить новый способ?»

Сформировать представление о

последовательности действий на втором шаге УД (постановка цели; построение нового способа; усвоение; самопроверка).

16 нед

17

«Ставлю цель!».

1) Сформировать представление о цели УД.

2) Построить алгоритм постановки цели УД

17 нед

18

«Путь к цели: узнаю новое»

Сформировать представление о том, что дорога к новому знанию строится с помощью того, что уже изучено

18 нед

19

«От знаю к умею».

1) Выявить отличие знаний и умений, сформировать

представление о повторении, тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению.

2) Построить алгоритм перехода от знания к умению

19 нед

20

«Как построить новый способ»

Закрепить последовательность этапов на втором шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.

20 нед

21

«Духовные и материальные ценности».

1) Сформировать представления о духовных и материальных ценностях, выявить признаки их отличия.

2) Организовать работу однодневного классного музея «Ценности моей семьи».

3) Сформировать восприятие материальных ценностей как средства созидания духовных ценностей.

21 нед

22

«Жизнь и здоровье».

1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью.

2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности

22 нед

23

«Семья»

1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей семье.

2) Сформировать у каждого ребенка представление о себе, как составной части своей семьи; творце ее истории.

23 нед

24

«Знание».

1) Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.

2) Сформировать у каждого ребенка желание быть человекомзнающим и представление о себе как о созидателе

24 нед

25-26

«Что значит учиться» (Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или история о том, что значить учиться»)

1) Систематизировать знания о структуре УД, сформированные в текущем учебном году.

2) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя

25, 26 нед

27

: «Учимся работать дружно. Я − автор».

1) Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий.

2) Сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений этапам УД

27 нед

28

«Учимся работать дружно. Я − понимающий».

1) Сформулировать правила поведения «понимающего», вопросы на понимание.

2) Тренировать навыки понимания с использованием приема «пара фраз».

28 нед

29

«Как понимать друг друга без слов»

1) Сформировать представление о культурных способах выражения своих чувств и эмоций.

2) Выработать правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои негативные эмоции, а с другой − помочь другому справиться со своими эмоциями

29 нед

30

Диагностика уровня сформированности организационно-рефлексивных умений

Определить уровень освоения учащимися системы норм УД

30 нед

31

«Родина».

1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к России.

2) Сформировать у каждого ребенка восприятие себя, как гражданина своей страны.

31 нед

32

«Природа, Земля».

1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы.

2) Сформировать восприятие себя как жителя планеты

Земля, как важную составную часть природы

32 нед

33

«Что для нас ценно: творческая гостиная для детей и родителей

1) Сформировать представление о ценностях как опыте поколений, открыть единство духовных ценностей для любого возраста.

2) Сформировать стремление становиться лучше самому, делать лучше мир, который тебя окружает.

3) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя в течение учебного года ценностям, наметить перспективы открытия новых ценностей.

4) Сформулировать правила поведения, которые помогут беречь Природу

33 нед

Ресурсное обеспечение

ДЛЯ УЧЕНИКА:
Учебная тетрадь для 1 класса
Разрезной материал + Наклейки для 1 класса
Эталоны + «Копилка моих достижений»

© 2010-2022